Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
20 января 18:54Распечатать

Михаил Жеребятьев. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ, ИЛИ ЦЕРКОВЬ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ. Памяти митрополита Валентина (Русанцова). Заметки религиоведа


Современному российскому секулярному обществу, потребительски взирающему через телеокно на парадные патриаршие богослужения с участием первых лиц светской власти, остаются совершенно непонятны юрисдикционные искания истинно-православных. Лишь единицы, знающие секреты внутренней кухни РПЦ МП, могут найти некое оправдание выбору, периодически делаемому в пользу "малопонятных" Церквей. Зачем существуют "альтернативные православные" - на этот вопрос не может ответить, пожалуй, никто, кроме самих истинно-православных христиан и, может быть, конфессионально неангажированных светских исследователей религии.

В первом случае таким ответом будет автопортрет, написанный, прежде всего, с апологетических позиций. Но, что интересно, апологии "альтернативного православия", доступной для понимания простых светских людей, пока никто не составил. По крайней мере, такой текст лично мне неизвестен. А значит, не всё ещё устоялось, и в Истинном православии еще жива надежда, что в обозримое время "большая Церковь" РПЦ МП сможет существовать без альянса с государством и вернуться в "каноническое поле". Альтернативное православие не закрывается перед парадным, напротив, демонстрирует отсутствие религиозного фанатизма и превосходства. За "отделившимися" стоит живое свидетельство непрерывности истории российского православия с, опять же, опорой на альтернативу (!) "народной" и "казённой" Церквей, как это было в XIX веке.

В тех условиях "народную Церковь" олицетворяло старообрядчество. Да, отделившиеся оказывались всегда более консервативными. И сегодняшнее движение ИПЦ в чём-то повторяет исторический путь старообрядчества. Но, кроме следования курсу богослужебного и доктринального консерватизма, верующие "альтернативных" юрисдикций стремятся создать собственный специфический быт, взгляд на социальную жизнь, в официальной Церкви (РПЦ МП) не прививающийся, несмотря ни на какие призывы и усилия...

В устоявшихся юрисдикциях "альтернативного православия" нет ни апокалиптики, ни старчества, ни скороспелых пророчеств, процветающих в "массовой" Церкви. Ну, чем не повод взглянуть по-иному на "страшных" консерваторов?

Свою же цель я вижу в другом – показать ситуацию "альтернативного православия" и конкретно РПАЦ в контексте современных отечественных общественных процессов и, тем самым, отдать дань памяти владыке Валентину, – с коим мне посчастливилось видеться и беседовать.

Основа любой Церкви – это её люди. Пастыри - иерархи и священники, - решающиеся уйти в другую уже оформленную альтернативно-православную Церковь, а паче же взвалить на свои плечи попечение о ней, заведомо обречены на отсутствие общественной поддержки. При попустительстве властей РПЦ МП постсоветского образца, пускай и в несколько ограниченных масштабах по сравнению с тем, что было до 1917 года, - создала модель вероисповедной иерархии с "верхом" и "дном". Сегодняшнее фактическое положение "альтернативных православных" (АП) сравнимо с последователями НРД или деноминаций, не имеющих влиятельных международных лоббистов. И те, и другие - наиболее бесправная часть верующей России. "Плюсы" такого положения покойный Митрополит Валентин испытал на себе сполна: гонения, связанные с изъятием законно полученных и возвращённых к жизни храмов, неподкреплённые обвинения в педофилии, травля, ярлыки.

Разумеется, среди россиян велико недоверие к формальному праву, которое монопольно вершит власть, – верующие и неверующие в этом отношении не слишком отличаются друг от друга. Но в православно-христианском сегменте оно выражено гораздо сильнее, нежели в обществе в целом. С одной стороны, тому способствуют вероисповедные установки ("благодать" выше "закона"), а с другой - реальная история государственной Церкви России: бесправным и бесконечно унижаемым властями людям не помогало ни церковное, ни гражданское право.

Особая роль РАПЦ под руководством Митрополита Валентина видится мне в реабилитации в глазах православных института права. Пожалуй, ни один из религиозных деятелей постсоветской России не сделал столько для формирования подлинно гражданского отношения верующих к государству и праву, как и не одна "альтернативная юрисдикция" не посвятила столько времени судебным тяжбам. Конечно, РПАЦ суды были навязаны властью, но с каким достоинством и моральным превосходством постоянно выходили из залов суда верующие РПАЦ.

Однажды священник-диссидент Глеб Якунин сказал, "конечно, рано или поздно эти неправовые решения будут отменены, и справедливость восторжествует". Возможно, это время близко.

Все Ваши деяния, владыка Валентин, доказали возможность существования других – честных и открытых - взаимоотношений Церкви с государством и обществом.

Светлая Вам память!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования