Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
18 мая 12:07Распечатать

Евгений Розенблюм. КАТОЛИЧЕСКИЙ БАЛАНС. Ответ автору "Комментария дня" "Портала-Credo.Ru" о беатификации Папы Иоанна Павла II


Прочитав статью Дмитрия Саввина "Твой номер шестнадцатый!" Некоторые итоги беатификации Папы Иоанна Павла II в свете нынешних понтификатов – Римского и Московского", посвященную прежде всего судьбе латинской традиции, я решил ответить на нее публично.

Беатификация Иоанна Павла II действительно вызвала настороженность, а то и откровенное неприятие со стороны многих латинских традиционалистов. И действительно, многие из них выказывают опасения, что теперь те или иные неприемлемые с точки зрения традиционного католичества вещи станут освящены авторитетом новопрославленного блаженного. Здесь г-н Саввин прав. Но в то же время многие его выводы и оценки мне представляются спорными.

Хотя Иоанн Павел II еще при жизни пользовался огромным уважением, но в то же время его очень многие критиковали как "справа", так и "слева". Если для одних это был Папа, не разрешивший традиционную (так называемую "тридентскую") мессу, молившийся в Ассизи вместе с язычниками и публично целовавший Коран, то для других — Папа, не разрешивший контрацепцию, женатое священство, рукоположение женщин и гомосексуализм. И, судя по всему, беатификация Иоанна Павла II стала условием, на котором во время конклава смогли объединиться кардиналы: этим они гарантировали Церковь от резкого поворота как в ту, так и в другую сторону.
Косвенно эту версию подтверждают недавние откровения кардинала Руини, рассказавшего, как кардиналы подписывали петицию к еще не избранному Папе. И с самого начала понтификата Бенедикта XVI стало ясно, что рано или поздно его предшественник будет беатифицирован. Гораздо более неожиданным — и по этой причине гораздо более значимым, если мы хотим понять логику и перспективы понтификата Бенедикта XVI, — стало заявление префекта Конгрегации по канонизации святых кардинала Анджело Амато, сказавшего за месяц до беатификации, что блаженным будет объявлен человек по имени Кароль Войтыла, а оценка его понтификата — дело будущего. Кардинал Амато, много лет проработавший в Конгрегации вероучения под руководством Йозефа Ратцингера и в итоге ставший секретарем Конгрегации, т. е. вторым после Ратцингера человеком в ее руководстве, является одним из ближайших сподвижников Бенедикта XVI и, несомненно, не стал бы делать публично такого высказывания, не проконсультировавшись предварительно с Папой.

Зато епископ Ричард Уильямсон из консервативного Братства св. Пия X вряд ли консультировался с кем-то, прежде чем дать интервью ИА "Легитимист". И уж точно ни с кем не консультировался много лет находящийся под прещениями Ганс Кюнг, вечный бунтарь, постаревший символ революции 60-х, подписывая протест против беатификации Папы и обвиняя его в "предательстве латиноамериканских бедняков". За последнее время Ганс Кюнг дважды привлек внимание мировых СМИ: когда он в апреле прошлого года призвал католических епископов к неповиновению Папе, обвинив его в крайнем консерватизме (Папа вернул традиционную Мессу, не признает священство у протестантов, отказывается поддержать опыты на человеческих эмбрионах и т.д.), и два месяца назад, когда он выпустил книгу под названием "Можно ли еще спасти Церковь?" Рецепт "спасения", предложенный Кюнгом, не нов. С незначительными вариациями Кюнг и его единомышленники предлагают его уже более сорока лет: это то самое обмирщение и подчинение нравам постхристианской Европы, которое Дмитрий Саввин считает почти неизбежным. Кюнг, впрочем, не выглядит так уверенно, как следовало бы от него ожидать, если бы эти страхи были обоснованны.
И в самом деле, новости о кончине гиперлиберальных теологов приходят регулярно, но мы не слышим о появлении в этом направлении новых имен. Поколение епископов, закончивших семинарии в 60-х гг., уходит. Те, кто приходит им на смену, в целом гораздо ортодоксальнее. Монашеские ордена, отказавшиеся ради веяний времени от аскезы, исчезают сами собой: молодые послушники приходят, прежде всего, в те монастыри, которые решили сохранять старый строгий устав. В тех странах, где Церковь наиболее подвержена секуляризации, например - в Бельгии, храмы стоят полупустые, а семинаристов можно пересчитать по пальцам. Зато традиционные конгрегации не имеют недостатка ни в прихожанах, ни в призваниях. С каждым годом все больше молодых священников, родившихся после литургической реформы, решают воспользоваться правом, утвержденным за ними Папой Бенедиктом XVI, и начинают служить традиционную мессу. Либералы 60-х годов, чьи взгляды основаны на отвержении Традиции (латинское слово "traditio" точно соответствует славянскому слову "предание"), не смогли передать их следующему поколению и теперь уносят с собой в могилу. Все это позволяет сказать, что страхи Дмитрия Саввина (они же — надежды Ганса Кюнга) беспочвенны: обновленческий проект с треском провалился. Впрочем, порожденные этим проектом нестроения еще будут какое-то время проявляться, прежде чем окончательно сойдут на нет. Кто-то, возможно, покинет Церковь. Причем если крайние либералы уходят из Церкви по одному, то их столь же радикальные оппоненты из традиционалистского лагеря создадут свои небольшие "истинные католические Церкви". Например, так называемый Византийский Католический патриархат действительно может выбрать своего Папу. Но и что с того? На данный момент уже существует около десятка подобных антипап. Сомневаюсь, что еще один как-то изменит ситуацию.

Напрасны и опасения, что "традиционалистам будет предоставлена возможность существовать в рамках РКЦ, сохраняя старый латинский обряд, в роли этаких новых униатов. То есть, собственно, не более того, что разрешается англиканам, принимающим римо-католичество". Такая возможность широко обсуждалась перед опубликованием в июле 2007 года Апостольского послания motu proprio "Summorum Pontificum", согласно которому каждый латинский священник вправе служить традиционную мессу, а латинский обряд, оставаясь канонически единым, существует в двух формах. Но вот уже почти четыре года, как такой опасности нет: нормы "Summorum Pontificum" явно не предполагают такое развитие событий.
Нет особой опасности и в том, что разлагающее влияние на Церковь окажет пример блаженного Иоанна Павла II или его учение. Вчитываясь внимательно в тексты покойного Папы, я не могу найти там того, что ему приписывают. Он отрицал вину иудеев за распятие Христа? Да, вслед за Вторым Ватиканским Собором, напомнившим, что личный грех первосвященников и книжников не может быть виной всех их соплеменников тысячи лет спустя. Даже если сами богоубийцы утверждали обратное ("Кровь Его на нас и на детях наших"), христианин не может отрицать того, что каждый человек отвечает за собственные слова и поступки. И уж тем более не учил блаженный Иоанн Павел II, будто иудаизм, ислам и христианство равноспасительны или что иудею не нужно веровать во Христа, чтобы спастись. Внимательное чтение документов его понтификата показывает совсем иное: человек, не верящий во Христа, может спастись в том и только в том случае, если он не знает Христа не по своей вине, а если бы знал, то уверовал бы в Него.

Как я написал выше, поколение епископов, сформировавшихся в революционные 60-е, уходит со сцены. Это второе поколение церковной революции. И, как всегда бывает в таких случаях, первое поколение состояло из революционеров, второе — из функционеров (само собой, было бы глупо отрицать наличие в том и другом поколении искренне верующих христиан — их мало, но достаточно, чтобы сохранить единую традицию и обеспечить ее возрождение в недалеком будущем). Лет через 15 или 20 процесс смены поколений завершится, католические епископы-бюрократы станут достоянием истории. Что это будет означать для русского православия? "Братские отношения" между функционерами двух конфессий, при которых прошедшие кремлевско-лубянскую выучку православные играючи водят за нос сравнительно наивных католиков, кончатся. Сильная искренней верой, преодолевшая свой кризис католическая Церковь в условиях даже относительной религиозной свободы (нынешний ее уровень все-таки существенно превосходит уровень времен царской России и, тем более, СССР) самим фактом своего существования заставит иерархов Московского патриархата сделать выбор: или, отказавшись от обслуживания интересов мирской власти и от поиска земного богатства, искренне и последовательно устремиться к Царствию Небесному, ведя за собой паству (а такое обращение с неизбежностью предполагает как минимум публичное покаяние в сотрудничестве с НКВД-МГБ-КГБ), или навеки распроститься со статусом крупнейшей конфессии. Сохранить лидирующие позиции при наличии в мире крупной, укорененной в апостольской традиции и внутренне здоровой конфессии РПЦ МП в ее нынешнем виде не сможет.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования