Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
30 августа 16:40Распечатать

Елена Мамучишвили. МЕЖДУ НОВОЗЫБКОВЫМ, БРАИЛОЙ И МОСКВОЙ. Первые шаги к восстановлению древлецерковного благочестия в Иверии (Грузии)


Автор - редактор официального сайта Иверской Древлеправославной Церкви Белокриницкой Иерархии (ИДЦБИ), г. Тбилиси.

С огромной благодарностью Богу мы констатируем активный процесс восстановления древнего благочестия в нашей многострадальной стране Иверии. Без всякого сомнения, и наши соотечественники, проживающие за пределами своего Отечества, крепче будут стоять на ногах, когда их корни оживут, а ветви родной, исконной традиции укрепятся.

Численность грузинского населения в самой Грузии ныне в три раза меньше, чем число грузин, проживающих за пределами своей исторической Родины, и это тревожно. В начале последней гражданской войны в Иверии, развернувшейся между православными братьями - абхазами и грузинами в 1991 г., мои соотечественники больше начали задумываться о причинах конфликта, который перерос в братоубийственную войну не только между грузинами и абхазами, но и между грузинами и осетинами. Такие враждебные отношения между народами, которые переплетены и родственными связями, и духовной культурой, не могли появиться внезапно, без серьёзных на то оснований. Это и послужило толчком к тому, чтобы начать фундаментальное изучение духовных причин войны и агрессии братского народа.

Г-н Зураб Нармания, редактор журнала "Цискари" в Тбилиси, в 1991 г. сплотил вокруг себя людей, в числе которых был и нынешний епископ Антипий, тогда ещё мирянин Джамбул (Акакий) Схулухия. Члены этого неформального кружка разделяли уверенность, что причиной всех бед Грузии является утрата народом страха Божия в условиях атеистической власти. Три поколения выросло под влиянием пропаганды антихристов. Советских священнослужителей ставили после согласования и разрешения чиновников, не только не ведавших страха Божия, но и прямо называвших себя атеистами. Церковь потеряла авторитет среди населения, беззакония в Церквах переросли в беззакония в отношениях между людьми. Стали умножаться несправедливые решения, на ключевые должности назначали людей из Тбилиси, игнорируя рекомендации и пожелания местного населения, процветала коррупция. Беззаконие умножало беззаконие, бесчестие среди священнослужителей отводило благодать от людей, что способствовало умножению озлобленности не только среди друзей, соседей, родственников, но и внутри семей.

Единицы, уверовавшие в то, что только восстановление древлецерковного благочестия может помочь нашей Иверии, следуя примеру св. Давыда Строителя, начали искать Церковь, которая сохранила подлинно древние традиции, которая не была затронута разлагающим влиянием атеистов.

В 1991 г. профессор Муртаз Чахава поехал в Пермь, где принял иночество с именем Иона и епископскую хиротонию от запрещённого старообрядческого епископа Нозвозыбковской иерархии. Благодаря авторитету г-на Зураба Нармания, вокруг теперь уже епископа Ионы (Чахава) сплотились люди из всех регионов Иверии. Численность общины довольно быстро превысила две тысячи человек. В те годы это была серьёзная сила.

Мирянин Джамбул Схулухия (ныне епископ Антипа) с 1988 г. был руководителем Ассоциации, в которую входили все коммерческие структуры Мегрелии (Западная Иверия). Он принимал участие в строительстве старообрядческой церкви в селе Григолети под Поти и монастыря в Тбилиси, оказывая им весомую материальную помощь. В 1991 г. мирянин Джамбул Схулухия был оглашен с наречением именем Акакия. В 1994 г. Акакий, несмотря на настойчивую просьбу епископа Ионы, не принял у него крещения, усомнившись в истинности Новозыбковской иерархии. Но, чтобы избежать раскола среди новокрещённых и укоров от Грузинской новообрядческой Церкви, он выехал из Грузии вместе с семьёй и поселился в Украине. Там, в посёлке Городище Луганской области, Акакий принял крещение от священноиерея Савелия Голубятникова, клирика Белокриницкой иерархии.

В 1999 г., как духовный отец Акакия, иерей Савелий настаивал на том, чтобы он принял священство и, вернувшись на родину, начал проводить там работу по восстановлению древлецерковного благочестия. В 2000 году Акакий вернулся со своей семьёй на родину, где начал собирать подписи желающих стать членами Древлеправославной Церкви Белокриницкой иерархии (ДЦБИ). В 2001 г. он поехал в Румынию, где находится кафедра первоиерарха БИ, и принял хиротонию в сан священноиерея от первоиерарха БИ Митрополита Леонтия.

Теперь уже иерей Акакий, вернувшись из Румынии, в 2002 г. начал трудиться над регистрацией Церкви. Но поскольку влиятельная новообрядческая Грузинская Церковь не признавала той иерархии, которую представлял отец Акакий в Грузии, он не смог зарегистрировать церковную общину, но, хотя тоже с большим трудом, зарегистрировал русскоязычную общину "Палома".

После регистрации русскоязычной общины в Колхидской низменности к отцу Акакию стали обращаться не только русские, но и та часть грузинского населения, которая, имея родственные связи с Россией, с уважением относится к русской культуре. О. Акакий оказывал посильную помощь людям, но случались вопросы, которых он не в силе был решить без поддержки посольства РФ в Грузии. В свою очередь, посольство РФ обращалось в Московскую старообрядческую митрополию за подтверждением священнического сана о. Акакия. Московская митрополия не давала такого подтверждения, вследствие чего все проекты грузинских старообрядцев Белокриницкой иерархии по поддержанию русских школ, детских садов и т.п. оказались заморожены. За минувшие десять лет немало можно было бы сделать не только для укрепления древлецерковного благочестия, но и для поддержки проектов мирного проживания русского народа в Иверии.

После отказа Московской старообрядческой митрополии ещё больше осложнилось положение отца Акакия. Стали преследовать его прихожан, вплоть до увольнения с работы. В дальнейшем, не получив никаких подтверждений (на уровне правительства Грузии) о признании о. Акакия клириком БИ и от румынского правительства, власти начали судебные процессы против лично о. Акакия и его храма в честь св. Симона Зилота, который о. Акакий построил на частной территории своими силами. О. Акакий пережил с 2002 по 2005 гг. шесть судебных процессов: три против него самого, с обвинениями в сектантстве, три - против Церкви, с целью сломать. Несмотря на то, что противники искали хоть какую-нибудь зацепку из прошлой и настоящей жизни о. Акакия, попытки засудить его не увенчались успехом, суд лишь принял решение сломать домовую церковь. Уже пять лет прошло с тех пор, но судебные исполнители так и не решаются прийти и сломать её. Чиновники знают, что люди этого не допустят.

Теплится лампадка Иверской Древлеправославной Церкви Белокриницкой иерархии и в городе Зугдиди. Каждую субботу и воскресение с ее колокольни слышен звон колокола, который будет раздаваться, с Божией помощью, до скончания века.

В 2005 г., по инициативе Белокриницкой митрополии (БМ), о. Акакий решил расстаться с семьёй, принять постриг и в сане архиерея возглавить Белокриницкую иерархию в Грузии. После 28-летней супружеской жизни для о. Акакия было тяжело расстаться с супругой Наталией Сергеевной Ершовой (Схулухией), но не смог устоять перед убеждениями Митрополита Леонтия, архиепископа Софрония, епископа Нафанаила и других опытных священников. В 2005 г. о. Акакий принял постриг и переехал в монастырь в Румынии, к своему духовному отцу архимандриту Феофилакту. В ноябре того же года его поставили во епископа.

Епископ Антипа направил старообрядческому Митрополиту Московскому и всея Руси Корнилию свои предложения о поддержке старообрядчества в Иверии, и теперь его паства с нетерпением ждет ответа. Она готова сотрудничать с каждым, кто считает Белокриницкую иерархию спасительной, с сердечной болью переносит проблемы своего отечества и готов вносить посильный вклад в борьбу за истину.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования