Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
11 июля 18:00Распечатать

Андрей Берман. ГЕНДЕРНОЕ «ХРИСТИАНСТВО». Отрицание ветхой «праведности», «традиционных ценностей» и создает собственную этическую систему христианства


Автор – кандидат исторических наук, культуролог

В постсоветское время в календаре РПЦ МП появилось два необычных празднования – это День православных женщин, который с легкой руки диакона Андрея Кураева стали отмечать в праздник жен-мироносиц, и День семьи, любви и верности, отмечаемый в день памяти преподобных Петра и Февронии. И если первый праздник остается скорее неофициальным, то второй, по предложению РПЦ МП и при поддержке супруги бывшего президента и нынешнего премьера Светланы Медведевой, сделался официальным, если можно так выразиться, "церковно-государственным табельным днем".

На первый взгляд все прекрасно: исторически кажется, что Церковь всегда поддерживала "морально-нравственные" "традиционные" и прочие там "ценности". Но вот возникает вопрос: а являются ли эти самые "ценности" действительными ценностями не для "исторического", а для актуального христианства?

Представители РПЦ МП совершенно правильно заметили, что в основе абсолютно всех "традиционных ценностей" всех времен, народов, стран и религий, являясь для этих "ценностей" альфой и омегой, началом и концом, лежит "гендерный фактор", то есть отношения мужчины и женщины. И не надо быть Фрейдом, чтобы понять, отчего так происходит. Если принять тезис о том, что в основе человеческого общения лежит необходимость материальной производственной деятельности, то отношения мужчины и женщины являются простейшим человеческим отношением, т.к. эти отношения направлены на воспроизводство человеческого рода. И, являясь простейшим человеческим отношением, связь мужчины и женщины в латентной, скрытой, неразвитой форме содержит все историческое богатство, красоту, грязь, уродство и зверство всех будущих общественных формаций и цивилизаций. Подобно тому, как в желуде уже содержится целый дуб.

Прежде всего, отношения мужчины и женщины являются первым в истории, природно-обусловленным разделением труда в процессе производства людей. В простейшем акте соединения полов происходит нечто подобное тому, как в процессе производительной деятельности собственник средств производства предоставляет их за определенную плату. Платой, в данном случае, является некое наслаждение, причем выплачивает эту плату весь человеческий род, в целом.

Поскольку в отношениях мужчины и женщины имеет место разделение ролей, или - правильнее - разделение производительных функций, а разделение труда создает условия для социального неравенства, то можно утверждать, что половые отношения, в определенной мере, являются для социального неравенства самым ранним, по историческому времени, источником. Звучит, конечно, странно, но если разобраться, это именно так. Собственно, разделение половых ролей в соединении с возникновением частной собственности и порождает институт брака. В браке мужчина использует женщину для того, чтобы получить наследников для своей собственности (что бы под этим ни понималось), т.е. исключить из пользования собственностью других представителей человеческого рода – конкурентов. Женщина пользуется мужчиной для того, чтобы обеспечить себе и своим детям средства существования. То есть в основе брака лежит чистая экономика, все остальное только к ней прилагается.

У читателя, наверное, возникает законный вопрос о том, какое отношение вся эта социология имеет к христианству и к святым Петру и Февронии. А вот какое.

На первых страницах Писания говорится: "Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут двое как одна плоть". Обычно это место толкуется как божественное учреждение института брака. Однако этот текст имеет и свою другую сторону: "Оставит человек отца и мать" - это как раз и означает, что общество (а отец и мать представляют здесь общество) не имеет никакой "части" тогда, когда двое уже образовали "одну плоть". То есть это соединение является делом только двух (сегодня мы скажем "частным делом"), и обществу там нечего делать. Отношения мужчины и женщины общество не может никак регулировать.

Из библейского законодательства хорошо видно, что именно подлежит, в данном случае, общественному регулированию. В Декалоге имеются две заповеди, посвященные этому вопросу: во-первых, самая известная - "не прелюбодействуй". А вот 10-ю заповедь можно рассматривать как объяснение того, почему нельзя прелюбодействовать: в 10-й заповеди жена, женщина приравнивается к прочему движимому и недвижимому имуществу мужчины – к дому, ослу, волу и т.д. Другими словами, прелюбодействовать нельзя потому, что, во-первых, это может нанести ущерб соплеменнику и в его лице всему сообществу, что нарушает общественную стабильность, подобно тому, как кража осла лишает соплеменника выгоды от его использования. Во-вторых, бросая "семена", так сказать, на чужом поле, мужчина лишает самого себя возможного наследника, что опять же создает угрозу обществу.

В библейском законодательстве перед нами предстают "традиционные ценности" в чистом, незамутненном виде. И для этих ценностей отдельный человек всего лишь функция экономических отношений, а уж женщина - вообще только механизм для производства детей. Не даром апостол Павел называет Закон "силой греха", т.к. перед "традиционными ценностями" человек всегда виноват, всегда находится в состоянии психологической депривации, которая порождает постоянную агрессию, направленную или вовнутрь или вовне, что и порождает характерный для "традиционных ценностей" авторитаризм.

Теперь посмотрим, как Иисус Христос относился к "традиционным ценностям". Собственно Иисус требует преодолеть старые ценности, квинтэссенцией которых для него стало учение "книжников и фарисеев": "Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное". То есть в том мире, в который зовет своих последователей Иисус, этой, старой праведности ("традиционным ценностям", выражаясь современным языком) вообще не место. Как можно превзойти праведность книжников и фарисеев? – Максимально усилить нормы этой праведности. Представим себе, что значит максимально усилить заповедь "не кради", к примеру. Это значит не просто не брать чужого, а отдать прохожему последнюю рубашку, не просто не спать с посторонними женщинами, а вообще не смотреть на противоположный пол. Другими словами, Иисусово "превзойти" означает тотальное отрицание прежних моральных норм. А ценности и нормы как раз и создают тот мир, в котором живет человек. Поэтому-то Иисус и призывает: "Не любите мира ни того, что в мире".

Иисусу было хорошо известно, откуда этот мир, эти извращенные отношения, эта фарисейская "праведность" берут свое начало. Недаром Он посягает на самую главную "традиционную ценность" - семью и брак: "В Царстве Небесном не женятся и не посягают". Эти слова выглядят как отрицание вообще отношений мужчины и женщины. Ничего подобного. В Евангелии от Матфея есть отрывок, где фарисеи спрашивают Иисуса о том, можно ли разводиться с женой. Иисус буквально тыкает вопрошающих носом в Библию: "Разве не читали, что "оставит человек отца и мать и прилепится к жене", если уже прилепился, то какой развод". Развод, как известно, такой же общественный институт, как и брак. Если общество не может развести супругов, то, надо полагать, оно и не в состоянии удерживать их в браке или вообще санкционировать брак. Поэтому-то Иисус и уточняет – "кроме вины прелюбодеяния", т.е. если одна из сторон нашла себе другого партнера, то старые отношения сами собой и прекращаются, становятся несуществующими.

Отношения мужчины и женщина, таким образом, становятся частным делом сторон, которые перед обществом ничем не отвечают и общество не имеет над этими отношениями власти. Другими словами, Иисус последовательно отрицает брак как общественный институт. Кстати, присутствующие это прекрасно поняли (со своей колокольни, конечно): "Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться". Иисус подтверждает их догадку: "Могущий вместить, да вместит", т.е. не хочешь иметь обязанностей перед обществом – не вступай с этим обществом в отношения.

Апостол Павел, несмотря на его тенденцию (или тех, кто редактировал или отбирал послания, приписываемые Павлу) адаптировать христианство к наличному обществу, развивая мысль Иисуса о том, что в Царстве Небесном "все будут как ангелы", доходит до полного отрицания гендерных, этнических или социальных различий: "Нет ни эллина, ни иудея, ни мужского пола, ни женского, ни раба ни свободного" - для Царства эти вещи безразличны, там нужны, прежде всего, люди, а не их функции.

Отрицание ветхой "праведности", "традиционных ценностей" и создает собственную этическую систему христианства. Несмотря на многовековые усилия христианских лидеров после Иисуса сгладить эту фундаментальную черту христианства, в полной мере сделать это не удалось. Как только кто-то из христиан додумывался до того, чтобы жить по-христиански, этот тотальный "нигилизм" немедленно возрождался. Монашество, средневековые радикальные ереси или русские секты хлыстов и скопцов, отбрасывая историческую "надстройку" христианства, обнажали его сущностный "базис" – отрицание наличной социальной действительности и, прежде всего, их изначальной основы – гендерных отношений. Воздерживались ли монахи от секса, практиковали ли ереси "свальный грех" или кастрацию – все это разные стороны одного и того же нигилизма по отношению к социуму или, выражаясь языком Евангелия, к "миру сему", князем которого является сами-знаете-кто.

Вводя в церковный календарный цикл (не важно, официально или нет) "гендерную составляющую", представители современной РПЦ МП обнаруживают непонимание сущности собственной религии, непонимание того, что христианство и гендер – явления из разных миров. В этом смысле те, кто вводит в культовую практику православной Церкви "половой фактор", мало чем отличаются от феминисток или от тех же "Pussy Riot". Только одни пытаются вернуться к "традиционным ценностям", другие же их отрицают. Но для тех и других именно "гендер" является полномочным представителем общественных отношений, их "эйдосом" и тайной.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования