Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
04 марта 11:58Распечатать

Андрей Бессмертный-Анзимиров. ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ И "РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ". О приговоре Константину Душенову. Часть первая


Часть первая. СКОРБНАЯ

Несмотря на то, что мне всегда было что сказать по поводу газеты "Русь православная" и позорного скандала вокруг "Шулхан Арух", я принципиально оставался в стороне от этих тем.

Принципиально – оттого, что Михаила Назарова я знаю с 1974 года, Константина Душенова – с 1990-го. И с тем, и с другим я был в дружеском контакте как раз в период их религиозного обращения. Более того, Господь сподобил избрать меня одним из Своих орудий в обращении М. Назарова, о чём последний сам говорил мне.

Я до сих пор с глубокой теплотой вспоминаю время нашей подпольно-антикоммунистической и в то же время немножко бесшабашной инъязовской юности, которое делил с Мишей Назаровым (в то время он был Пахомовым, но в эмиграции по каким-то соображениям взял фамилию жены). Я до сих пор с глубокой теплотой вспоминаю Костю Душенова начала 90-х годов.

Мне очень печально и досадно, когда кто-то из былых товарищей или знакомых становится одержим духами гордыни, властолюбия и ненависти, впадает в тот или иной соблазн и превращается в лжепророка, соблазняющиего малых сих в своих личных целях. Но я им не ментор, не учитель, не контролёр, не судья.

Это не значит, что я не имею право высказывать своё мнение по поводу их позиции. Она для меня глубоко неприемлема. Как для христианина, русского православного, дворянина по происхождению (я этим нисколько не кичусь, но если кто-то сподобился быть "из благородных", то обязан быть благородным без кавычек). Наконец, просто как для человека.

Но и не только поэтому.

Два моих дальних родственника были патологическими антисемитами, и я чувствую себя лично ответственным за их человеконенавистнические убеждения. Со стороны матери это казачий писатель и публицист Иван Александрович Родионов (позже белогвардейский полковник, умер в эмиграции; некоторые исследователи выдвинули гипотезу, что он мог быть подлинным автором "Тихого Дона"). Со стороны отца – издатель и пропагандист "Протоколов Сионских мудрецов" Георгий Васильевич Бутми де Кацман, бессарабский помещик, по происхождению из крещёных голландских евреев, один из основателей "Союза русского народа". В советское время вся его родня отбросила смертельно опасную при большевиках часть "Бутми де" и тщательно скрывала это родство, особенно академик живописи, пролетарский портретист Евгений Кацман. Мой отец рассказывал мне о своём деде-монархисте, который внушал ему: Ворошилов – от слова "вор", а Джугашвили – горский еврей. "От советской власти паспорт не приму, – заявил он за столом к ужасу всей семьи во время введения в СССР единой паспортной системы в 1932-33 годах. – Вот Гитлер придёт – от него возьму".

Каясь в грехах своих родственников, я считаю убеждения антисемитов любого сорта "мерзостью пред Господом", оправдывающей высказывание английского мудреца Сэмюэла Джонсона о том, что всякий псевдопатриотизм – "последнее прибежище негодяев".

Часть вторая. ОБЛИЧИТЕЛЬНАЯ

Антисемитизм, прикрывающийся православными лозунгами, является ещё и формой ереси маркионизма, которая вплоть до IV в. считалась одной из наиболее опасных для Церкви. Я пишу это не для красного словца и не с намерением приклеить очередной ярлык. Я утверждаю сей факт со всей ответственностью, хотя это, разумеется, остаётся лишь моим частным богословским мнением.

Элементы прямого маркионизма здесь следующие: 1) признание ветхозаветного Мессии, то есть еврейского Машиаха, антихристом; 2) демонизация народа, из недр которого вышли Богородица и все первые апостолы; 3) абсолютизация примитивной системы "чёрное – белое" и сведение всей сложности мироздания к борьбе между всесильным злом и всесильным добром (манихейский и богомильский дуализм); 4) упор на гнозис ("тайное знание" о заговоре "мировой закулисы" и о методах беспощадной борьбы с последней, знание, которое невозможно опровергнуть никакими аргументами именно в силу того, что оно тайное и доступно только посвящённым адептам). Добавьте сюда "пятый пункт" - отвержение Ветхого Завета как свода устаревших текстов о "немилосердном лжебоге евреев" – и вы получаете полный маркионизм. Однако и первых четырёх пунктов более чем достаточно для официального церковного осуждения "православного антисемитизма" и всего, что с ним связано, за полумаркионизм. И я считаю, что Московская патриархия обязана это сделать, если ей дорога судьба Русской Православной Церкви и русской нации.

Святой Иоанн Кронштадтский неустанно, со слезами на глазах обличал антисемитизм и погромщиков. Во время сфабрикованного процесса над Бейлисом ни один русский православный священник не согласился стать свидетелем обвинения. Ни один!

А каково число православного духовенства, заражённого антисемитизмом в наши дни? 80 процентов? 85 процентов?

Хватит играть со злом!

Ни одна, повторяю, ни одна сила, претендующая на истину и чистоту, не может осквернять себя ненавистью и злобой. Если смоковница приносит хоть один ядовитый плод, её следует срубить и бросить в огонь.

Ненавидит ли Бог дьявола, демонов или нечестивых богоборцев среди людей? Нет. Он над ними "посмеивается" (Пс., 36: 12-13).

Вывести "православных антисемитов" на чистую воду – проще простого. Но надо захотеть это сделать. Когда читаешь тексты Назарова или Душенова, прежде всего бросается в глаза даже не их антисемитизм или антизападничество, а тотальное отсутствие религиозного, трансцендентного измерения.

Если говорить о писаниях Душенова, то сказать, что он далеко не мыслитель, значило бы сильно польстить ему. Не могу отказать себе в сомнительном удовольствии поделиться как уровнем душеновского "богословия", так и наивностью его критиков. Некая еврейка по имени Лия укоризненно стыдит Душенова: "Не боитесь прогневить Бога, вы – верующие люди? Это до какого же маразма надо дойти, чтобы так нагло врать на евреев! У вас на иконах кто изображен? Ешуа из Нацерета. А ещё кто? Мать его, Мирьям. Вы получили от евреев Бога, Богородицу, огромное количество еврейских имён, алфавит…". На что Душенов реагирует в своей "Исповеди жидоеда", ничтоже сумняшеся: "Мило, правда: оказывается и алфавит – еврейское изобретение. А я-то, глупый, думал: альфа, бета – откуда бы это могло взяться?.. Впрочем, виноват, забыл: все хорошее в мире от евреев. Теперь ясно: греки и прочие самозванцы – китайцы, шумеры, индусы – могут отдыхать".

Да, дорогой Костя, могут. "Алеф" и "бет" – еврейские, а не греческие буквы. Греческий алфавит сформировался под влиянием финикийского, который был близок ивриту (оба языка – семитские).

"Вы всё время врёте своей пастве, – продолжает Лия. – Ваш Христос из рода Давида, еврейского царя. Ваш Христос был ортодоксальным евреем! Он справлял все еврейские праздники. Он никогда не справлял это театральное представление, которое вы называете Пасха, он никогда не читал это изобилующее ошибками "Евангелие", которое ещё и написали через 200 лет после его смерти. Христос всегда читал только "Тору", и только на иврите. Он справлял только еврейскую Песах и ходил молиться в Иерусалимский еврейский храм… Вы скрываете от своих прихожан, что в Библии написано. А ваши православные её даже читать не умеют (да и вы вряд ли читали, раз несёте такую ахинею). Не там ли написано, что евреи народ избранный? Избран нести людям свет "Торы". И несут, уже 2000 лет. Или вы не признаёте десять заповедей? Или вы получили их с Луны? Или Христос их взял не из "Торы"? Или для вас ближе – убей, прелюбодействуй, не люби ближнего? Похоже, что так. Ну, тогда и отвечать перед Богом будете вы. Но ещё из-за вашего злодейства будет отвечать и ваша паства. Ибо слепые поводыри ведут её".

Лия ошиблась лишь единожды: Евангелия содержат не ошибки, а разночтения (что естественно, когда об одном и том же событии пишут несколько очевидцев), и были составлены отнюдь не через 200 лет. Но это – обычные заблуждения миллионов людей в мире, и еврейство Лии здесь совершенно не при чём. Всё остальное ею написанное – правда. А вот как реагирует на эту правду Душенов: "Письмо это – будь моя воля – я бы внес во все учебники, которые используются сегодня в России для обучения Православному Вероучению, в качестве прекрасной иллюстрации жидовского зловерия, нераскаянности, жестоковыйности, ненависти ко Христу и безумного, закоренелого богоборчества. Здесь что ни фраза, что ни слово – то перл жидовской злобы к Спасителю мира, обличившему их маниакальную гордыню и дьявольскую самовлюбленность, разрушившему державу их отца-дьявола и приобщившему к Своей спасительной благодати всех, жаждущих спасения, без различия наций и племен…".

В опусах Душенова и Назарова эмоции всегда бьют через край. Мы, православные, знаем, что при изображении на иконах покровителя Москвы и Московии св. Георгия Победоносца канон требует изображать всадника совершенно бесстрастным. Он протыкает зло – но без ненависти, без эмоций, без страстей. Мы, православные, ненавидим грех, а не грешника.

Православие у антисемитов трудно разглядеть даже хорошо вооружённым взглядом.

Именно поэтому Лия наивна. Она укоряет Душенова, прибегая к логике и нравственным категориям. Для Душенова это, что слону дробина...

Доктор наук Ирина Левинская, выступавшая на процессе Душенова в качестве эксперта, напомнила, что "Душенов и компания буквально меняют слова "немец" на "русский" и используют геббельсовскую пропаганду для своих целей". Но это не может ставиться им в упрёк, так как они и сами это прекрасно знают.

Михаил Назаров, во многом разделяющий взгляды Душенова, не имеет профессионального исторического образования, что сразу замечаешь при чтении его трудов. Это суждения и выводы человека, ошарашенного внезапно обнаруженной информацией и впавшего от этого в шок. Приведу откровение Назарова, на которое я случайно наткнулся, когда он объяснял, почему не может сочувствовать американцам по поводу 11 сентября 2001 года. "Ну, это всё равно, как если бы я сочувствовал жителям Содома и Гоморры, – объяснил он. – Я же всё-таки православный". Человек, знающий Священное Писание, осведомлен, что едва Бог решил покарать Содом и Гоморру, наш праотец Авраам незамедлительно выступил в их защиту: "Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?" И Бог не испепелил Авраама, а торжественно обещал, что пощадит Содом и Гоморру, если найдёт в них пятьдесят праведников. Как отреагировал на это Авраам? Он не принял обещания Божия, но начал обличать Бога!... "Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место" (Быт., 18: 23-33).

Я не навязываю своего толкования, но, похоже, что Авраам перешел черту в общении с Господом. Ибо из текста можно понять, что он намеревался просить о помиловании Содома и Гоморры даже ради пяти и ради одного. Так Авраам совершил подвиг милосердия и любви. И этим, я убеждён, подтвердил правильность его избрания Богом, как и подтверждал это не раз впоследствии.

Мы, православные, являемся сынами и наследниками Авраама, Исаака и Иакова. И по духу, и по плоти, являясь членами Тела Христова, которому мы приобщаемся в таинстве Святой Евхаристии. Повторяю: Авраама, Исаака и Иакова. Не Кия, Щека и Хорива. Люди должны отдавать себе отчёт, в том, что "православные антисемиты" - не православные. Они - православничающие. Православничая, они лжесвидетельствуют миру, что Православие может быть человеконенавистническим.

Радикалы любой масти - правые, левые и центристы - не имеют религии. Левый радикализм (коммунизм, нацизм и фашизм) отрицает религию и подменяет её собственными культами, по сути дела, пародийными. Правый радикализм (черносотенство, шовинизм, талибан, аль-Каеда, правый популизм, церазепапизм) не отрицает религию, но всегда использует её только и исключительно как идеологию, т.е. для оправдания своей позиции.

Между тем, религия и идеология суть разные формы общественного сознания. Идеология есть одновременно и определённая система догматически организованных идей и мифов, и руководство к действию в социально-политической сфере. Религия есть система организации индивидуальной и коллективной веры в Высшую Силу (или силы) - как правило, Живую и Личностную, либо веры в её отсутствие (атеизм как квазирелигия). В рамках одной и той же религии могут существовать многие идеологии, нередко их именуют "религиозными философиями". "Тверь – третий Рим", "Москва – третий Рим", осифлянство, нестяжательство, никонианство, сергианство, евлогианство и т.д. в православии. Ультрамонтанство, янсенизм, квиетизм, томизм, интегризм, теология освобождения и т.д. в католичестве. Клерикализм, христианский социализм и обновленчество в католичестве и православии. Арминианство, предестинарианизм, либерализм, фундаментализм, креационизм и т.д. в протестантизме. Консерватизм, ортодоксия и реформизм в иудаизме. Фундаментализм, панисламизм, ваххабизм, хариджизм, различные религиозно-политические ордена в исламе. В раннем христианстве сосуществовали петринизм и павлинизм – до Первого Апостольского собора, расставившего точки над "i" (победила линия апостола Павла, хотя главой Церкви и оставался Пётр).

Каждая религиозная идеология может делиться на консервативное и либеральное крыло; ни у одного из таковых нет и не может быть приоритета "высшей истины". Таковой приоритет присваивает себе только радикализм, но как раз радикальных религиозных идеологий и не бывает, ибо, как уже говорилось выше, радикализм механистически использует религию исключительно как идеологию для оправдания своих догм "свыше", т.е. выхолащивает её в своих целях, лишая её духовной и нравственной основы, и упразняет внутриконфессиональную свободу. Повторяю: правыми радикалами религия воспринимается только как идеология.

Характеристика правого радикала от религии: нетерпимость, сознательная приверженность букве, а не духу, сознательный выбор наиболее узких и ригидных взглядов, что позволяет осуждать сколь можно большее число людей внутри своей Церкви и вне её, агрессивный антисемитизм, задирание иерархии, самозванное учительство, сектантский дух, манихейская картина мира в сочетании с верой во всевозможные заговоры. И постоянные судороги ненависти.

В православном радикализме к этим пунктам добавляются кликушество, частое употребление слова "бесовщина", нередко асоциальность (в силу трёх основных "китов" любого радикализма: неприятия объективной реальности, бегства в утопизм и поиска врагов), нередко неопрятность, борода до пупа или колен, вообще безудержная и увлечённая стилизация "напоказ" под благочестивость и ревность о вере.

Таков же радикальный исламизм аль-Каеды, тоже являющийся чистой идеологией. Его последователи думают и заявляют, что они мусульмане. На деле они лишь прикрывают исламом собственную кровожадность, вызванную либо физиологическими, либо психологическими причинами. Но никак не боговдохновенную. Как и в случае с "православными антисемитами".

Два слова о позорном и жалком скандале по поводу "Шулхан Арух". Этот кодекс есть, прежде всего, исторический текст, отражающий реалии времён своего создания. Точно так же как строки псалма 136 "Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень", много веков читаемые и православными, и католиками, и протестантами (гимн "На реках Вавилонских"). Если понимать всё буквально, в этих строках можно усмотреть что угодно, вплоть до разрешения на аборты.

Слова Христа, которыми антисемиты веками оправдывали свои взглады, также имеют несколько толкований. "Кровь Его на нас и на детях наших" (Мф., 27:25) – можно трактовать всего лишь как призыв к Пилату не волноваться о последствиях, так как это внутреннее дело Синедриона. "Ваш отец диавол" (Ин., 8:44) – имеются в виду фарисеи и лицемеры, либо просто нераскаявшие грешники, но никак не целые нации или вероисповедания. "Оставляется вам дом ваш пуст" (Мф.23:38) – пророчество о скором разрушении Иерусалимского Храма римлянами. И никакого проклятия евреев как целого народа.

Я специально прочитал "Шулхан Арух" и не усмотрел там ничего обидного для неевреев. И уж тем более ничего такого, что неевреи не вытворяли с евреями. Поэтому суровые наставления иметь как можно меньше общего с гоями вполне понятны. Религиозные тексты и кодексы не всегда полезно читать без комментариев специалистов. Когда появились первые переводы Св. Писания на национальные языки, любой профан получил возможность трактовать их на свой лад. Результат – трагический раскол Западной Церкви во время Реформации.

Не нравится "Шулхан Арух" – не читай. Не для тебя написано. Но сразу удариться в истерику или начать священную войну могут лишь те, кто давно искал "основательного" теоретического оправдания своему антисемитизму. Или кому известные госслужбы заплатили за эту истерику.

С "православными антисемитами" и их сторонниками всё очевидно. Бес попутал. Но главный вопрос здесь – позиция властей. Что в связи с этим сделал парламент? Президент? Как они реагировали? Молчали и злорадно ухмылялись отличному "удару по либералам" и отвлечению населения от реальных внутренних проблем страны.

Антисемитская газета "Русь Православная" издается с середины 90-х годов. Какова была реакция властей всё это время? Молчание и попустительство.

Вспомним, что Холокост не случился "ни с того, ни с сего", но был подготовлен двадцатью годами безнаказанной целенаправленной антисемитской пропаганды в Германии и Австрии. Нельзя исключить возможность того, что в будущем к власти в России способно прийти поколение, чьи мозги были тщательно промыты и подготовлены антисемитской пропагандой ненависти. И тогда не поздоровится далеко не одним евреям.

И вдруг теперь Константин Душенов "признан виновным" в разжигании национальной и религиозной вражды! Но почему он один? Почему на скамье подсудимых нет остальных чёрных сотен, если не тысяч?

Либо не укреплять годами в противовес демократии человеконенавистнические движения своим попустительством, а то и тайным финасированием, либо наказывать самих себя – попустителей и манипуляторов. Либо запрещать антисемитизм как преступную идеологию и и смотреть на проблему в целом, если иметь в виду общественное благо, либо не наказывать никого.

Да, Холокост не случился сам по себе. Почва для него тщательно готовилась. Тем не менее, преступлением является сам Холокост, а не подготовка к нему…

(Продолжение следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования