Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
29 декабря 14:11Распечатать

Григорий Нерин. СОЙТИ С МЕРТВОЙ ТОЧКИ. Активисты «осколков» РПЦЗ не позволят инициативе Митрополита Агафангела заглохнуть


Пожалуй, впервые мы оказываемся на важном календарном стыке, именующемся в обиходе Новым годом, со столь реальной, зримой надеждой на смещение с "мертвой точки", казалось бы, безнадежного процесса "собирания "осколков" РПЦЗ. Все последние годы мы наблюдали лишь бесконечный процесс дробления этих "осколков", который уже начал превосходить пресловутый "греческий сценарий". Это и неудивительно – капитуляцией Синода РПЦЗ перед Московской патриархией самой идее истинного православия русской традиции, альтернативного государственно-экуменическому "официальному православию" пути развития церковной жизни в нашей стране, был нанесен тяжелейший удар. В исторической перспективе этот удар имеет все шансы быть признанным более существенным, чем новостильная реформа и последовавшая за ней схизма в Греции. Вот и казалось, что потенциал взрывной волны, образовавшейся в результате катастрофы РПЦЗ 2000-07 гг., еще достаточно велик, чтобы в обозримом будущем "осколки" продолжали разлетаться и дробиться.

Однако, 11 декабря председатель Архиерейского Синода РПЦЗ(А) Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Агафангел (Пашковский) направил письмо первоиерарху РПАЦ Митрополиту Суздальскому и Владимирскому Валентину (Русанцову), председателю Синода РИПЦ Архиепископу Омскому и Сибирскому Тихону (Пасечнику) и председателю Синода РПЦЗ(В) архиепископу Сан-Францисскому и Западно-Американскому Владимиру (Целищеву), в котором информировал о решении Архиерейского Синода РПЦЗ(А), принятом на заседании в городе Бронксе (штат Нью-Йорк) 28 октября, начать переговорный процесс с тремя крупнейшими юрисдикциями ИПЦ русской традиции — РПАЦ, РПЦЗ(В) и РИПЦ - на предмет выяснения и уточнения их разногласий между собой.

Как сообщалось нашим Порталом, со своей стороны, Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин поручил Синодальной канцелярии РПАЦ направить Митрополиту Агафангелу ответ с выражением согласия на встречу и приглашением представителю РПЦЗ(А) прибыть в Суздаль для переговоров в любое удобное для него время. Соответствующие обращения были направлены и предстоятелям РПЦЗ(В) и РИПЦ.

Далее, в своем блоге Митрополит Агафангел подтвердил, что получил по электронной почте официальный ответ, выражающий согласие РПАЦ в лице Митрополита Валентина обсуждать проблемы, препятствующие церковному единству. Во время всей этой переписки, между 11 и 15 декабря, в блоге Митрополита Агафангела шло активное обсуждение идеи, высказанной самим первоиерархом в такой форме: "Летом в Одессе провести конференцию клира и мирян, представляющих различные "осколки" РПЦЗ. Тема конференции: апологетика "осколков". От каждого "осколка" его представители подготавливают для конференции доклад, в котором должна быть отражена его история и представлены объяснения, почему эта часть РПЦЗ поступила именно так и занимает именно такую позицию".

Эта идея получила широкую поддержку, и уже, не дожидаясь лета, некоторые возможные участники будущей конференции приступили к изложению своих позиций по указанным вопросам непосредственно в блоге Митрополита Агафангела. Даже такой, доселе представлявший собой главный камень преткновения в общении между русскими ИПЦ вопрос, как "киприанизм" (учение греческого старостильного митрополита Киприана (Куцумбы), с которым состоит в официальном каноническом общении Митрополит Агафангел, о безусловной принадлежности к Церкви еретиков, еще не осужденных на Вселенском Соборе), в этом блоге начал обсуждаться в конструктивном ключе. В частности, был высказан ряд идей, которые бы позволили, с одной стороны, снять это препятствие при объединении "осколков" РПЦЗ, а с другой – повлиять на внутреннюю ситуацию в греческом старостильном движении, убедив самих последователей митрополита Оропосского и Филийского Киприана пересмотреть свою экклезиологию, с которой не соглашается большинство российских ИПЦ.Конечно, эти предложения носили еще самый предварительный характер и требовали серьезной доработки, однако, начало явно уже было положено на волне общего энтузиазма в стремлении достичь на планируемой летней конференции позитивных результатов.

Казалось бы, события развивались стремительно и самым благоприятным образом. Тем не менее, неожиданно для всех и, в первую очередь, для самого Митрополита Агафангела, Митрополит Валентин дал 18 декабря интервью, в котором, в принципе поддержав инициативу переговоров между РПАЦ, РПЦЗ(А) и РИПЦ, сделал акцент на том, что "киприанизм" по-прежнему остается камнем преткновения, не позволяющим РПАЦ вступить в общение с РПЦЗ(А), а отказ от "киприанизма" является предварительным условием, которое РПАЦ выставляет для начала переговоров с РПЦЗ(А). Одновременно Митрополит Валентин исключил возможность своей (и, вероятно, своих представителей) поездки в Одессу на неформальную конференцию "осколков", сославшись, в частности, на "сложные проблемы" в Суздале (очевидно, имея в виду массовые изгнания общин РПАЦ из храмов).

Отказ Митрополита Валентина от переговоров, высказанный в столь прямолинейной форме, был весьма неожиданным, поскольку до этого им же было направлено официальное письмо Митрополиту Агафангелу, выражающее желание начать переговоры, хотя и прежде Митрополит Агафангел никакого отказа от "киприанизма" не провозглашал. Остается только гадать о причинах столь стремительного изменения позиции Суздаля. Как бы то ни было, в блоге Митрополита Агафангела члены РПАЦ (в первую очередь, той ее части, которая находится под управлением епископа Григория (Лурье)) продолжали выражать поддержку идее Митрополита Агафангела о летней конференции. Тем не менее, получив отказ Митрополита Валентина от ведения переговоров без предварительных условий и столкнувшись в своем блоге с резкой критикой в адрес первоиерарха РПАЦ со стороны епископа Григория (Лурье), считающего себя частью той же РПАЦ, Митрополит Агафангел счел необходимым отказать в дальнейшем представителям РПАЦ (обеим ее "ветвям") в участии в летней конференции и предложил им все же разобраться "на уровне их юрисдикции" в своих внутренних разделениях, прежде чем принимать участие в "собирании "осколков". Тем самым он дал понять, что не намерен приглашать на одесскую конференцию и представителей "альтернативного" Суздальскому Синоду органа управления РПАЦ - Архиерейского Совещания во главе с епископом Григорием (Лурье). Наконец, 21 декабря наиболее заметный иерарх РПЦЗ(В) епископ Владивостокский и Дальневосточный Анастасий (Суржик) тоже в интервью "Порталу-Credo.Ru" фактически отказался от идеи Митрополита Агафангела, предложив вместо конференции вести долгие и кропотливые двусторонние переговоры между иерархами отдельных "осколков".

Таким образом, не исключено, что единственными участниками переговорного процесса и предстоящей конференции (если она теперь вообще состоится) окажутся представители РИПЦ и РПЦЗ(А), хотя неизвестно, как скажутся отказы от участия в этих переговорах Митрополита Валентина и нежелание иметь дело с другими представителями РПАЦ со стороны Митрополита Агафангела, равно как и отказ епископа Анастасия (Суржика) - на перспективе проведения конференции как таковой. С одной стороны, Митрополиту Агафангелу явно не хотелось сужать формат "собирания "осколков" до узкого двустороннего спора РПЦЗ(А) и РИПЦ, который уже безуспешно велся в 2007-08 гг. С другой стороны, наиболее "креативные", идейные силы, способные предложить свежие сценарии "собирания "осколков", сосредоточены преимущественно в РПАЦ, и ее искусственное отстранение от процесса при активном желании самих представителей РПАЦ внести в него свою лепту, будет выглядеть слишком неконструктивно.

Но надо признать, что значительная доля вины за такое развитие событий лежит именно на РПАЦ. Представители двух ее "центров", слишком жестко настроенные по отношению друг ко другу (вот уж воистину нет страшнее врага, чем сосед по коммунальной квартире), не прилагали последнее время никаких усилий, чтобы преодолеть внутренние разделения в собственной юрисдикции. Такая "непробиваемая" позиция Митрополита Валентина и епископа Григория парализует живые, творческие силы РПАЦ, стремящиеся к "собиранию "осколков", дискредитирует их здравые идеи. Еще бы – если эти идеи "не работают" даже в рамках РПАЦ, то как можно доверять им в деле объединения всей Поместной Русской Церкви. Потенциал и волю РПАЦ к "собиранию "осколков" (даже сами эти термины возникли в среде именно этой юрисдикции!) вольно или невольно блокируют ее непримиримые администраторы, боящиеся хоть в чем-то уступить друг другу и "потерять лицо" в некоей специфической церковной политике, которая скоро будет ограничиваться всего двумя участниками, поскольку корабль ИПЦ русской традиции поплывет дальше без этих забуксовавших моторов. Впрочем, аналогичная проблема стоит и перед "последним" партнером РПЦЗ(А) по одесской конференции – перед РИПЦ (см. интервью епископа Дионисия (Алферова) нашему Порталу).

Итак, повторимся еще раз – инициатива Митрополита Агафангела чрезвычайно важна, и было бы весьма горько, если бы она не получила в том или ином виде продолжения. Очевидно, ждать следующей подобной инициативы, упустив эту, нам еще придется долго.

Это понял, расслышав в своем блоге голоса представителей разных "осколков", и сам Митрополит Агафангел, несколько изменив свое первоначальное предложение и пересмотрев, судя по всему, и сформулированное ранее нежелание приглашать в Одессу представителей соперничающих частей РПАЦ. Теперь его предложение выглядит следующим образом: "Я предлагаю немного изменить формат предполагаемой конференции. Я полностью самоустраняюсь от подбора ее участников (они должны быть только из числа клира и мирян) и оставляю за собой исключительно функции координатора по подготовке. Я полагаю, от каждого "осколка" следует предоставить право на участие не более 5 представителям. Надо предложить от каждого "осколка" своего координатора. Я предполагаю не принимать никакого участия в работе самой конференции, пусть она не будет никого ни к чему обязывать и станет, скорее, просто встречей людей, которые раньше были в РПЦЗ и которые не равнодушны к ее жизни и истории. Не надо стараться предавать этому событию, пусть на первом этапе, слишком большого значения и отодвинуть его подальше в сторону от "острых болевых точек". Чем более тихо и мирно пройдет эта конференция - тем больше пользы для всех нас от нее будет".

Именно в таком виде предложение Митрополита Агафангела получило поддержку многих читателей его блога (хотя представители РПЦЗ(В) и РИПЦ высказались сдержанно). Если же и это предложение окажется по той же самой "юрисдикционной" причине заблокированным, то и здесь, думается, не следует отступать и, чтобы преодолеть косность архиереев "осколков" и нежелание направлять куда-либо своих официальных представителей, провести одесскую конференцию в исключительно "светском" формате: скажем, как церковно-исторический симпозиум, посвященный истории РПЦЗ в новейшее время. Участники такой конференции могли бы выступать не в качестве "представителей" тех или иных Церквей и приходов, а от себя лично. Такая конференция могла бы позволить услышать голоса многих, не стесненные "юрисдикционными" и "корпоративными" рамками и обязательствами. Это позволило бы более объективно посмотреть на историю Русской Церкви последнего времени в целом. Даже и в таком варианте это будет чрезвычайно важно и послужит огромным импульсом "собирания" и во всех остальных, в том числе, официальных форматах.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования