Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
05 января 13:32Распечатать

Евгений Левин. ЖЕНЩИНЫ В ЕВРЕЙСКИХ СЕЛЕНЬЯХ… Некоторые «гендерные» иудейские итоги 2011 года


2012 год иудеи прожили достаточно спокойно, без войн, катаклизмов и бурь. Так что наиболее знаковой фигурой ушедшего года в миру иудаизма останется Татьяна Розенблит – журналистка из Ашдода, о которой еще пару недель назад никто не слышал.

Как мы уже писали, лет десять-пятнадцать назад часть израильской ортодоксии решила, что ездить в обычном автобусе благочестивому еврею неуместно, поскольку, де, мужчины сидят там вперемешку с женщинами, а это противоречит законам скромности. Для решения этой "проблемы" ревнители благочестия предложили, чтобы во всех автобусах мужчины сидели в передней, а женщины – в задней части, а также – чтобы мужчины и женщины также входили в разные двери.

Подобная практика принята сегодня во всех частных компаниях Израиля, обслуживающих ультра-ортодоксальное население. Однако наиболее праведные из ультра-ортодоксов решили, что пора распространить эти правила и на обычные рейсовые автобусы, обслуживающие районы с соответствующим, обычным, населением. И тут "коса нашла на камень": после громких протестов женских и правозащитных организаций автобусный кооператив "Эгед" официально запретил "сегрегацию". Тем не менее, ультра-ортодоксы регулярно пытаются "откошерить" "свои" автобусы захватным правом, требуя от женщин не садиться рядом с мужчинами, даже если других мест в автобусе нет, и/или перейти в женскую часть автобуса.

Подобная история произошла утром 16 декабря и с Татьяной Розенблит, которая вошла в автобус, следующий в Иерусалим, и села на сиденье за спиной водителя. Сначала всё было чинно и благородно. Однако затем одному из благочестивых пассажиров показалось невозможным и далее сидеть за спиной у женщины, и он потребовал у Тани пересесть на женскую половину. Девушка отказалась, после чего в автобусе начался скандал, закончившийся вызовом полиции. Приехавший полицейский спросил у Тани, не согласна ли та пересесть, и услышав, что нет, высадил скандалиста, после чего автобус тронулся дальше.

Подобные скандалы случаются на "религиозных" линиях регулярно, но тут благочестивцам не повезло - Татьяна оказалась журналисткой, ведущей популярный блог на английским языке. Поэтому сообщение об инциденте в ашдодском автобусе вскоре было опубликовано во всех израильских газетах, вызвав шквал возмущения светской публики.

Некоторые антиклерикалы поспешили объявить автобусный инцидент признаком надвигающейся "иранизации" Израиля. Это, безусловно, преувеличение. Ультра-ортодоксы умеют трезво оценивать свои силы, поэтому масштабных планов по захвату всего Израиля они (пока) не строят, ограничиваясь жестким и безоговорочным контролем за своей территорией.(Требование ввести сегрегацию на всех автобусных рейсах, обслуживающих кошерные районы, – всего лишь попытка слегка округлить свои владения; в обычных автобусах и поездах тех же благочестивых граждан присутствие женщин решительно не смущает.) Вместе с тем, эта история может служить индикатором порядков, царящих на "откошеренной" территории.

В последнее время пресса не раз сообщала о различных мерах, предпринимаемых лидерами радикальной израильской ультра-ортодоксии с целью максимальной сегрегации мужчин и женщин. К примеру, на недавних выборах в иерусалимские райсоветы раввины постановили, что мужчины и женщины должны опускать избирательные бланки в разные урны. (Иерусалимский городской голова возмутился и объявил это решение незаконным, но на это никто не обратил внимания.) Обычные несегрегированные городские автобусы, следующие через религиозные кварталы, несколько раз забрасывали камнями. Дошло до того, что в некоторых местах компактного проживания ревнителей попытались разделить тротуары и даже улицы на мужские и женские.

Апофеозом "борьбы за скромность" стал инцидент в городке Бейт-Шемеш, где в последние годы образовалась быстро растущая радикальная ультра-ортодоксальная община. Местным ревнителям пришлась не по душе местная национально-религиозная женская школа, ученицы которой, по мнению благочестивцев, одеваются недостаточно скромно. Возле школы начались бурные демонстрации, в ходе которых восьми-девятилетних девочек обзывали "проститутками" и "развратницами". Словами, впрочем, дело не ограничилось: израильское телевидение показало сюжет о восьмилетней Наоми, в которую благочестивые соседи, недовольные ее нескромным видом, регулярно плевали и угрожали ей физической расправой.

И здесь стоит сказать несколько слов о национально-религиозном лагере. Разумеется, положение женщин в этой израильской общине гораздо лучше, нежели у ультра-ортодоксов. В последние годы несколько женщин даже прошли в Кнессет и городские советы по национально-религиозным спискам. Но, вместе с тем, в этой общине наблюдаются те же тенденции, что и у ультра-ортодоксов, пусть и в менее радикальной форме. К примеру, в течение прошедшего года несколько раз возникала тема участия певиц в официальных армейских церемониях – некоторые раввины потребовали, чтобы религиозным солдатам было позволено покидать строй во время этих номеров, дабы не слушать поющую женщину. Раввин Эльяким Леванон из поселения Алон-Море даже заявил, что религиозные солдаты обязаны покидать неблагочестивые церемонии, "даже если будут поставлены за это к стене перед расстрельной командой", однако позже смягчился и разрешил оставаться в строю и слушать певиц… с затычками в ушах.

Другой инцидент имел место прямо в Кнессете. Руководство одной из сионистских иешив решило организовать для своих студентов ознакомительную экскурсию в парламент, специально оговорив при этом, что лектор-экскурсовод непременно должен быть мужчиной. По иронии судьбы, руководитель Центра посетителей Кнессета доктор Абрами, к которому иешива обратилась с этой просьбой, оказался… женщиной, которую эта история крайне возмутила.

Нельзя сказать, что подобные истории возмущают только светских израильтян. Известный раввин и педагог Давид Гартмнан прямо обвинил своих единоверцев в "сексуальной обцессии". Схожие высказывания, хотя и в менее резкой форме, позволяют себе и другие либеральные раввины. Однако переломить общую тенденцию они, похоже, не в силах. Так что и в ближайшем будущем тема "иудаизм и женщины" еще не раз окажется в заголовках, в том числе и весьма читаемого в Израиле "Портала-Credo.Ru".

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования