Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
20 января 13:55Распечатать

Вадим Сидоров. МУСУЛЬМАНЕ И РОГ: о гражданственности и «колониальном угнетении»


Результаты российских парламентских выборов 2011 года, по итогам которых "мусульманские республики" дали "Единой России" наибольшее количество голосов на фоне роста протестного голосования в "русских регионах", породили многочисленные спекуляции на тему того, что нынешняя власть опирается на "союз бюрократии и мусульман" против "русских образованных горожан" (РОГ – термин Белковского).

Так мусульмане, не успев отделаться от обвинений в сепаратизме и нелояльности к российскому государству, оказались виновными в прямо противоположном – лоялизме и охранительстве. Мусульманское сообщество оказалось зажатым между молотом государственного прессинга за нелояльность и наковальней общественного – за лоялизм.

Из всего хора подобных обвинений наиболее объективный анализ был предпринят на небесспорном, но неизменно интересном блоге "Толкователь", пользующемся популярностью среди этих самых РОГов. В опубликованной там статье "Триединая Россия" говорится о том, что именно архаичная мусульманская часть России вкупе с бюджетниками из "посадской России" являются опорами нынешней власти и балластом для городской вестернизированной России, которую они все вместе держат в отсталом состоянии. Этот анализ был развит в последующих публикациях "Толкователя", в которых именно этномусульманское население нацокраин рассматривалось как электоральный ресурс Путина и "Единой России".

Но как это состыковать с тем, что еще относительно недавно в мусульманских республиках наблюдался подъем национально-освободительных движений, от мягкой гражданской формы, как в Татарстане и Башкортостане, до накаленной, как в Чечне? Да, как объяснить хотя бы то, что в середине и конце 90-х, когда в России существовала худо-бедно реальная многопартийность, именно мусульманские республики давали существенное количество голосов левой оппозиции, по сути, входя в "красный пояс" страны?

А ведь ответ, на самом деле, очевиден. Если в русских регионах "закручивание гаек" за годы путинско-медведевской власти проходило постепенно и не особо заметно, то мусульманские регионы, которые недавно представляли собой фронду против Кремля (ведь национально-освободительные движения даже в мягком варианте, по определению, более оппозиционны, чем любая государственническая оппозиция), первыми приняли на себя удар новой московской власти, причем удар в ряде случаев буквальный.

Для подавления сопротивления во многих мусульманских регионах Кремль ничтоже сумняшеся применил и продолжает применять военную силу, а установленный режим постоянных контртеррористических операций и управления рядом регионов фактически военно-полицейскими наместниками Москвы меньше всего способствует проявлению гражданской оппозиционной активности.

Один за другим были убиты, арестованы, выдавлены из республики лидеры и активисты ингушской оппозиции. Стараниями местных силовиков удалось разгромить и вытеснить в подполье официально зарегистрированную мусульманскую общину Кабардино-Балкарии. В Дагестане планомерно уничтожались все потенциальные лидеры политической оппозиции, от братьев Хачилаевых до главного редактора "Черновика" Камиля Хаджимуратова.

Начавшись на Кавказе, в последние несколько лет эта политика пришла уже и в Поволжье. Арестованы и продолжают арестовываться независимые национальные и исламские лидеры в Башкортостане. В Татарстане почти все фронтмены татарского национального движения находятся под судами и подписками о невыезде, после проведенной посредством грубого административного вмешательства смены официального муфтия по всей стране идут зачистки неугодных религиозных лидеров.

Вот, собственно, и секрет особой "лояльности" мусульманского электората к партии власти. Тем более, если иметь в виду, что реальное количество проголосовавших в некоторых республиках Северного Кавказа составляло не более 5 % от общего числа избирателей, при показанной явке, близкой к ста процентам.

Но не может же быть, что вся аномальная поддержка партии власти в мусульманских регионах объясняется только фальсификациями, наверняка возразит иной РОГовец.

И будет прав – в том, что касается следствий, но не причин.

Если сегодня РОГовские интеллектуалы обсуждают гипотезу ряда мыслителей о том, что само русское податное ("тягловое") население в России исторически всегда управлялось "колониальными методами", то по отношению к мусульманским окраинам и населению России тут нечего и обсуждать. Начиная с присоединения татарских и башкирских земель, и далее, по нарастающей, со включением в его состав новых мусульманских народов, с небольшими, вызванными сугубо конъюнктурными причинами "смягчениями" (правление Екатерины, период 1905-1917 гг., первая декада советской власти, постперестроечный период), российское государство ведет себя с российскими мусульманами так, что у него "особо не забалуешь".

Поэтому, если в русской части России худо-бедно существуют имитационные проявления предполагающей оппозицию демократии, порождающие у РОГов соблазн добиться ее в действительности, то в мусульманских колониальных владениях пути у оппозиционера обычно только три – в тюрьму, эмиграцию или вооруженное сопротивление с последующим "уничтожением при задержании". Соответственно, лишенное активной части общества и инструментов гражданской мобилизации местное население в итоге и превращается либо в апатичный, либо в пассивно-лояльный "электорат", легко дающий нужные результаты партии власти.

Совершенно неслучайно, что в общегражданских протестных акциях, начавшихся в России 5 декабря 2011 года, приняли участие главным образом мусульмане, живущие в крупных русских городах, по сути, те же самые РОГи, просто с отличными от остальных вероисповеданием и национальностью. Впрочем, многих исламских протестующих граждан нельзя выделить из категории РОГов и по национальности – застрельщиками мусульманского участия в этих акциях стали именно русские мусульмане, к которым в последующем стали присоединяться мусульмане других национальностей, но вполне себе РОГовского типа.

Чего же добиваются мусульманские активисты в этих протестах? Гражданских прав и свобод – таких же для мусульман, как и для всех остальных.

Один из лидеров русского гражданского движения профессор Соловей заявил, что его целью является "полный слом системы колониального угнетения, утвердившейся в России". Но, если это так, то русские и российско-мусульманские гражданские устремления на данный момент сходятся в одной точке – избавить от гнета, весьма напоминающего колониальный, как все российское общество по вертикали, так и российские регионы по горизонтали, ведь возвращение реального федерализма становится общей повесткой всей оппозиции.

Не приходится сомневаться, что если и когда это произойдет, гражданское пробуждение мусульман в России, избавленных наряду с остальным обществом от колониального угнетения, покончит со спекуляциями на тему их верноподданничества и косности в предельно сжатые сроки.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования