Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
20 марта 12:51Распечатать

Владимир Можегов. О КОРМЧИХ МИРА СЕГО ИЛИ ПОРОК ЛИ БЕДНОСТЬ? Праздничным фасадом государства Российского становится входящая в силу церковная бюрократия во главе с ее безукоризненным Патриархом-менеджером


Как говорят знающие люди, учитель и наставник нынешнего Патриарха митрополит Никодим Ротов наказывал своему лучшему ученику ничего не менять в первый год после прихода к власти. Вероятно, поэтому год этот оказался столь скуден на события, что анализировавшим его публицистам оставалось лишь вспоминать те ожидания, что щедро расточали в момент прихода к власти "эффективного менеджера", "талантливого политика" и "великого честолюбца".

1

Но уже первая декада второго года показала правоту тех, кто предупреждал: что-то обязательно начнется, а уж как начнется, мало никому не покажется. И действительно, если о памятном всем Поместном соборе писали как о "рейдерском захвате патриаршего престола", то три месяца второго года нового царствования дали и первый наглядный опыт проецирования этого стиля на пространство всего богоспасаемого отечества в целом. Все силовые линии, которые были лишь намечены тогда, вдруг резко проявились, обретя плоть, кровь и почву.

Такое "воплощение идеи" мы видим, например, в развитии проекта по "воцерковлению школы" (вернее, расколу школьного образования по мировоззренческому и расовому признаку), объявленному президентом Медведевым еще летом прошлого года.

Еще более наглядный пример являет проект реституции, мощно стартовавший в начале этого года указом Путина о передаче РПЦ МП Новодевичьего монастыря. Полномасштабное воплощение этого проекта дает Патриарху все шансы стать "первым после Бога и Газпрома".

Зачистка информационного пространства, нараставшая в прошлом году, когда присмирели и "Независимая газета", и давно уже переставший брыкаться "МК", в начале этого года вылилась в завершающую атаку на последний в стране независимый "Портал-Credo.Ru".

Активное вытаптывание духовных пажитей, которым запомнился прошлый год, в начале этого года отлилось в образцовую посадку "жидоеда и маргинала Христова" Константина Душенова - личного врага №1 Святейшего после епископа Диомида.

Наконец, у всех на слуху показательное "мочение в сортире" с привлечением всей королевской конницы-рати ГУВД доктора наук, богослова, общественного деятеля и духовного писателя епископа Григория Лурье – самого серьезного на сегодня конкурента РПЦ МП.

Таковы лишь первые подвижки и результаты. Причем обращает на себя внимание не только широта наступления, но и невиданное доселе использование властного аппарата.

В нашем богоспасаемом отечестве все, как известно, решают не законы и конституции, а личные дружеские отношения. Мягкая просьба за чашкой чая утихомирить зарвавшегося "врага Церкви и государства" или "пятнающий чистоту церковных риз" портал - широкая улыбка в ответ, короткий знак исполнителям у дверей, и вот уже просьба без лишнего шума высочайше удовлетворена. При этом и Заказчик остается чист и непорочен, как Христова Невеста, благодетели же, самоотверженно берущие всю грязную работу (во славу Божию) на себя, кажется, не слишком отдают себе отчет в том, что так же мягко и незримо в свое время путь Большого Корабля будет очищен и от них самих, как только того потребуют обстоятельства.

Судя по последним событиям, влияние этого талантливого, закаленного в бюрократических битвах политика на президента и его окружение выросло безмерно. Придворные едросы, точно бандерлоги под гипнотическим взглядом Удава Ка, завороженно исполняют все "рекомендации", кажется, совершенно не осознавая, что тем самым роют могилу и себе, и России.

Беспечность эта одновременно и поразительна, и понятна. Не выдающиеся интеллектуальные способности власти, отсутствие политического опыта президента и, наконец, полный духовный вакуум, в котором оказалась власть ввиду очевидной исчерпанности "плана Путина"…  В состоянии нарастающего кризиса и психологической "ломки" новый "план" Патриарха-политика является вдруг как волшебный "последний шанс". Добавим политический талант, харизму и обаяние "духовности", неотразимо действующее на неофитов. И, в общем, "нет ничего, чтобы не лило воду на его мельницу", - как заметил Томас Манн, следя за восхождением другой политической супер-звезды 30-х годов в Германии.

Растущая на глазах "духовная власть" Кирилла уже сегодня сравнима с властью семибанкирщины в 90-е, властью Б. Березовского, легким движением ноги открывавшего двери в ельцинский кабинет. Наиболее же полные исторические аналогии мы получим, вспомнив влияние "старца" Григория Распутина на царственную чету перед началом Русской революции и недолгую власть Патриарха Никона над "тишайшим" царем Алексием перед катастрофическим церковным Расколом. Время, однако, не стоит на месте, ему свойственно духовно развиваться.

Все же последние наши володимеры-красно-солнышки, при всей их одиозности и неоднозначности, имели и что-то светлое за душой. Один верил в грядущую мировую революцию, другой – в могучую фантомную державу-победительницу. Единственным духовным содержанием наступающей эпохи тотального Ток-Шоу остается, кажется, одно лишь безграничное Тщеславие. Каждой эпохе – свои герои. И величайшее Светило нынешней (как и положено иконе постмодерна) восходит над горизонтом в ослепительном сиянии своего "Эго", точно мельничный жернов, готовый стереть в мучную пыль народ свой, аки пшеницу.

2

Любопытнее всего, что обаянию новой политической звезды оказалась подвержена и немалая часть нашей либеральной тусовки. То Л. Радзиховский разразится восторженными спичами в защиту клерикализма, то Дмитрий Быков посвятит Кириллу игривые, но весьма характерные вирши:

Я думаю, что лучше б стало всем,
Когда бы в облачениях собольих
Дополнил он до троицы тандем,
А там, глядишь, и заменил обоих….
Политик он, о да – и пусть себе!
Каким ему и быть при новом строе?
И если выбирать меж КГБ И РПЦ
– я выберу второе.
И говорит, и мыслит лучше он,
Я слушать бы его готов по часу,
И главное – он все же подчинен
Достаточно надежному начальству.
Он заповеди помнит назубок,
Их зримо воплощать – его работа.
За ним стоит не кто-нибудь, а Бог.
А кто там за Медведевым?
Ну то-то.

Стишки не только показательные (отражающие умонастроение немалой части интеллигенции), но и весьма легкомысленные. В конце концов, не в том беда, что Патриарх – политик, а в том, что политика эта не утверждена на камне этики ("политика есть прикладная этика", по безукоризненному определению Г.П. Федотова). Будь иначе, Патриарх действительно мог бы стать примером для власти, а этика, поставленная во главу угла, вытянуть с Божией помощью страну из хаоса, в который ввергли ее столетие беспредела и морального релятивизма. Происходит же нечто прямо противоположное, и традиционная аморальность нашей власти лишь доходит до своего логического конца, бронзовея в панцире новой сакральности под благословляющей ее рукой, окольцованной часами за 40 тысяч евро…

Позволю себе усомниться также и в готовности Дмитрия Быкова час за часом слушать Патриарха. Дмитрий Быков производит впечатление человека неглупого, в то время как слухи о невероятных ораторских талантах Кирилла, право же, сильно преувеличены. По моим наблюдениям, люди простые (церковные и не очень), далекие от медиа-тусовок, но обладающие обыкновенным житейским опытом, раскусывают демагогию оратора в течении первых пяти минут. Не расслышать ее можно, вероятно, будучи либо такой святой и невинной, как наша власть, либо такой прожженной профессионалкой, как наша журналистская братия.

Можно понять, как неискушенный молодой человек, растерявшийся от нечаянно выпавшей ему необходимости изображать из себя президента, инстинктивно ища опору в старшем авторитете, прельщается неожиданно возникшем на пути миражом "духовности". Но как на все эти аргументы страхового агента ведутся матерые журналюги, знающие цену словам своим и чужим, мне лично не совсем понятно. Видимо, действительно, кого Бог хочет наказать - лишает разума. Конечно, и сладкий туман либеральных мифов дает о себе знать. Не на шутку запугав себя "кровавой гэбней" и ее достигшим вершин власти "тараканищем", наша либеральная тусовка оказалась совершенно беспомощна разглядеть за этим нечто гораздо более значительное.

Но совсем немного трезвости надо, чтобы понять, что то самое воплощающее либеральный бледный ужас "каджиби" вырастило Голема государственной церковности, привычного жонглировать любыми святынями и переступать через любые этические пороги. И что при этом сам Голем гораздо древнее своего родителя. Что по сравнению с великой коррупцией религиозного Синедриона, насчитывающей две (если не все пять) тысяч лет даже российский бюрократический аппарат выглядит невинным младенцем. И что, в конце концов, ЧК во имя Христа может оказаться страшнее ЧК, Христа распинающей (о чем нашу легкомысленную интеллигентскую братию предупреждал, кстати, еще Бердяев). Впрочем, с различением духов здесь всегда было неважно. И немудрено, что, кончив в 1917-м году Лениным, а в 1993-м – Лимоновым, в теперешние смутные времена нашей интеллигенции суждено накликать на свою задницу нечто еще более экзотическое.

С консерваторами и вовсе оказалось все просто. Липкий страх, сковавший всех на памятном Поместном соборе (слишком заметный даже в телетрансляции), стал лишь эпилогом их катастрофического духовного поражения. Как и следовало ожидать, ничего, кроме застарелых обид (сих маленьких морей), возни мелких честолюбий и банального страха за свою шкуру (который всегда и везде становится заключительным аккордом в победительных в гимнах о величии Православия и России) здесь не оказалось, да, видно, никогда и не было.

3

Но, на самом деле, все перечисленные выше деяния - лишь артподготовка, и "план Барбаросса два" еще не вступил в активную фазу. Танковые армии и эскадрильи бомбардировщиков-асфальтоукладчиков еще только сосредотачиваются на богохранимых границах. А настоящим звоночком в будущее становится не зачистка духовного пространства и не стремительная капитализация, а нечто иное. Попытка порулить газовыми потоками на Украину - вот первое рефлексивное сокращение этого мускула, первый намек на будущий поворот затейливо текущих северных рек в прямые нееритично-партийные русла.

Эта первая серьезная проговорка даже либералов заставила призадуматься. Почему, дескать, печаловаться об одиноких матерях, детях-сиротах и социально незащищенных слоях населения своего любезного отечества Святейшему даже в голову не приходит, а на просьбу украинских химических концернов он откликается с воодушевлением первого призыва благодати?

Да, вероятно, потому же, почему в числе главных пороков, послуживших первопричиной землетрясения на Гаити в январе этого года, почетное первое место заняла, по мнению Патриарха, бедность (причиной бедствия стала потеря нравственного облика жителями страны, живущими в нищете, коррупции и преступности, - отметил Кирилл, откликаясь на чрезвычайное событие).

Тоже видимо проговорка по Фрейду. Ибо, воистину, "у кого нет миллиарда, пусть идет в ж.." – эта памятная всем "заповедь олигарха", словно песня, пронесшаяся от края до края великой страны в самый канун экономического кризиса, остается камнем, поставленным во главу угла, на котором созидается твердыня нынешнего государства Российского. Праздничным фасадом (золотым иконостасом) коего и становится входящая в силу церковная бюрократия во главе с ее безукоризненным Патриархом-менеджером.

4

Надо прямо сказать, что институт церковной бюрократии, каким он сложился в Византии и каким мы его знаем сегодня, – есть явление глубоко антихристианское и антицерковное по духу. В Византии фигура Патриарха стала символом и знаком власти императора над Церковью, а слепок имперского правительства - Святейший Синод - лишь живой и яркой карикатурой на нее.

Подлинной сутью христианства всегда был собор, собрание, семья братьев и сестер во Христе, круг апостолов, связанных духом Пятидесятницы. Настоящей основой, "ячейкой" Церкви изначально являлась живое братство христиан и его епископ - отец семьи, представляющий ее в случае необходимости на церковном соборе.

Консистория, Синод, Патриархия – все эти копирующие госаппарат церковные чиновники, отцы без детей, есть полная противоположность природе Церкви и чудовищная пародия на нее. Все это - лишь печальная реальность тысячелетней коррупции (коррозии) Церкви, результат ее малодушного падения перед государственной властью.

Но время проходит, и для "константиновской парадигмы" Церкви явно наступают решительные времена. И по всей видимости, той "государственной церкви", как мы ее знаем, наши дети уже не увидят. Вероятно, и сегодняшняя церковная реальность дана нам лишь для того, чтобы как можно полнее, во всем возможном трагизме, осознать глубину этого исторического зла - противоестественного адюльтера Невесты Христовой с государственной властью.

И, конечно, все сказанное - повод не для уныния и страха. Ведь если даже такие "врата ада" - власть церковной бюрократии (власть самого ада в сердце Церкви) - за полторы тысячи лет так и не смогли ее одолеть (а живые ростки христианства мы и сегодня видим во всех ее членах и составах, даже и внутри самой церковной бюрократии), значит, дело это действительно не от человеков, и ад здесь бессилен …

Но чтобы очиститься, Церкви необходимо пройти через кризис. Наше время и тот хаос, которым с большой вероятностью может окончиться нынешняя фаза "церковно-государственного строительства", и должны стать тем очистительным судом, пройдя через который, Церковь должна освободиться от коросты "мира сего" (личин "царства", "имперства", "власти", "силы", "богатства") и от завороженного созерцания своего пышного и щеголеватого любовника-государя, и повернуться, наконец, к Жениху Христу.

5

Но что сказать нам в заключение о наших героях? Они, на взгляд автора, заслуживают не столько метафизического удивления и ужаса, сколько метафизической жалости. Герои нашей пьесы тянут свои роли, как умеют, не хуже других. Другое дело, что пьеса, в которой они вынуждены играть, довольно бездарна, почему и актеров, задействованных в ней, становится по-человечески жалко.

Случаются, однако, и маленькие радости в наших палестинах. Вот, например, математик Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре и отказывающийся от премии в миллион долларов просто потому, что ему, живущему на пенсию матери на окраине Петербурга, миллион не нужен. Явление достойное, кажется, того, чтобы основать на камне сем новую церковь духа (гений, еврей, бессеребренник – идеальное сочетание для пророка, не правда ли?) Но Перельман не хочет быть пророком. Не хочет быть патриархом, олигархом и президентом. Не хочет известности вовсе. Почему и разговаривает с донимающими его журналюгами через дверь, в сотый раз раздраженно объясняя, что все фантастическое бабло мира сего, от которого у других перехватывает дыхание, его не интересует.

А все дело в том, что Перельман – гений, герои же нашей пьесы – бездарны. Пустые, так и не зажегшиеся ячейки мироздания. Но в силу чрезмерно развитого чувства собственной значимости они вынуждены компенсировать свою пустоту химерой власти над душами - всей этой беспримерной возней по приватизации мира сего и "реституции" его наличной собственности.

Играющим в этой пьесе не понять Перельмана. "У кого нет миллиарда, пусть идет в ..."... Вот они и расходятся по разные стороны. И пока официальное мироустройство стоит на сем камне, иной его полюс охраняют другие герои. И, видимо, двум этим реальностям не сойтись вместе до той минуты, когда последняя труба Архангела не созовет на Суд и живых, и мертвых…

6

И все же, четвертое по счету Красно Солнышко для одного народа – уж не ошибка ли это Вседержителя? Не перебор ли? Как Четвертый Рим или Четвертый крестовый поход? Как тройка, семерка, туз, тройка, семерка, дама… Но, как видно, Вседержитель не ошибся, иочередная фаза разворачивающейся на наших глазах Великой Русской Революции, становится лишь очередным отражением "в весьма ясных и незамутненных зеркалах" (как любили выражаться в приснопамятной Византии) нашей собственной исключительной духовности, безгрешности и любвеобильности. А ведь любая власть достойна своего народа, не правда ли?


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования