Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
05 марта 14:15Распечатать

Инок Алипий. СЛОВА, СТАВШИЕ ДЕЛОМ. Размышления инока об учении св. Иоанна Кронштадтского об Имени Божием в контексте Писания и Предания Церкви


«Помни, что слово – начало жизни»
(св. прав. Иоанн Кронштадтский)

Слова человеческие – пустой звук, празднословие и суета. Слова Божии – истина и дело. «Слово есть Творец и Бог наш, всякое слово Его есть истина и дело. Таково же должно быть и наше слово, ибо мы во образ Божий сотворены», - писал св. Иоанн Кронштадтский.

На первых страницах своего дневника за 1856 год отец Иоанн написал такие слова: «Служитель Христов должен вести себя так, чтобы за ним, как за Христом, народ ходил толпами, то есть священник должен привлекать к себе прихожан словом и жизнью» (Дневник. Т. 1. 1856–1858. Кн. 2. Духовные опыты). В это время (1856 г.) отцу Иоанну было 27 лет, его пастырская деятельность только начиналась, никакие толпы за ним не ходили. Эти слова стали программой жизни отца Иоанна, путем, ведущим к Богу. Он написал для себя образ истинного православного пастыря, который притворил в жизнь с помощью благодати Божией. И, действительно, за ним не только ходили, но бегали толпы народа: «Некогда и присесть», как писал он позже.

1862 год. Отцу Иоанну 33 года. 28 февраля Церковь отмечает память священномученика Протерия, Патриарха Александрийского. Имя Протерий значит в переводе «предшествующий». Отец Иоанн в 10 утра записал в своем дневнике: «Слава Пресвятой, Единосущной и Животворящей Троице: диавол защемит бок неудовольствием и ненавистью на ближнего из-за чего-либо житейского, плотского, тяжело мне станет, мучительно, а я встану да возведу сердечные очи к Троице и говорю: Отче, Сыне, Душе Всесвятый, помилуй мя, – а сам смотрю на Имя Отца и Сына и Святаго Духа, как на самое существо Пресвятой Троицы, везде существенно присутствующей, и даже в слове едином; смотришь: тотчас и легко сделается, и убежит враг от Вседержавного и Приснопокланяемого Имени, как дым исчезнет. Слава Тебе, Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице!» (Св. прав. Иоанн Кронштадский. Дневник. Т. 4. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя).

Через месяц, 27 апреля в том же 1862 году, на день памяти священномученика Симеона, сродника Господня, в Дневнике о. Иоанна появляется следующая примечательная запись. Симеон значит «услышание». Итак, в этот день о. Иоанн записал: «Великие Имена: Пресвятая Троица. Или Отец, Сын и Святый Дух, или Отец, Слово и Святый Дух, призванные с живою, сердечною верою и благоговением, или воображенные в душе – суть Сам Бог и низводят в нашу душу Самого Бога в Трех Лицах… Еще вспомни, что многие христиане, многие силы сотворившие Именем Божием (Мат. 7:22) услышат некогда от Господа слова: отыдите от Мене: не вем вас (Лук. 13:27) – за свою неевангельскую жизнь».

В это время (1862 г.) отец Иоанн еще не «всероссийский молитвенник», не чудотворец. Это было предшествие того, что будет, предшествие грядущего услышания. Отец Иоанн показал, какое должно быть отношение христиан к Имени Божию на молитве и в самой жизни, ибо он в том же дневнике записал крупными буквами: «Велико, жизненосно Имя Господне: Оно – Жизнь сердца нашего». Именно такую жизнь и явил отец Иоанн - образец для подражания не только священникам, но и всем христианам.

Вот еще некоторые слова из того же дневника за 1862 год: «Веруй твердо в совершимость всякого слова, особенно во время молитвы, памятуя, что Виновник слова есть Бог Слово, что Сам Бог наш, в Троице покланяемый, выражается тремя словами или именами: Отец, Слово и Святый Дух; что всякому слову соответствует бытие, или всякое слово может быть бытием и делом. Благоговейно обращайся с словом и дорожи им. Помни, что как Ипостасное Слово Божие, Сын Божий всегда соединен со Отцем и Духом Святым, так и в слове Священного Писания, или в молитве, или в писаниях Богомудрых отец участвует по своему вездесущию Отец, как Верховный Разум, Творческое Его Слово и Совершитель Дух Святый. Потому никакое слово не праздно, но имеет, или должно иметь, в себе свою силу, и горе празднословящим, ибо они дадут ответ за празднословие. Не изнеможет у Бога всяк глагол (Лук. 1:37). Это вообще свойство слова – сила и совершимость его. Таким оно должно быть и в устах человека». «Когда запрещаешь Диаволу Именем Господа нашего Иисуса Христа, то это самое Имя, сладчайшее для нас, и грозное и горькое для бесов, Само творит силы, как меч обоюдоострый (Евр. 4:12). Равно если просишь чего у Отца Небесного или совершаешь что либо о Имени Господа нашего Иисуса Христа, то Отец Небесный о Имени Своего возлюбленного Сына все подаст тебе в Духе Святом, если ты творишь заповеди Его; а в Таинствах и вовсе, невзирая на твое недостоинство, подаст дар верующим. Где употребляется с верою Имя Божие, там оно совершает силы: ибо Само Имя Божие есть сила». «Словесное существо! Помни, что ты имеешь начало от Слова Всетворца и в соединении (чрез веру) с Зиждительным Словом посредством веры сам можешь быть зиждителем вещественным и духовным. Веруй, что при вере твоей в Зиждительное Слово Отчее и твое слово не возвратится к тебе никогда напрасным, бессильным. Когда, например, ты молишься благодателю Богу по руководству Церкви Святой или по наставлению Господа, оно принесет тебе благопотребный дар; верь, что при вере в Зиждительное Слово ты не будешь без успеха поучать народ в храме – при богослужении, при совершении Таинств, в домах не будет безуспешно твое слово в училище, но созиждет умы и сердца внимающих тебе. Помни, что в самом слове заключается и возможность дела: только веру твердую надо иметь в силу слова, в его творческую способность. У Господа – неразлучно со словом дело; ни одно слово к нему не возвратилось изнемогшим; не изнеможет у Бога всяк глагол. Так и у нас должно быть, ибо мы – образ Слова, и Слово преискренне соединилось с нами чрез воплощение, обожив нас, приняв в причастие Божественного естества (2 Петр. 1:4)». «Каждое слово Священного Писания, каждое слово Божественной литургии, утрени и вечерни, каждое слово священно-таинственных молитв и молитвословий имеет в себе соответствующую ему и в нем заключающуюся силу подобно знамению Честнаго и Животворящего Креста. Такая благодать присуща каждому церковному слову ради обитающего в Церкви Ипостасного вочеловечившегося Божия Слова, Которое есть Глава Церкви. Да и всякое истинное и доброе слово имеет соответствующую ему силу ради всенаполняющего Простого Божия Слова. – С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какой верою! Ибо Слово есть Сам Зиждитель – Бог, и словом от небытия все приведено».

Все эти слова отец Иоанн потом переписал в свою книгу «Моя жизнь во Христе», тем самым по прошествии многих лет, с высоты своего опыта, подтвердив их истинность. Слова его стали самой жизнью, стали делом. Господь явил в образе праведного отца Иоанна благодатный путь спасения. Не всем Бог дарует быть молитвенниками и чудотворцами, но жить по Слову Божию должны все христиане, как жил отец Иоанн. Слова его стали живым примером и, обогатившись Божественным светом, стали духовными. «Веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Его же хотяху приимати верующие во Имя Его» (Иоанн. 7: 3-40). Как писал о. Иоанн Кронштадтский в предисловии к своей книге: «Все содержащееся в ней есть не иное что, как благодатное озарение души, которого я удостоился от всепросвещающего Духа Божия».

Слова праведного Иоанна Кронштадтского «Имя Божие есть сам Бог» часто вызывают недоумения. Развеять их поможет такая очевидная мысль: когда мы призываем какого-либо человека, именно он к нам и приходит. А призываем мы каждого по его имени. Человеку, чтобы прийти, надо время. А Бог, как Вездеприсутствующий, во времени не нуждается. Он над временем, в вечности пребывает. Пребывает Он, естественно, и в Имени Своем, как Вездеприсутствующий, или, как говорил св. Феофан Полтавский, «в Имени Божием почиет Божество» (Божественная энергия). Невидимый Бог по существу Своему даровал людям возможность видеть Свое присутствие в Имени Своем. А о вездепрсутствии Божием так писал преподобный Варсонофий Великий: «Кто затворяет уста и призывает Бога или молится Ему в сердце своем, тот исполняет предписывающую сие заповедь («затвори двери твоя и помолися Отцу твоему, Иже в тайне» (Мат. 6: 6)). Если же не призовешь в сердце Имени Божиего, а только помнишь о Боге, то в сем еще больше быстроты (удобства) и достаточно в помощь тебе».

Имена раскрывают предназначения вещей. По сущности Бог не именуем, ибо Он превыше всякого имени. Но по Своей милости Бог даровал людям именовать Себя многоразлично (ведь должна же как-то обращаться тварь к Создателю и знать, что она не сама по себе, а ее Кто-то создал). Имена Божии раскрывают энергию, движение Бога. Они открывают, что Бог – Благ, Мир, Любовь, Радость паче всякой радости, что Он – Дверь, Свет, Хлеб, Пастырь, Начало и Конец, и т.д. Бесчисленное множество Имен Его, поэтому принято писать Имя Его с большой буквы, как обобщающее все в одно Имя. Святой Иоанн Златоуст писал: «Когда родился младенец, нарек ему имя новое и необыкновенное, содержащее в себе историю будущих событий».

Сравнивают Имена Божии с лучами солнечными. Солнце пребывает на недостижимой высоте, так и Бог - в сущности Своей. Но благодаря лучам мы видим и чувствуем солнце. Между солнцем и лучами – нерасторжимая связь, посему и называем солнечные лучи солнцем. Говорим «солнце жжет, солнце светит, солнце греет», хотя на самом деле оно, Солнце, от нас на недосягаемой высоте. Так словесное имя само по себе, казалось бы, ничто, но с Богом имя – Сам Бог, или, как говорит св. Иоанн Кронштадтский, имя Божие есть сам Бог.

«Святитель Василий Великий указал, что честь, воздаваемая перед образом (иконой), не к образу самому, как вещи относится, а эта честь и молитва от образа к первообразу восходит (переходит), т.е. восходит от образа к тому, кто или что изображены на святой иконе» (св. Филарет Нью-Йоркский). Имя Божие называют словесной иконой, а человека именуют живой иконой. Иконы сравнивают по силе Божества с Именем Божиим, с Крестом, с Самим Словом Божиим. Соответствующее им поклонение, как принадлежащим Богу, восходит к Самому Богу. Отсюда видно, как кто любит Бога. Как писал апостол Иоанн Богослов: «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любит брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любить» (Иоанн. 4:20).

И самое главное – словам праведного Иоанна Кронштадтского надо просто верить. Как написано, так и надо верить. Верим, что Бог есть, что Бог Един в Трех лицах, что Бог сотворил мир из ничего, что Бог явился на земле, что Дева родила и осталась Девой, что Иисус Христос умер и воскрес. Как все это объяснить? Чудо объясняется только одним словом – Бог. Господь так восхотел, и кто Ему возбранит. Царь Давид поет Ему: «Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли» (Пс. 8:10). Будем верить как отец Иоанн. Ведь истинность своих слов он доказал всей своей праведной жизнью. Как он писал: «Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь Имя Божие: Господи, или Пресвятая Троице, или Господи, Господи Иисусе Христе – то в этом Имени ты имеешь все существо Господа, в Нем – Его благость бесконечная, Премудрость беспредельная, Свет неприступный, Всемогущество, Неизменяемость. Со страхом Божием и верою и любовию прикасайся мыслями и сердцем к этому Всезиждущему, Всесодержащему и Всеуправляющему Имени. Имя Его есть Он Сам – Единый Бог в Трех Лицах. Простое существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время не заключаемое, то есть не ограничиваемое им».

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования