Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
15 декабря 17:52Распечатать

Влас Логинов. КУДА ИДЁТ СОВРЕМЕННЫЙ ПАЛОМНИК? Бурное развитие паломнического бизнеса лишь углубляет социальное разделение РПЦ МП на "Церковь богатых" и "Церковь бедных"


Паломническое направление церковного бизнеса – одно из самых перспективных. Автор в этом убедился в конце ноября, на V международной конференции "Пути богомольцев", организатором которой был Паломнический центр Московского патриархата. Такие конференции проводятся ежегодно с 2004 г. Сравнивая их материалы, можно увидеть весьма любопытные закономерности современного паломничества в России как религиозного и общественного явления, ну и как бизнеса, разумеется.

Слово "паломник" происходит от слова "пальма", так как пилигримы в качестве священной реликвии приносили с собой из Палестины пальмовые ветви. В России для обозначения этого же понятия были приняты слова "поклонник", "богомолец", "странник" (это тот, кто занимается паломничеством постоянно). С первых веков христианства места, связанные с жизнью Христа, стали называться святыми, а посещение их считалось делом благочестия. В первой половине III века епископ Александр, будущий Патриарх Александрийский, так выразил смысл своего посещения Иерусалима: "Ради молитвы и истории тех мест". Более четко выразил эту мысль св. Григорий Нисский – цель паломничества есть "созерцание знаков Божественного человеколюбия".

Однако паломничество связано, говоря церковным языком, с соблазнами, которые могут уничтожить его духовную пользу: хождение из любопытства или тщеславия, превращение паломничества в своеобразный паразитический образ жизни. В истории бывали эпохи, когда стремление к паломничеству вырывало из обычной трудовой жизни достаточно большие массы людей и начинало представлять для общества реальную социальную и экономическую угрозу.

Против такого ложного паломничества выступали многие христианские авторы - например, блаженный Иероним, древнерусские иерархи Нифонт Новгородский (XII в.) и Феогност Сарский (XIII в.). Причём живущие в разные времена авторы высказывали одинаковую мысль: "Вместо того, чтобы ходить в Иерусалим к святым, лучше здесь правду делать и Бога боясь жить".

В числе первых русских паломников были преподобный Антоний Киево-Печерский, побывавший на Афоне. Паломничество в Иерусалим совершили игумен Даниил, написавший бесценное "Хожение в Святую Землю", Евфросиния Полоцкая и другие.

До середины XIX века паломничество на Святую Землю из России носило единичный характер. Но во второй половине XIX века оно становится массовым, причем большинство паломников – крестьяне. В конце позапрошлого века Палестину посетило более семи тысяч человек из России, а перед Первой мировой войной - двадцать тысяч. В год, в среднем, посещало Палестину 10 тысяч человек, а всего за вторую половину XIX – начало XX века – 150 тысяч паломников.

Массовое народное паломничество на Восток стало возможно благодаря существованию Императорского православного палестинского общества (ИППО) – единственной организации в дореволюционной России, созданной для паломничества, в первую очередь, к святыням Востока. Поездки паломников "из народа" были дотационными, большую часть расходов брало на себя Палестинское общество.

За этим, конечно, стояли правительственные политические интересы. С одной стороны, массовое паломничество поощрялось в целях укрепления влияния России на Ближнем Востоке. С другой стороны, в этом видели противодействие атеистической и революционной пропаганде, распространившейся в народе.

Дореволюционное паломничество и в Святую Землю и по отечественным монастырям породило целую индустрию по производству памятных предметов, начиная от образков, чёток, сувениров, лубков, и кончая сувенирными фарфоровыми сервизами с видами монастырей. Это всё широко представлено на проходящей в Государственном Историческом музее в Москве выставке "1000 лет русского паломничества"

В то же время полностью отсутствовала паломническая инфраструктура: гостиницы, транспорт, питание, за исключением объектов Палестинского общества на Востоке. Богомольцы часто шли пешком, в пути питались подаянием или заранее насушенными сухарями, просились ночевать в деревенских домах "Христа ради" и т.д.

Массовое народное паломничество в России конца XIX– начала XX века вновь породило жаркие споры о его смысле и пользе, о паломничестве истинном, спасительном, и ложном, суетном. На эту тему был написан известный рассказ Л.Н. Толстого "Два старика", в котором странник, спасший погибающую от голоду семью и из-за этого не сумевший совершить намеченное паломничество, больше приблизился к Богу, чем тот, кто посетил Иерусалим телом, но остался далек от Бога духом.

После переворота 1917 года паломничество из России практически прекратилось. В начале 90-х годов XX века у современных россиян впервые появилась возможность достаточно свободно выезжать за границу, и паломничество начало возрождаться. Реальную организацию его в те годы взяли на себя многочисленные коммерческие туристические организации.

Возрождение паломничества в России проходило в условиях сосуществования и конкуренции с глобальной индустрией коммерческого туризма. Туристические путешествия в наши дни осуществляются в массовом порядке. Международным туризмом охватывается до 700 млн человек в год, а всего, по данным Всемирной туристической организации за 2004 г., в орбиту туризма включено 1,5 миллиарда человек ежегодно.

Туризм является неотъемлемой частью современного "общества потребления", одним из его символов и признаков жизненного процветания и благополучия. О серьёзном знакомстве с жизнью, культурой и религией других народов речь, как правило, не идёт, да и современный потребитель в туризме этого не ищет.

Коммерческие фирмы, организующие паломнические туры, как правило, не имеют никакого понятия о сущности паломничества. Духовные потребности паломников и многочисленные традиции православного богомолья ими не учитываются. Это приводит к тому, что между организаторами и участниками поездок часто возникают конфликты.

К тому же издаваемые светскими издательствами массовыми тиражами путеводители по святым местам содержат фактические ошибки и неточности, используют неправославную терминологию, а иногда транслируют откровенно оккультные, нехристианские сведения.

В качестве "благочестивой альтернативы" нецерковным туроператорам активно продвигает свои услуги Паломнический центр Московского патриархата. Критикуя своих невоцерковленных конкурентов, Паломнический центр, конечно, тоже не может реконструировать организационные формы и традиции дореволюционного паломничества, которые навсегда ушли в прошлое. Современному паломнику необходимы транспорт, гостиницы, питание и т.д. Нет уже тех крестьян-правдоискателей, которые годами странствовали в поисках "небесного града" на земле. В современное паломничество отправляются сформированные европейской цивилизацией постсоветские люди, приученные к определённому комфорту, у которых, наряду с религиозной мотивацией, присутствует и культурно-исторический интерес, причем трудно сказать, что стоит на первом месте.

Вот некоторые цифры, характеризующие развитие российского паломничества за последние годы. К 2004 году действовало 88 паломнических отделов и служб при епархиях РПЦ МП, монастырях и приходах, а также паломничеством занимались 29 общественных и некоммерческих организаций. В 2004 году число паломников, выезжающих для поклонения православным святыням за границу, составило 50 тысяч, с учетом стран СНГ – более 200 тысяч. Около 2 миллионов человек совершило паломничества внутри страны.

Значительная часть зарубежных паломнических поездок по-прежнему организуется коммерческими туристическими фирмами, причём зачастую зарубежными – греческими, турецкими, израильскими. Так, туристов в 2003 году в Грецию из России приехало 90 тысяч, а паломников из них было только три тысячи.

В 2006 году служб, отделов, центров и организаций, занимающихся паломничеством, в РПЦ МП было уже 140, из них 47 епархиальных, во внутреннем паломничестве к отечественным святыням принимало участие до 3 млн верующих. В то же время к святыням православного Востока, прежде всего, на Святую Землю, а также в Грецию, на Афон, в Италию, на Кипр, в Египет, на Синай отправлялось не более 100 тысяч паломников в год.

В 2009 году в РПЦ МП было 500 паломнических организаций. Но вследствие кризиса внутреннее паломничество сократилось на 1 млн. человек (вместо 3 млн. – всего 2 млн.). Зарубежное паломничество – не более 100 тыс. человек, что существенно меньше, чем в предыдущем году.

Эти цифры приводятся по оценкам экспертов, так как в России отсутствует государственная статистика и учёт паломников.

По данным министерства туризма Израиля, в 2007 году это государство посетило 11 тысяч паломников из России, а в 2008 году – 114 тысяч. Правда, не вполне ясно, только ли о паломниках идёт речь, или о паломниках вместе с туристами.

Сегодня очевидна серьезная конкуренция между паломничеством и религиозным туризмом. Выиграть в этой борьбе паломнические службы хотят за счет каких-то особых льгот – именно этим стремлением вызвана постоянно звучащая на конференциях Паломнического центра Московской патриархии тема о необходимости законодательно разделить паломничество и туризм. Но правительство России эту идею не поддерживает, возможно, из опасений, что паломнические организации Московской патриархии, в случае получения льгот, начнут широко организовывать просто коммерческие туристические поездки, чем Паломнический центр патриархии, кстати, занимается уже и сейчас.

В то же время вновь созданные энтузиастами паломнические службы зачастую отличаются плохой организацией туров, отсутствием профессионализма у сотрудников, тяжёлыми условиями организуемых путешествий. По меткому наблюдению одного из церковных иерархов, если едет по шоссе самый разбитый и страшный "Икарус", то на нём обязательно написано "Паломники".

В современных условиях имеет место коммерциализация паломничества, как объективная, так и субъективная. Объективная коммерциализация вызвана необходимостью содержания паломнической структуры. Субъективная же коммерциализация приводит к тому, что в местах массового паломничества и туризма часто возникает специфическая торговля, с которой паломники и туристы сталкиваются прежде, чем дойдут до самого монастыря или храма. Бойко идёт торговля товарами с религиозной символикой: нательными крестами, распятиями, ювелирными изделиями, зачастую сомнительной каноничности, поделками, тканями и др.

На открытии выставки "1000-летие русского паломничества" и на V международной конференции "Пути богомольцев" много говорилось о том, что паломничество помогает поддерживать связь между разными православными Церквами, лучше чувствовать "единство вселенского православия". Но представители Кипрской, Элладской и Болгарской официальных Церквей прямо говорили, что в паломниках из России, в первую очередь, заинтересованы из-за тех денег, которые они могут принести с собой. По существу, это чисто коммерческое отношение к паломничеству. Но существуют и другие издержки современного паломничества.

Автобусные паломники из-за ограниченности времени не имеют возможности должным образом ознакомиться с жизнью приходов и обителей, их святынями. Экскурсионными вылазками на автобусе невозможно почувствовать самого главного – духа монастырской жизни. Не всегда правильной бывает и мотивация паломничества. Значительная часть паломников отправляется в дорогу за "исцелением" и "чудом". 30-50 процентов паломников видят главную цель паломнической поездки в купании и даже уходят с богослужения на источники. В целовании мощей часто видят некий аналог физиопроцедуры, стремятся задержаться у мощей подольше не для молитвы, а для "дозы", некоторые норовят приложиться к святыне больным местом. Современным паломникам очень важны материальные знаки пребывания в том или ином святом месте, идет "охота" за церковными сувенирами. Стояние в длинных очередях в лавках в то время, когда идёт богослужение, напоминает стремление язычника к обладанию тем или иным магическим предметом.

Паломничество к зарубежным святыням стоит значительно дороже, чем к "родным палестинам". Вот некоторые цифры из буклета Паломнического центра Московского Патриархата: "К святыням древней Византии" - 7 дней - 36 тыс. рублей, "Поездка на Святую землю" - 8 дней - 42 тыс. рублей, "Поездка на Афон" - 8 дней - 29 тыс. рублей.

Такое паломничество дороже аналогичных светских турпакетов и недоступно для подавляющего большинства православного населения России.

Огромное имущественное расслоение населения России приводит к тому, что и среди верующих образуется как бы Церковь бедных и Церковь богатых с разным мировосприятием, возможностями, стилем жизни для входящих в них людей.

А за этим встаёт другая, более грозная проблема. Несмотря на то, что в дореволюционной России паломничество было поставлено - для своего времени -  хорошо, это не предотвратило распространения в основной массе населения антицерковных настроений.

И сегодня основное внимание должно обращаться не на коммерческо-паломническое обслуживание богатых или просто благополучных граждан, а на нищую, спивающуюся в безнадежности провинциальную Россию, от которой зависит завтрашний день России и место Церкви в ней.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования