Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
15 марта 16:12Распечатать

Сергей Бычков. РАССТРЕЛЬНЫЙ СПИСОК. Размышления после заседания Синода РПЦ МП


Когда Русь приняла Крещение, то она унаследовала от Константинополя не только высокую культуру. Вместе с высочайшими достижениями культуры молодое государство и Церковь унаследовали и особенности византийской политики. Западные историки, употребляя словосочетание "византийская политика", обычно вкладывают в него нечто негативное. На самом деле, чтобы понять истоки и смысл византийской политики, особенно на российской церковной почве, важно жить в Церкви. Иначе ничего не поймешь.

Многие решения недавнего заседания Синода РПЦ МП уже подробно откомментированы. В том числе и важные, на взгляд аналитиков, перемещения церковных тяжеловесов. Духовенство и церковный народ интересуются в основном тем, явлена или нет преемственность нынешней линии руководства Московской патриархии и линии Патриарха Алексия II, или же обозначен некий новый курс. Большинство склонно утверждать, что все-таки на мартовском заседании Священного Синода явлен некий новый курс церковной политики.

Мне кажется, это праздные предположения. И Патриарх Алексий II, и новоизбранный Кирилл прямо и недвусмысленно утверждали, что РПЦ МП была и остается консервативным социальным институтом, но прежде всего это Богочеловеческий организм. Для нецерковного человека подобное утверждение неприемлемо.

Синод, в состав которого после смерти Патриарха Алексия II были введены в качестве постоянных членов лишь два новых митрополита, явил курс на преемственность. Поэтому важно понять, какие изменения в рамках давно избранного пути все же произошли.

Прежде всего, следует обратить внимание на важную деталь. Если просмотреть внимательно журналы Синода за прошедшие 18 лет, то обнаруживаешь одни и те же проблемы, которые вынуждены рассматривать синодалы. Это проблемы российских монастырей. Не меньше семи-восьми решений на каждом Синоде связаны с удалением или перемещением настоятелей или настоятельниц монастырей. Причем удельный вес женских монастырей гораздо больше. Создать мужской монастырь гораздо труднее, нежели женский. И не только потому, что в России со сталинских времен женщин в несколько раз больше, чем мужчин.

С тех пор, когда Патриарх Алексий II начал восстановление монастырей в столице и Подмосковье, каждый епархиальный архиерей считал своим долгом во что бы то ни стало открыть и в своей епархии пару-другую монастырей. И отрапортовать Патриарху, что "вызов принят", и теперь в епархиях как грибы после дождя растут монастыри. Тем более, что государство и местный бюджет охотно помогали в восстановлении разрушенных памятников архитектуры. Но, восстановив монастырь, каждый архиерей сталкивался с проблемой – где взять монахов и монахинь? Вскоре и Патриарх Алексий II понял, что в постатеистической стране чрезвычайно трудно подобрать людей, способных к монашескому подвигу. Поэтому призвал епископов заботиться не столько о восстановлении монастырей и храмов, а, прежде всего, о реконструкции храмов человеческих душ. Но остановить запущенный процесс ему не удалось – монастыри продолжали множиться вплоть до недавних времен.

Этот процесс иногда приводил к уродливым искривлениям. Начальницей Марфо-Мариинской обители стала замужняя женщина Наталья Молибога, а Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь возглавил отец двоих детей, игумен Феофилакт (Безукладников). Я не собираюсь порочить игумена Феофилакта - быть может, он вполне добропорядочный отец. Но понять, как эти его качества могут совмещаться с созиданием подмосковного монастыря, я не могу.

Как относятся монахи к своему наместнику, зная о его семье? Разве это образец для подражания? Полагаю, что новоизбранный Патриарх прекрасно знает об этих искажениях. Иначе он не назначил бы новым главой синодального ведомства по делам монастырей строгого монаха, архиепископа Феогноста, который вот уже 22 года является наместником Троице-Сергиевой лавры.

Синод создал новый Отдел, который призван объединить разрозненные усилия епархиальных миссионеров, которые трудятся в тюрьмах и лагерях. Этот процесс трудно и медленно развивался после крушения СССР, когда ГУИН открыл двери тюрем для священников. Все это время строились в лагерях храмы, и священники совершали таинства для заключенных, которых в сегодняшней России сотни тысяч. Следует отметить, что на этот раз выбор главы Отдела был сделан безукоризненно. Епископ Иринарх (Грезин) в течение 8 лет восстанавливал Пермскую епархию, населенную в основном потомками царских и сталинских каторжан. Поэтому специфика проблемы ему хорошо знакома. Резиденцией епископа Иринарха станет Новоспасский монастырь. Остается надеяться, что он сможет наконец-то восстановить один из славнейших московских монастырей.

После письма деятелей культуры о защите музейных ценностей, адресованного Патриарху, Синодом была создана Комиссия по культуре. Ее возглавит наместник Сретенского монастыря, глава Российского антиалкогольного комитета архимандрит Тихон (Шевкунов). Это назначение вызвало самые яростные споры не только в церковной среде. С одной стороны – выпускник ВГИКа, бывший сотрудник Издательского отдела, близкий друг Никиты Михалкова. Казалось бы, кому как не ему возглавить эту важную Комиссию? Но с другой стороны, многие церковные аналитики указывают на явное вмешательство в жизнь Церкви водочного лобби. Есть версия, что назначение о. Тихона пролоббировано российскими водочниками, которые обеспокоены успешным развитием антиалкогольной кампании. Действительно, РПЦ МП успешно сотрудничает с государственными структурами, которые стремятся поставить под контроль деятельность водочных магнатов, спаивающих Россию.

Я сознательно проанализировал только три назначения Синода, которые были лишь поверхностно рассмотрены в статьях, посвященных недавнему заседанию. Этих назначенцев объединяет одно – все они получили, как говаривали в советские времена, расстрельные должности. Сразу приходит на память назначение Политбюро ЦК КПСС на должность ответственного за сельское хозяйство в СССР. Тогда на нового назначенца смотрели как на потенциального покойника. Второе, что роднит всех трех церковных назначенцев, – то, что они молоды. И третье – все они могут рассчитывать на поддержку со стороны Патриарха.

Быть может, эти два обстоятельства оставляют надежду, что новые главы все же смогут справиться с поставленными задачами.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования