Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
30 декабря 10:03Распечатать

Игорь Фирсов. ФЕМИДА НА РАСПУТЬЕ. Что готовит год грядущий сельским общинам РПАЦ?


Закончился год, который явился для верующих Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) переломным: государство изгнало их из "помещений" (на самом деле, это древние храмы, некоторые из которых община, покинувшая Московскую патриархию, получила еще при СССР) в Суздале. Теперь видно, как самые худшие ожидания верующих суздалян продолжают оправдываться. По заказу владимирского Теруправления Росимущества и по проектам владимирского Госцентра по охране памятников проводится косметический ремонт "возвращенных" храмов, причем проводит реставрационные работы неизвестно кто, а прорабы приезжают "на объекты" в дорогих иномарках. Кроме того, суздалянам стало известно, что три храма, на которых Теруправление проводит реставрационные работы, переданы во Владимирскую епархию РПЦ МП, где их "принял" активный и специализирующийся на православном туризме настоятель Анатолий Сигида.

Нетрудно догадаться, что отобранные у верующих суздальские храмы являются удобными "точками" для обслуживания "культовых потребностей" и любопытства туристов, в большом количестве посещающих Суздаль. Православный туризм имеет к этому прямое отношение. Хотя в отобранных храмах пока и нет святынь, нет мощей, без которых православных туризм невозможен и неприбылен, но всё это появится со временем в "благоукрашенных" с помощью менеджеров и благочестивых спонсоров оскверненных святынях РПАЦ. Вкладывать деньги в памятники на Владимирщине выгодно, они составляют важный ресурс этой бедной в других отношениях земли. К тому же, бремя охранных обязательств до сих пор лежит на "раскольниках", которые в случае чего окажутся в ответе перед судом.

Во Владимирской области уцелело около тысячи сельских храмов, из них передано Владимирской епархии РПЦ МП порядка половины, из которых восстановлены считанные единицы. Остальные продолжают разрушаться, ибо восстанавливать их невыгодно, да и не для кого, ведь число сельчан резко сокращается. Сама Владимирская епархия Московской патриархии восстанавливать гибнущие храмы области "не имеет возможности", как всегда заявляет в прессе архиепископ Евлогий. Ей гораздо приятнее получить имущество в нормальном, по крайней мере, удовлетворительном состоянии. Так почему бы не сделать "подарок Церкви", отняв храмы "у Валентина"? Идея неплохая, тем более что Москва дала зеленый свет.

Тут на самом деле не одна, а две выгоды. С одной стороны, такой "подарок" РПЦ МП поднимет и укрепит падающий рейтинг владимирского губернатора Виноградова. Например, другой владимирский чиновник, Владимир Горланов из владимирского Теруправления Росимущества, раньше был всего лишь и.о. руководителя да и не вылезал из-под судебных преследований за "нецелевую" раздачу госсобственности, а теперь вот (хочется думать – за удачно проведенную "операцию по возвращению" суздальских храмов) он уже и руководитель Теруправления, и уголовное дело против него замято.

С другой стороны, чтобы не остаться самим в убытке, почему бы чиновникам не провести предварительно "за счет бюджета" реставрацию памятников? Приближается 2010 год, когда все правоустанавливающие договоры должны быть в обязательном порядке зарегистрированы как основание для передачи объектов в собственность пользователей. Нужно поторопиться с изъятием.

Однако от предположений обратимся к реалиям. О том, что отобранные сельские храмы РПАЦ ждет та же участь, что и городские, то есть передача РПЦ МП, говорит следующий факт. 4 ноября этого года, на праздник Казанской иконы Божией Матери, архиепископ Владимирский РПЦ МП Евлогий после службы в Суздале и открытия вместе с президентом Медведевым усыпальницы князя Пожарского, на обратном пути во Владимир заехал в село Борисовское, где был встречен местной общинкой РПЦ МП. За чаем с пирогами владыка сообщил прихожанам что "раскольнический" храм св. Василия Великого в Борисовском скоро будет "возвращен Матери-Церкви", и архиепископом в него уже назначен священник-настоятель. Думается, делать подобные заявления на пустом месте владимирский архиепископ не стал бы, и для этого наверняка имеются весомые обстоятельства.

Затеянный вслед за Росимуществом Владимирской областной администрацией судебный процесс против РПАЦ, казалось бы, должен пройти как по маслу по накатанной дорожке выработанной уже арбитражным судом в отношении суздальских храмов судебной практики.

Однако всё не так просто с юридической точки зрения. Если в предыдущем судебном процессе Теруправление разбило доводы Церкви на правовом поле Гражданского кодекса РФ, то теперь юристы РПАЦ действуют тоже в этом поле, и это дает богатые возможности.

Ранее, в 2000 году, РПАЦ выиграла суд против Министерства культуры РФ, которое пыталось отобрать у этой Церкви храм св. Иоанна Предтечи в селе Павловском, чтобы передать его Владимирской епархии РПЦ МП путем издания нового совместного с Госкомимущества распоряжения. Тогда Арбитражный суд г. Москвы счел это незаконным, поскольку уже имелся заключенный между РПАЦ и Госцентром охранный договор на храм. Сейчас во Владимирский арбитражный суд было представлено постановление Арбитражного суда Москвы и выписанный им исполнительный лист о храме в Павловском.

Кроме того, анализ сложившихся правоотношений между государством и Церковью на базе ГК РФ вскрывает "возмездный" характер "сделок" по передаче храмов (лишь при условии их реставрации и дальнейшей охраны), ставя во главу угла правоотношений государства и Церкви охранный договор. Владимирская же администрация попыталась пойти по пути наименьшего сопротивления, расторгнув лишь договоров безвозмездного пользования, не имеющий самостоятельного правоустанавливающего характера. Расторгнуть охранный договор можно только через суд, но к тому у владимирских чиновников нет никаких законных оснований.

Однако, не будем забывать, что гонения на РПАЦ происходят отнюдь не в правовом государстве и отнюдь не на условиях равенства всех религиозных организаций перед законом. Здесь у истцов имеется мощный административный ресурс и пресловутое "телефонное право".

Сложившаяся юридическая ситуация ставит Владимирский арбитражный суд в трудное положение. С одной стороны, ранее в отношении суздальских храмов РПАЦ он создал судебную практику, согласно которой охранные договоры не имеют самостоятельного значения и не порождают правовых последствий, и поэтому сами по себе недостаточны для пользования и, в дальнейшем, приватизации памятников истории и культуры. С другой стороны, существует более авторитетная судебная практика, по которой именно охранные договорыявляются главным основанием для пользования храмами, ибо без них никакие другие договоры недействительны.

Чем закончится судебный процесс, решающий судьбу шести сельских храмов РПАЦ в Суздальском районе Владимирской области, покажет ближайшее будущее, однако, учитывая порочность, коррумпированность судебной системы РФ, верующие резонно готовятся к худшему варианту — что в недалеком будущем в отобранных у РПАЦ храмах будут устроены "церковные лавки" с "церковным товаром" и сувенирами, экскурсоводы будут проводить экскурсии, а пару раз в год епархия будет устраивать "показательные" богослужения для все тех же туристов. А сельские храмы, почти все, будут закрыты на замок и в лучшем случае иногда, может быть, раз в год, на престольный праздник, РПЦ МП будет присылать туда священника и привозить на автобусе группу своих верующих. Такое сейчас уже происходит в селах Романово и Янёво под Суздалем.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования