Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
10 марта 15:08Распечатать

Галина Симонова. "ГДЕ УМНОЖАЕТСЯ БЕЗЗАКОНИЕ, ТАМ ИЗОБИЛУЕТ БЛАГОДАТЬ". Воспоминания о поездках в Косово и общении с епископом Рашко-Призренскием Артемием. Часть первая


В 2005 году, по просьбе друзей, я поехала в Сербию - на Косово, в Грачаницу, к епископу Рашко-Призренскому Артемию. В микроавтобусе мест не было, но с помощью друга серба, упросив водителя, я отправилась в неведомое… Дело шло к вечеру, сербы, увидев русскую женщину, естественно, стали расспрашивать: куда и зачем? Не страшно ли? Почему Россия не заступилась за Сербию, когда на нее сбрасывали натовские бомбы? Мне было стыдно, и нечего было сказать.

Ехали долго, более восьми часов. На границе у меня возникли проблемы, албанская полиция не хотела впускать и лишь по просьбе местных сербов разрешила отправиться в ночную, пугающую своей темнотой дорогу. Большую часть пути ехали молча, тишина царила мертвая, как будто ждали шиптарской засады, стрельбы… И только подъехав к Грачанице, все дружно перевели дух.

Утро началось как раз со стрельбы. Страшно перепугавшись, я выглянула из окна гостиницы и увидела, как веселые сербы, взрывая петарды, носились по улице в своих стареньких автомобилях, перевозя небольшие деревья и ветки. Как выяснилось потом, они везли "бадняк" - сербскую рождественскую "елку". Дубовые ветки с листьями срубали в лесу и приносили в дом. Уже потом, ночью, под звуки рождественских песнопений, в присутствии всех жителей Грачаницы, монахов и священников торжественно сжигался прошлогодний бадняк.

Сначала была литургия св. Василия Великого. В монастырской домовой церкви служил епископ Артемий. Меня поразили тишина и покой на молитве. Сербы, присутствующие на службе, внимали каждому слову, читаемому в храме. После службы меня облепили прихожане и стали задавать вопросы о России. Кто-то произнес: "Владыка идет…". Владыка благословлял присутствующих и говорил с такой любовью и сердечностью, что меня охватил страх и трепет. Я пролепетала: "Из Москвы к вам… Можно к вам?" Получив благословение, через считанные минуты я оказалась в просторной комнате для приемов гостей, где все было скромно: помимо икон, висели портреты преподобного Иустина (Поповича), святителя Николая (Велимировича) и Патриарха Павла.

Владыка, как будто бы давний знакомый, сразу начал задавать вопросы о России. От растерянности я спросила владыку, как мне с ним следует разговаривать, на что он по-доброму сказал: "Говори, как сердце подсказывает, просто". С той самой минуты я почувствовала радость и умиротворение. Епископ Артемий поразил меня своим неподдельным вниманием и глубокой внутренней сосредоточенностью. Все, что я рассказывала о России, он как будто сверял с жизнью сербов на Косово. Ведь все, что происходит там, не передать словами: сербов лишили права на свободное передвижение, права на труд, права на охрану здоровья, права на нормальное образование детей… Жизнь сербов - это анклавы, гетто, лагеря, колючая проволока…

Косово - древняя сербская земля. Люди, когда-то жившие в Албании, переехали на Косовскую землю, их пригласили как гостей, а теперь они провозгласили там албанское государство. Под покровительством международного сообщества была произведена этническая чистка – изгнано 250 тысяч и убито около 5 тысяч cербов. Разрушены десятки тысяч сербских домов, свыше 150 церквей и монастырей…

Монастырь Грачаница - одна из главных православных святынь Косово. Основанный в XIV веке, он расположен в одноименном населенном пункте близ косовской столицы Приштины и является резиденцией епископа Рашко-Призренского Артемия, который вот уже 20 лет неустанно служит там Богу. Прежняя епархия, которая находилась в городе Призрен, была сожжена 17 марта 2004 года албанцами. Тогда же, за один день, они разрушили 36 православных храмов. Община Грачаница считается самым крупным сербским анклавом на территории края.

Благословив наше желание публиковать материалы о жизни косовских сербов, Владыка предложил остановиться в монастыре и встретить Рождество Христово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы была переполнена верующими людьми. Сербы молча, как будто перед боем, занимали свои позиции. Стены дышали древностью, а в воздухе царило пугающее напряжение, как будто каждый пришедший в храм, проверял другого - "свой или чужой". Было не по себе. Рядом стояли солдаты из КФОР, на рукавах было написано – "Украина". Я их поздравила с праздником, но получила в ответ презрительное молчание. Тревожное ожидание сменилось радостью, когда на амвоне появился владыка Артемий.

Владыка утешал всех, ободрял, вселял уверенность, словно по Апостолу, он сделался всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых (1 Кор. 9,22). В проповеди он сказал: "Господь Иисус Христос Своим Рождением на земле начал грандиознейшее дело, самую судьбоносную войну, которая когда-либо была в истории рода людского, – войну и бунт человека против всякого греха, против всякого зла, против диавола. Косово для Сербии и сербского народа – то же, что и сердце в человеке. Если вынуть сердце, то человека не станет; и если бы – не дай Боже! – мы потеряли Косово, приняли и признали его отделение от Сербии, то не стало бы и Сербии, и нас, сербов, как нации".
Позже, уже в Белграде, в крохотном домике, где мы вновь встретились с епископом Артемием, он продолжил ту же мысль: "Главное, чтобы Косово не исчезло в сербском сознании, в этом случае вернуть его, с Божией помощью, не составит большого труда".

В том же 2005 году у Владыки обострились отношения с Синодом СПЦ. Известно, что после албанского погрома 17 марта 2004 г. епископ подал иск в Международный суд против западных государств, войска которых допустили волну насилий и разрушений в Косово. Он неоднократно говорил, что в этом вопросе речь идет не только о необходимости наказания виновных в злодеяниях, но, в первую очередь, о том, что "православные святыни должны восстанавливаться только православными людьми. Если привлекать к таким работам иноверцев, храмы останутся в их распоряжении, а сербам дорога туда будет закрыта".

Синод СПЦ потребовал от епископа отозвать иск, но он отказался подписывать Меморандум с Советом Европы и с переходными косовскими властями о восстановлении разрушенных храмов в Косово. Владыка постоянно заявлял о недопустимости "поручать разрушителям восстановление святынь", а к работам привлекались исключительно албанские компании. Восстановительные работы зачастую проводились неумело и небрежно, отчего сам проект не принес ожидавшегося снижения межобщинной напряженности в крае. Епископ требовал "проведения профессиональной реставрации с привлечением сербских и зарубежных специалистов". В итоге в 2005 г. Меморандум был подписан через голову косовского архиерея. Ситуация повторилась, когда владыка Артемий отказался принять восстановленные объекты и опубликовал критический отчет о низком качестве работ. Попытки добиться от него согласия провалились, и от имени СПЦ документ о приеме ряда объектов подписал уже епископ Нишский Ириней (Гаврилович), в январе 2010 г. ставший новым сербским Патриархом.

В то же время епископ Артемий сказал: "Каноны говорят, что никто не имеет права вмешиваться в дела епархии, кроме правящего епископа. Поэтому как можно, не спрашивая епископа, что-либо делать в его епархии? Епископом Косово являюсь я, и потому прошу сейчас епископов соблюдать канонические правила. К сожалению, положение в Церкви сегодня непростое. Очень много предательства и подмены".
"Сейчас в монастыри Косово возвращаются монахи, - говорил он, - и слава Богу! Конечно, они живут в окружении албанцев, безо всякой возможности нормального существования. Служат в храмах каждый день, и люди, живущие там, идут на молитву. Мы видимся с ними, разговариваем, ободряем, чтобы не уходили. И, слава Богу, они твердо стоят, хотя знают, что опасность остается. Косово - это наши корни, наша духовность, наша культура, наша державность".

Мало осталось на земле таких подвижников, как владыка Артемий. Много людей, живущих не только на Косово и Метохии, в Сербии, но и за ее пределами, стремятся попасть к нему, своими глазами увидеть его. Он - тот магнит, который притягивает к себе многих своей богоугодной жизнью, силой своей веры, силой своей любви. Это мы прочувствовали, приехав в составе российской делегации в конце июня 2006 года, на Видовданские торжества, когда вся Сербия, в первую очередь Косово и Метохия, отмечая величественную и скорбную дату - годовщину знаменитой Косовской битвы, от мала до велика, собралась в Грачанице.

28 июня 2006 г. ныне покойный Патриарх Сербский Павел в сослужении епископов молился на Гази-Местане об упокоении душ всех сербских православных вождей и воинов. В тот день премьер-министр Сербии Воислав Коштуница нашел в себе мужество приехать и публично заявить, что "Косово было и останется сербским". Депутат Государственной Думы РФ Сергей Бабурин сказал тогда, что "для нас - тех, кто уважает принципы выживания человечества, которые воплощены в международном праве, - принципиально важно сохранить территориальную целостность суверенного государства Сербия. Мы говорили с г-ном Беришей на разных языках не только в прямом, но порой и в переносном смысле. Иное дело - беседа с мудрым человеком, владыкой Артемием, который в силу жизненного опыта, чувствует все политические нюансы и полностью согласился со мной в том, что сегодня проблема заключается в неопределенной позиции официального Белграда. Косовские сербы это прекрасно понимают. Они осознают, что сегодняшняя позиция Белграда не выражает мнения сербского народа".

Замечательный сербский поэт Ранко Джинович, возглавляющий Центр "Культура против террора", добавил, что "владыка Артемий - наш новомученик Косовско-Метохийкий, который остается со своим народом на Косове и борется за то, чтобы Косово и Метохия остались Сербией. Владыку любят и уважают как духовного лидера, помощника монашествующих и простых сербов. Многие сербы нашли приют за стенами монастырской обители". Илья Числов председатель Общества русско-сербской дружбы, напомнил, что "совсем недавно к владыке Артемию обратились представители 10-тысячной общины горанцев (сербов-мусульман), оставшихся патриотами своего славянского отечества с просьбой: "Хотим вернуться в Православие. Все до единого!". А сам Владыка, когда его спросили, что испытывают люди в процессе ожидания, когда в это время другие вершат их судьбу, ответил: "Мы не ожидаем, мы сами решаем свою судьбу. Мы никому не вручали мандат на то, чтобы за нас кто-то принимал решения о судьбе Косова".

И это не просто слова. Под руководством епископа обновился монастырь Святых Архангелов близ Призрена, монастырь Девич около Сербицы, монастырь Георгиевы Столпы около Нового Пазара, монастырь Кончул около Рашки, монастырь Дубокий Поток около Зубина Потока, монастырь Сочаница около Лепо-Савича, монастырь Баньска около Звечана, монастырь Зочище около Ораховца, монастырь св. Иоанна Предтечи у Великой Хочи. Кроме того, построены новые монастыри: свв. целителей Космы и Дамиана во Врачеве около Лешка; святой Параскевы Пятницы около Лепосавича; Пресвятой Богородицы (в честь иконы "Троеручица") на Девиных Водах около Звечана; Святой Варвары около Нового Пазара. Около монастырей, где это возможно, обновляются старые и воздвигаются новые церкви, прежде всего, в тех местах, куда возвращаются изгнанные прежде сербы. Несмотря на трагичность периода, уже подняты новые прекрасные храмы - в Зубином потоке (2000 г.), в Лепосавиче (2002 г.), в Косовской Митровице (освящена в день памяти св. Димитрия 08.11.2005 г.). Восстановлена церковь в Осоянах, первом селе, в которое стали возвращаться сербы. Освятили руины разрушенного храма Рождества святого Иоанна Крестителя в селе Левоше, куда вернулось 50 сербских семей.

(продолжение следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования