Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
27 мая 14:36Распечатать

Священник Валерий Кудрявцев. СЕДЕВАКАНТИЗМ. Восприятие нынешней реальности католической Церкви священником-традиционалистом


Седевакантизм - очень древнее явление, которое берет свое начало от смерти первого Римского Папы, которым был св. апостол Петр. Очевидно, что люди, ради которых была основана Церковь, должны принимать непосредственное и активное участие в миссии Церкви. Миссией Церкви является дело спасения человека, ради чего Богом основан церковный институт, который должен иметь соответствующие возможности и быть хорошо организован. Поэтому существует иерархическое устройство, благодаря которому может быть исполнена задача Церкви - освящение человека через проповедь Божия Слова и совершение святых Таинств, благодаря которым человек получает силы, чтобы исполнять Божии заповеди.

Иисус Христос послал апостолов проповедовать Евангелие не как хаотическую толпу, а как дисциплинированную команду и даже армию, в которой соблюдается строгая субординация. Поэтому, предлагая пример иерархического устройства, Он сказал: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Иоанн 20:21). Господь назначил апостола Петра видимым главой Своей Церкви, о чем нам известно из Евангелия (Мф. 16:18-19; Иоанн 21:15-22). Противники католической Церкви, обвиняющие ее в авторитаризме, создавая отдельные Церкви, требуют, однако, такого же, а иногда и большего повиновения от членов своих Церквей.

Дисциплина в Церкви необходима и достигается через:

а) руководителей, исполняющих властные полномочия (пастыри);
б) подчиненных, исполняющих указания пастырей (паства).

Символом или атрибутом власти является престол или трон, по латыни - Sedes(is). Отсюда – "Седалище, сидение". Католики верят, что Господь назначил апостола Петра на этот престол, откуда он должен управлять Церковью. Этому есть достаточно доказательств в истории Нового Завета, из которых одним из показательных в контексте рассматриваемой темы является факт, когда св. Павел после своего обращения и трех лет самоиспытания пошел именно к св. Петру, видимому главе Церкви (Гал. 1:16-18). Еще один показательный пример управления Церковью св. Петром описан в Деяниях Апостолов 5:1-11.

Когда Нерон убил св. Петра, распяв его вниз головой в 68 году, полномочия или престол верховного апостола освободился, или стал вакантным. Vacuum(us), Vaco – значит пустой, свободный, незанятый. Так впервые в истории Церкви Христовой возникла ситуация "Sede Vacante".

Католики не согласны с утверждением, что со смертью св. Петра исчезли его полномочия. По их мнению, полномочия св. Петра сохраняются до конца времен, то есть до Второго Пришествия Иисуса Христа. Поэтому апостолы и рукоположенные ими епископы, позаботились о том, чтобы место св. Петра не было пустым – "свято место пусто не бывает". После смерти св. Петра на его престол для исполнения тех же самых полномочий Церковь избрала Лина (68-79). После него на Апостольском престоле председательствовал Анаклет (79-90), после которого Папой был св. Климент (90-99). Последним преемником св. Петра на Апостольском престоле, как считают католики-традиционалисты, был Папа Пий XII (1939-1958) после смерти которого наступил самый продолжительный период Вакантного престола, который в 2011 все еще не окончился.
После смерти Папы Церковь избирает нового Папу. Но не всегда новый выбор совершается быстро. Например, после того как в 99 г. Папа св. Климент отдал свою жизнь в изгнании в крымском Инкермане, Церковь в Риме не сразу избрала нового Папу Евариста (99-107). Тогда не было телефона, телевидения или интернета, поэтому известие о мученической смерти св. Климента пришло в Рим не раньше чем через месяц. В течение этого времени Церковь Христова никуда не исчезала, хотя и был период "Седе Ваканте".

Чтобы немного шире показать, что Римский Апостольский престол является, с католической точки зрения, реальным центром христианства, процитируем книгу "История Христианской Церкви" симпатизирующего католицизму М.Э. Поснова: "Нет сомнения, что еще с конца I в. римская община заняла первое место по своему влиянию во всем христианском мире. Имело значение здесь, конечно, то, что Рим был столицею империи, священным, вечным городом в глазах всего древнего мира...

Но не одними материальными средствами была богата римская община, и не через них только она достигла влияния и авторитета в древней Церкви. Ее нравственная сила, ее духовный авторитет также всеми признавались. Об этом свидетельствует послание Климента к Коринфянам и послание св. Игнатия Римской Церкви... Еще большее значение принадлежало Риму в области развития церковного устройства. Если единоличный епископат появился не в Риме, а на Востоке, то в Риме он приобрел высокое значение. Идею апостольского преемства впервые провозгласили римские епископы (Климент - 1 посл. к Коринф. VII и XLIV). Римский епископ был первый между епископами, который приобрел наиболее полную власть. Первый епископский каталог был составлен в Риме; он начинался с Петра и Павла... Вне римской Церкви нет христианства, т.к. Римская Церковь, по выражению св. Киприана (ер. 48), "Matrix et radix ecclesiae catholicae". Только в общении с Римом возможно существование отдельной христианской общины. И это не есть личное воззрение св. Иринея и Киприана, напротив, это есть убеждение всей древней Церкви".

В Средние века перерывы между Папами иногда достигали трех лет. После смерти Николая IV (1288-1292) выборы нового Папы были тяжелыми, ибо кардиналы долго не могли прийти к согласию относительно кандидата, и выборы продолжались 2 года и 3 месяца, сначала в Риме, а потом в Перуджи. Только 5 июля 1294 был избран Папа Целестин V.

После смерти Бенедикта XI (1303-1304) конклав продолжался 11 месяцев, до тех пор, пока не избрали Климента V.

Во время Великой западной схизмы (1378-1417) одновременно существовали законный Папа Григорий XII (1406-1417) и антипапа Иоанн XXIII (Балтазар Косса, 1410-1415), который открывал Собор в Констанце (1414-1418). Папа Григорий XII, зная, что он является законным Папой, считал недействительным Собор в Констанце в той части, когда на нем председательствовал антипапа Иоанн XXIII и когда было признано главенство Собора над Папой. Когда после смерти Григория XII 11 ноября 1417 г. Папой избрали Мартина V (1417-1431), он также не признал, что Собор имеет власть непосредственно от Христа, и что ему также подчиняется Папа в делах веры. Также, на соборе в Базеле (1432-1449) 1 кардинал, 10 епископов и 300 богословов провозгласили верховенство Собора над Папой, а всех противящихся этому объявили еретиками. Соборяне провозгласили законного Папу Евгения IV еретиком и избрали нового в лице князя Амадея Сабавдского, который принял имя Феликса V и был последним на то время антипапой.

Приведенные примеры в контексте проблемы "седевакантизма" не только свидетельствуют об авторитете и влиятельности Римского престола, но и показывают, что возможность нормальной жизни Церкви при его вакантности подтверждается реальными историческими фактами.

Во время Второго Ватиканского Собора (1962-1965), который традиционалисты не считают Собором католической Церкви, проводившие его люди создали, опять же, по мнению традиционалистов, абсолютно новую религию, которая незаконно присвоила себе название "Католическая Церковь". Эта новая религия при помощи светских атеистических структур захватила почти все храмы, которые принадлежали католической Церкви во всем мире. Своих антипап последователи Второго Ватикана посадили в соборе св. Петра в Риме. Их имена: Иоанн XXIII, Павел VI, Иоанн Павел I, Иоанн Павел II, Бенедикт XVI. С этой точки зрения, большинство католиков отреклось от католической веры и приняло новую религию. И вообще, большинство населения планеты эту новую религию идентифицирует с католической Церковью.

С другой стороны, меньшая часть католиков осталась в Традиционной Католической Церкви, полностью отвергая Второй Ватикан и его новую пантеистически-атеистическую религию. Эта меньшая часть признала вакантность Апостольского престола с октября 1958 г., когда под давлением внешних сил Папа Григорий XVII отрекся от престола сразу после избрания, а смертельно испуганные кардиналы вместо него избрали антипапу Иоанна XXIII. Интересно, что такое имя уже было у Балтазара Коссы, которого Церковь также признала антипапой в 1415 г. Выглядит так, что люди, выдвигавшие современного Иоанна, прекрасно понимали, что он будет антипапой.

Представители религии Второго Ватикана обвиняют католиков, признавших период Седе Ваканте с 1958 г., в провозглашении смерти католической Церкви. Они говорят, если принять то, что действительно с 1958 г. нет Папы, то это значит, что католическая Церковь прекратила свое существование. В доказательство они приводят слова Спасителя св. Петру о том, что врата ада Церковь не одолеют. Это возражение необоснованно, так как, согласно его логике, католическая Церковь прекратила свое существование после смерти первого Папы, то есть св. апостола Петра, потому что до избрания следующего Папы был некоторый период Седе Ваканте. Более того, после смерти каждого Папы и после избрания нового, по этой логике, должна была создаваться какая-то новая Церковь, так как сразу после смерти Папы его престол становится вакантным. Нет Папы - нет Церкви, говорят модернисты. Но это еретическое утверждение. Папа - только видимый глава земной Церкви, а Церковь, как верят католики, состоит из трех частей - земной, чистилища и небесной, которые вместе и называются Вселенской Церковью. Поэтому каждый католик обязан верить в то, что Вечным Бессмертным Главой всей Вселенской Церкви является ее Основатель Господь Иисус Христос.

В книге "Церковь Богочеловека" о. Тышкевич, отвечая на подобное возражение, говорит: "Заметим тоже, что и епископское служение богоустановленно и существенно для всякой епархии; но ведь и епископские кафедры бывают незанятыми, а между тем никто не ссылается на этот факт, как на аргумент против богоустановленности епископства. Возражающие, чтобы быть последовательными, должны отвергать не только папство, но и епископство".

Даже если Папа провозглашает ересь, его никто не может отлучить от Церкви, потому что он глава Церкви, утверждают сторонники Второго Ватикана. Действительно, Папу даже католический Вселенский Собор отлучить не может. Но через факт провозглашения ереси Папа теряет всякие полномочия и власть - и сам себя отлучает от Церкви. В Каноническом праве латинского обряда есть норма, согласно которой всякий клирик теряет полномочия через сам факт (ipso facto) публичного отречения от католической веры. Папа - не Бог, он, хотя бы и самого высокого уровня, но все-таки клирик, и поэтому как клирик подчинен законам Церкви и должен давать пример почитания церковных законов. Если кто-либо говорит, что Папа не должен исполнять законы Церкви, то этим он делает из него "бога". Канон 188.4 гласит: "Через молчаливое отречение, которое принимается самим законом, все должности делаются вакантными посредством самого факта и без декларации, если клирик: ...4. Публично отрекается от Католической Веры" (Ob tacitam renuntiationem ab ipso iure admissam quaelibet officia vacant ipso facto et sine ulla declaratione, si clericus: ...4 A fide catholica publice defecerit). 

Папа - грешный человек, как все люди: сами католики это признают. Значит, Папа может согрешить и против веры - стать еретиком. В силу Ватиканского догмата вся Церковь должна идти за ним, принять его ересь!

На протяжении веков никогда не было Папы-еретика, считают католики, бывали подчас только слабовольные преемники Петра, вяло и неумело боровшиеся с ересями. Но отвлеченно, теоретически говоря, случай ухода Папы в ересь возможен: все люди свободны. Но и в этом крайнем случае нет опасности вовлечения Церкви в ересь: Папа-еретик в силу своего еретичества перестал бы быть членом Церкви и - тем более - видимым главою ее; с того момента, как он стал еретиком, он сам себя лишил папского сана. Такой случай был бы равносилен смерти Папы или поражению его неисцелимым сумасшествием...".

Когда нет Папы, Церковь продолжает свою миссию. Полноценно совершаются Божественные литургии, рукоположения епископов и священников, и каждый католик должен это хорошо знать и понимать. Вакантность Апостольского престола никогда не была и не будет препятствием для служения католической Церкви. Единственное, чем отличаются молитвы во время Седе Ваканте, это тем, что не поминается Вселенский Архиерей Папа Римский, потому что его уже или еще нет.

Например, в "Моральном Богословии относительно предоставления освобождения от препятствий при заключении Таинства Супружества", между прочим, сказано: "Относительно продолжения полномочий предоставлять диспензы во время вакансии Апостольского Престола (смотри Канон 61)" (для латинского обряда). Подобная норма распространяется и на восточные обряды.

Рассмотрим сам догмат Первого Ватиканского Собора (1870), принятый на сессии IV 18 июля 1870 г.: "Раздел II. Постоянный примат Святого Петра в Римских Понтификах… П. 5. Если кто-нибудь говорит что это не установлено лично Христом Господом (т. е. Божественным Законом), чтобы Святой Петр имел вечных преемников в первенстве над всей Церковью, или что Римский Понтифик не является преемником Святого Петра в первенстве - Да будет анафема".

Из этого видно, что каждый католик под угрозой отлучения обязан признавать этот канон Вселенского Собора. Однако здесь говорится о законных преемниках св. Петра, а не об антипапах. Как было сказано выше, последние пятеро жителей Ватиканских палат ни в коем случае не являются преемниками св. Петра, так как они антипапы. Когда Бог даст настоящего Папу, он будет очередным преемником св. Петра.
Главное в преемстве - не математическая последовательность, а нравственная связь. Например, между Папой Пием XII и Папами св. Пием Х и св. Пием V такая нравственная связь существует, потому что они одинаково провозглашали традиционную католическую веру. Поэтому между ними существует неразрывная связь в вере и морали, хотя их разделяют много периодов Седе Ваканте. Все они унаследовали примат св. Петра.

Но между антипапами Второго Ватикана - Иоанном XXIII, Павлом VI, Иоанном Павлом I, Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI - существует неразрывная связь в "вере" и "морали" только между ними самими. Посредством постоянного провозглашения ими ересей Второго Ватикана они отлучили себя от веры и морали Пап св. Пия V, св. Пия X, Пия XII и всех настоящих преемников св. Петра, то есть от католической Церкви. Поэтому ни о каком примате последних пяти антипап речи быть не может, потому что они не являются членами католической Церкви. Они представляют новую Церковь Второго Ватикана, которая не имеет никакой связи с католической Церковью.
Выше было сказано, что период Седе Ваканте начинается сразу после смерти (физической или моральной) одного Папы и заканчивается с избранием нового. Также Седе Ваканте может возникнуть через провозглашение ересей действительным Папой, или через неканоничность избрания кого-либо на Апостольский престол. Кроме этого, Папа может добровольно сам отказаться от престола по другой причине. В случае последних пяти антипап, они стали ими (антипапами) через неканоничность избрания, так как их избирали некатолики, и они сами во время избрания также были некатоликами. Некатоликами они были потому, что до и во время избрания они открыто провозглашали ереси, многократно осужденные католической Церковью в прошлом. Согласно канонам католической Церкви, некатолик не имеет права избирать Папу, или быть избранным. Представим, если бы Папой избрали Мартина Лютера, когда он уже провозглашал ереси, то он был бы антипапой, потому что он был некатоликом через его ереси, и также через неканоничность избрания. Но диапазон ересей, провозглашаемых последними пятью антипапами, намного шире, чем ереси Лютера, поэтому они тем более есть антипапы.

Еще раз надо подчеркнуть, что ереси Второго Ватикана и последних пяти антипап уже были осуждены и отвергнуты католической Церковью на всех католических Вселенских Соборах, включая последний Вселенский Собор Ватиканский (1870), и многими папскими посланиями; поэтому заявления модернистов о том, что их ереси не были осуждены Церковью, являются неправдивыми. Если сравнить декреты Второго Ватикана с декретами всех католических Вселенских Соборов, то фальшивость первых сразу становится очевидной.

Сейчас ведутся дискуссии относительно ситуации в УГКЦ, во время которых с огромным страхом (как бы кто не заинтересовался) что-то говорят о "проблеме" седевакантистов. В этих дискуссиях используется популярный, но крайне неправильно комментируемый тезис: "Католик – тот, кто находится в общении с Папой. Кто не имеет общения - тот раскольник, или еще хуже - сектант".

Позволю себе представить правильное определение, кто такой католик. Правда ли, что католик тот, кто пребывает в общении с Папой? Да, правда. Вместе с этим, католик - это тот, кто не находится в общении с антипапой, когда нет законного Папы. В этом случае, католик - это тот, кто признает реальность Седе Ваканте. Иначе говоря, католик должен быть "седевакантистом". Но, чтобы быть католиком-"седевакантистом", мало признать реальность Седе Ваканте и заявить о непослушании антипапе. Чтобы быть католиком, прежде всего, нужно исповедовать традиционную католическую веру и мораль, какими они были до Второго Ватикана, и какими они будет всегда. Поэтому "седевакантизм" - это составляющая исторического, экклезиологического, канонического, морального, богословского и сотериологического контекста католической веры. Иными словами - без "седевакантизма" нет католической Церкви.

Литература:

Священное Писание; Moral Theology, by Rev. Heribert Jone, O. F. M. CAP., J. C. D., by Rev. Urban Adelman, O. F. M. CAP., J. C. D., The Mercier Press Limited, 1929, 1955. Printed in U. S. A., p. 479; Нарис Історії Вселенської Церкви, о. Іван Хома, Украінський Католицький Університет ім. Св. Климента Папи, Рим 1990, "СТРІМ" Львів-1995., с. 191-206; История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.) М. Э. Поснов, Издательство "Жизнь с Богом", Брюссель 1964, с. 124-128; Церковь Богочеловека. Свящ. С. Тышкевич, Russian Center Fordham University, New York, 58, Russicum, Via Cario Cattaneo, 2, Roma, 1958., с. 507, 561-562; Вселенский Ватиканский Собор (1870), Сессия IV, 18 июля 1870. Раздел II. Постоянный примат Святого Петра в Римских Понтификах. п. 5. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования