Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
18 марта 16:12Распечатать

Евгений Соколов. СТОЛЕТИЕ МИТРОПОЛИТА. Ровно сто лет назад, 18 марта 1910 г., в Санкт-Петербурге родился последний первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий (Устинов)


Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский, архиепископ Монреальский и Канадский Виталий (Устинов), как человек духовный, никогда не отмечал своих дней рождений, но если бы он дожил до наших дней, праздника ему избежать бы не удалось: 18 марта этого года ему бы исполнилось 100 лет. А ведь это вполне могло быть, так как Митрополит Виталий ушел от нас всего три с половиной года тому назад, причем до самой своей кончины физически он был крепок. Пользуюсь случаем, чтобы вспомнить об этом последнем крупном Первоиерархе Русской Зарубежной Церкви, оставившим столь заметный след в жизни русской общины Монреаля.

Митрополит Виталий, в миру Ростислав Петрович Устинов, родился в Петербурге 18 марта 1910 года в семье офицера Черноморского флота Петра Устинова и дочери жандармскаго генерала Лидии Андреевны Стопчанской. Детские свои годы будущий Митрополит провел в Севастополе, и навсегда сохранил теплое чувство к этому городу. Он до конца дней помнил свой севастопольский адрес: Чесменская, 55, и я слышал, как он сам выражался, - "Царскую тишину", в которой прошло его детство. Эта тишина закончилась с революцией и гражданской войной. Вместе с Крымским кадетским корпусом он на одном из судов эскадры генерала Врангеля эвакуировался в Константинополь. Сцена, когда корабль с беженцами взял курс в открытое море, а знакомый берег постепенно исчезал за горизонтом, навсегда запечатлелась в его памяти. Некоторое время проучился в кадетском корпусе в Белой Церкви, в Югославии, а в 1923 году был выписан своей матерью во Францию, где, благодаря ее знакомствам, сумел закончить престижный иезуитский колледж Св. Людовика в городе Ле Ман. Там он получил блестящее образование и знание языков. Французский язык вл. Виталия звучал в Квебеке, как музыка.

Потом была служба во французской армии, куда его призвали, как французского гражданина. Тем, кто знал владыку в Монреале, трудно было представить его блестящим кирасиром французской армии, но, тем не менее, это было, как в студенческие годы была победа на чемпионате по теннису в колледже. Дослужившись до звания бригадира, Ростислав Устинов мог бы сделать блестящую военную карьеру, но выбрал духовный путь, поступив в 1938 году в монастырь преподобного Иова Почаевского на Карпатах, где он был пострижен в монахи с именем Виталия. С 1941 года он уже иеромонах. Во время войны по поручению архиепископа Берлинского Серафима (Ляде) он окормляет из монастыря два села у границы с Польшей, а по своей инициативе и угнанных на работу в Германию советских граждан. По этому поводу его вызвали в Гестапо, и офицер потребовал, чтобы о. Виталий прекратил общаться с советскими. На что скромный иеромонах твердо ему ответил, что будет там, где в нем будет нуждаться его паства. Гестаповец с удивлением посмотрел на него и больше не беспокоил.

Как-то я спросил Митрополита Виталия, какая Пасха ему запомнилась больше всего. Он ответил, что это была Пасха 1945 года в Берлине под аккомпанемент канонады. Встретив праздник, прихожане собрали, что смогли, и двинулись прочь из города, чтобы не попасть в руки наступавшей Красной армии. В те времена принимать гражданство другой страны в среде белых эмигрантов считалось недостойным. Но  французское гражданство очень помогло о. Виталию по окончании Второй мировой войны. Он, как французский гражданин, мог свободно передвигаться по оккупированной Германии и спасать советских пленных и так называемых Ди-Пи от насильственной выдачи Сталину. Очевидцы вспоминали, как он носился на мотоцикле от лагеря к лагерю и доказывал в комендатуре, что тот или иной беженец - поляк, западный украинец, или еще кто-нибудь, но только не русский, так как насильственной депортации подлежали только граждане СССР, в основном русские. В лагере для перемещенных лиц Фишбек под Гамбургом игумен Виталий организовал барачную церковь с ежедневным кругом богослужений, псаломщицкие курсы, небольшую монашескую братию и типографию, которая стала печатать для всех лагерных церквей Германии "Великие сборники", молитвословы и "Почаевские листки". Братство и типография преподобного Иова Почаевского добрались с вл. Виталием до Канады и успешно действовали здесь все время, пока вл. Виталий был у руля. Но сначала архимандрит Виталий был настоятелем лондонского прихода, а после своего посвящения в епископы в 1951 году был направлен в Бразилию. В 1955 году он был переведен в Канаду, в Эдмонтон, а в 1957 году и в Монреаль. Везде, где бы не появлялся Митрополит Виталий, он старался устроить типографию и монашескую обитель. Так под Монреалем появился Свято-Преображенский скит, а на городском подворье действовала типография.

Это было золотое время как Зарубежной Церкви, так и для монреальского Свято-Николаевского собора, который был куплен и благоустроен при Митрополите Виталии. Сюда была принесена явившаяся брату Иосифу Муньосу мироточивая Монреальская икона Иверской Божией Матери. Но главное – мерно шла хорошо устроенная церковная жизнь, и Митрополит Виталий был доступен всем, кто хотел с ним общаться. На вид строгий и суровый, владыка был в жизни очень добрым, и всегда помогал множеству людей. При этом в первую очередь он заботился о братии своего монастыря. Будучи хорошим хозяйственником, наладившим работу типографии и свечного завода, Митрополит Виталий добился того, что его братство и подворье могли существовать без помощи прихода.

В 1986 году, после смерти Митрополита Филарета, вл. Виталий был избран Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви.

Настолование нового Митрополита проходило в Знаменском соборе в Нью-Йорке при небывалом скоплении народа – одних священнослужителей было 90 человек. В своем приветственном слове архиепископ Женевский Антоний сказал: "Отныне мы будем следовать за Тобой на путях Твоего трудного служения Церкви. Христос Спаситель просил Отца Своего: "Да будут все едино!" - и это единство нашего епископата есть та сила Зарубежной Церкви, которую никто и ничто не может сломить". Не прошло и 15 лет, как не стало многих верных архиереев, в том числе и вл. Антония, а новые были уже совсем "другого покроя" и быстро забыли эти слова.

В Зарубежной Церкви с 90-х годов стали происходить внутренние перемены, и были они не к лучшему. Словно знаком с небес было убийство брата Иосифа и исчезновение Иверской мироточивой иконы, затем пожар в Свято-Николаевском соборе, который называли Храмом  на мощах, столько там было святынь. Дотла сгорел самой большой собор Зарубежной Церкви. Это был большой удар для Митрополита Виталия, который все реже приезжал в Монреаль, передав дела своему викарному епископу Торонтскому Михаилу (Донскову). Михаил был Торонтским только по названию, на самом деле он жил в Монреале и постепенно стал разрушать то, что создал Митрополит Виталий.

Летом 2001 года в том же Знаменском соборе в Нью-Йорке, где избрали первоиерархом Виталия, торжественно отмечалось 50-летие его архиерейского служения. Были речи, целования, а на другой день после этого торжества епископы РПЦЗ во главе с Марком Берлинским и при участии обласканного в свое время Митрополитом Михаила Донскова потребовали от своего Первосвятителя, чтобы он ушел на покой. Речи их на торжестве оказались лживыми, поцелуи – иудиными.

Мне довольно часто доводилось бывать в гостях на подворье у Митрополита Виталия, он почти всегда приглашал меня остаться на ужин, и всегда за столом были необыкновенно интересные разговоры. Говорили не только на церковные темы, но также о литературе, о политике и об истории. Я помню, как Митрополит Виталий поставил в упрек императору Николаю Второму его отречение от престола. "Надо было, – сказал Митрополит, – арестовать Алексеева, Рузского и двинуть верные части на Петроград".

Но можно ли осуждать Государя за то, что он не хотел быть диктатором и отдавал себе отчет в реальной расстановке сил в Петрограде? Может быть, он понял, что Россия была уже не та страна, на царство которой он был помазан? Прошло некоторое время, и Митрополит Виталий сделал то же самое: он уступил настоянию архиереев своего Синода и добровольно подписал заявление об уходе на покой. Как и император Николай Второй, он мог бы сказать: "Кругом измена, и трусость, и обман...". Но вл. Виталий был уже в таком возрасте, что его легко было уговорить, усыпив лживыми словами о том, что Церковь не свернет со своего пути и что на покое ему будет хорошо.

Епископы ему изменили и обрушили на своего Митрополита гонения, вплоть до попытки вывезти его силой из скита в Мансонвилле, куда он уехал из Нью-Йорка. Его подвергли унизительному осмотру в психбольнице, забрав во время службы прямо из алтаря, и большому потрясению, когда убрали от него на долгий срок его верную секретаршу, а потом и сиделку Л.Д. Роснянскую, к заботе которой он привык и которой доверял. Вся эта эпопея достаточно хорошо известна и подробно описана в разных источниках.

Конечно же, в это время Митрополит Виталий просто в силу своего преклонного возраста уже не мог управлять Церковью. Он отменил свое решение уйти на покой, но было уже поздно. То, что в его маленьком Синоде начались нестроения, имевшие самые печальные последствия, это уже не его вина. Но Митрополит Виталий всегда четко знал, где должна стоять Церковь, и при нем никакой капитуляции Зарубежной Церкви перед Московской патриархией быть не могло. Поэтому его было нужно убрать.

В Церкви много мистики. Всем известно видение хранителя Иверской мироточивой иконы, убиенного Иосифа Муньоса. В ночь на 20 ноября 1985 года во сне ему привиделся Митрополит Филарет, стоящий с измученным лицом на коленях на каменистой тропе. На спине владыки и на правом плече лежал большой тяжелый крест очень некрасивого вида. Митрополит под тяжестью этого креста не мог сдвинуться с места, и вдруг неожиданно его сбросил. Как только крест прикоснулся к земле, Митрополит исчез. А затем Иосиф увидал превращенную в пустыню землю, словно после страшного бедствия. Вместо Митрополита Филарета на коленях стоял владыка Виталий с тем же крестом на спине, только крест был более страшный, более темный и тяжелый. С огромным трудом владыка все же с этим крестом  понемногу передвигался. В последней, третьей части своего видения Иосиф увидел уже совсем черный крест с распятым на ним в полном облачении Митрополитом Виталием. Утром пришло известие о кончине Митрополита Филарета… Никто не знает еще об одном знамении, которое было дано приблизительно в то же время. Прислужнику Митрополита Виталия, монреальцу Александру Каллауру, которому тогда было около 17 лет, приснился сон с архиерейским богослужением. Митрополит Виталий стоял перед престолом в окружении множества архиереев. Вдруг они набросились на него и стали наносить по нему удары, как будто колоть кинжалами. И тогда Митрополит стал светлеть, от него словно исходил свет. Окружавшие же его архиереи и даже сам алтарь стали чернеть. И когда Митрополит стал совсем светлым, он им сказал: "Зачем вы это сделали?" После исповеди у Митрополита Александр рассказал ему про этот сон. Владыка Виталий серьезно его выслушал и сказал: "Так оно и есть…".

Последние годы жизни Митрополита Виталия прошли в его Свято-Преображенском скиту в окружении немногочисленных, но верных служителей Церкви и друзей. Можно поименно назвать прихожан, которые навещали его в скиту, детей, которые устраивали своему владыке концерты, и многих посетителей со всего света. Так, из Австралии приехала на два месяца одна женщина, которая знала вл. Виталия еще по лагерю Фишбек в Германии и по Лондону, где он тогда служил. Все-таки много осталось людей, которые не изменили ни своему Митрополиту, ни Церкви. Не могу не упомянуть Евгения и Нину Ганн, у которых Митрополит Виталий остановился, когда впервые приехал в Монреаль больше полувека тому назад. Они оставались с владыкой до последних дней, а Нина, не жалея сил и средств, все делала для того, чтобы Митрополит мог принять своих прихожан у себя в скиту. Ей в этом, конечно же, помогали и другие замечательные женщины из прихода преподобного Серафима Саровского: матушка Нина, две Галины, Людмила, Ольга, Ирина... Их вполне можно назвать женами-мироносицами. Теперь могилы Митрополита Виталия и его первого монреальского иподьякона Евгения находятся рядом у стен Преображенского храма в Мансонвилльском скиту. Владыка закончил свои дни спокойно и мирно скончался 25 сентября 2007 года, успев принять Св. Причастие из рук епископа Владимира (Целищева).

Митрополит Виталий, как и любой человек, конечно же, совершал ошибки. Главной, пожалуй, была та, что он не нашел в себе силы поехать в Россию после крушения коммунизма. История Русской Православной Церкви могла бы быть другой. Но что теперь об этом говорить? Я лично помню его так живо, как будто он до сих пор среди нас. И если бы это действительно было так, я бы сказал ему слова своей глубочайшей благодарности за то, что мне довелось быть с ним рядом, учиться от него быть верным Церкви, физически ощущать через него ту Россию, которую мы потеряли, а прежде всего – чувствовать его неизменную пастырскую любовь. Эта любовь не прерывалась никогда, даже в минуты разногласий и споров. Спасибо, дорогой Владыко, и простите...

Несколько дней тому назад на Архиерейском подворье в Монреале, где в течение 40 лет жил и служил Митрополит Виталий, обильно стала источать миро Державная икона Божией Матери. В свое время эта икона была обретена 2 марта 1917 года в день отречения государя императора Николая Второго в подвале Вознесенской церкви села Коломенского. Православные верят, что духовное значение явления иконы "Державная" состоит в том, что гибель монархии и потеря Удерживающего послана русскому народу в наказание, но что Сама Богородица хранит теперь символы царской власти – у Нее в руках скипетр и держава – и это даёт надежду на покаяние и возрождение России. Именно эту икону после  поглощения  Русской Зарубежной Церкви Московской патриархией провезли в августе 2007 года по русским приходам Европы, Америки и Австралии. Теперь она сама посетила тех, кто не принял унии с МП. Образ Державной иконы стал мироточить накануне ее праздника, который приходится на 15 марта по новому стилю. И произошло это в бывшей обители Митрополита Виталия.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования