Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
11 декабря 18:12Распечатать

Протоиерей Алексий Лебедев. ПО СУСЕКАМ. Общины и клирики ИПЦ русской традиции в разных регионах России. Часть четвертая – Кубань, Северный Кавказ, Астрахань


Часть 1 здесь.

Часть 2 здесь.

Часть 3 здесь.

I. Кубань.

На кубанской земле сегодня действует большое число приходов ИПЦ, весьма широко представлен и юрисдикционный спектр, в котором доминируют РПАЦ и РИПЦ. Особенностью кубанских приходов этих двух крупнейших в РФ Синодов ИПЦ является то, что в РИПЦ самоопределились бывшие катакомбные общины, а РПАЦ располагает приходами, созданными за последние 20 лет или перешедшими из РПЦ МП. Кроме того, на Кубани расположены кафедры трех архиереев ИПЦ: в станице Отрадная находится кафедральный храм архиепископа Феодора Борисовского и Отрадненского (РПАЦ), в Екатеринодаре (Краснодаре) - кафедра архиепископа Вениамина Черноморского и Кубанского (РИПЦ), в Славянске-на-Кубани - кафедра архиепископа Виктора Славянского и Южно-Российского (РосПЦ(А)).

Наиболее значительным храмом в регионе является кафедральный собор РИПЦ в честь Курской Коренной иконы Божией Матери в Екатеринодаре (Краснодаре), который строился несколько лет на частной земле на окраине города и был освящен в Рождественский сочельник 2009 года. Кроме архиепископа Вениамина здесь служат иеромонах Алексий (Лапаник), иеродиакон Аполлос (Садовников), инок Алипий и другие монашествующие мужских скитов епархии, которых насчитывается два, а помещения одного из которых расположены поблизости от собора. Резиденцией архиепископа Вениамина является Крестовоздвиженский скит, а большинство монашествующих проживают в скиту святого апостола Иоанна Богослова. Приход имеет катакомбные корни и составляет более 100 человек.

В станице Саратовской Горячеключевского района Краснодарского края находится еще один приход РИПЦ, один из старейших в Церкви. Службы совершаются в старом катакомбном Крестовоздвиженском храме, который связан со служением архиепископа Лазаря (Журбенко, + 2004). Служит в храме сейчас иеромонах Тихон (Смыслин). К общине принадлежат пожилые катакомбные инокини и еще 20-30 человек местных жителей.

Центром РПАЦ на Кубани можно считать Казанский приход в станице Отрадная, где настоятельствовал старейший клирик Церкви, митрофорный протоиерей Николай Хирный, перешедший в середине 1990-х годов из РПЦ МП. В начале ноября нынешнего о. Николай скончался после непродолжительной болезни. Храм переделан из бывшего жилого дома и освящен в 2002 году. Среди прихожан, которых около 200 человек, много представителей казачества, из которого происходят как сам настоятель, так и архиепископ Феодор. Службы во время великих праздников здесь нередко совершаются собором кубанского духовенства РПАЦ.

В городе Белореченск, на родине Митрополита Валентина (Русанцова) (РПАЦ), стоит небольшой кирпичный храм во имя Святой Троицы (РПАЦ). До весны 2008 года здесь служил трагически погибший священник Алексий Горин. После его гибели настоятелем назначен священник Алексий Дронкин, который до этого был настоятелем общины в честь Державной иконы Божией Матери. Фактически в настоящее время эти общины соединились. Кроме него в храме служит священник Михаил Долгополов. Приход небольшой, около 20 человек, службы проходят по воскресным и праздничным дням.

В Армавире у РПАЦ имеется домовый храм во имя св. Иоанна Предтечи, где служит настоятелем архимандрит Марк (Россоха), один из немногих клириков бывшего епископа РПЦЗ Евтихия (Курочкина), не последовавших за ним в Московскую патриархию. Среди прихожан общины много бывших катакомбников. Сама община небольшая и насчитывает около 30 человек. Отец Марк является кандидатом на епископский сан в РПАЦ.

В Майкопе находится также домовый храм в честь св. великомученика Димитрия Солунского РПАЦ. Настоятель – священник Михаил Долгополов. Приход сформировался совсем недавно и насчитывает не более 20 человек.

В городе Славянск-на-Кубани при двухпрестольном храме в честь Покрова Божией Матери и св. Тихона, Патриарха Московского, находится резиденция архиепископа РосПЦ(А) Виктора (Пивоварова). Храм построен на частном участке, рядом с церковным домом. Община составляет около 200 человек, среди которых много казаков. В храме очень хорошие певчие, а требы и свечи предлагаются людям за пожертвования.

Архиепископ Виктор известен как духовный писатель, он публикует свои статьи на собственном интернет-сайте, однако среди его читателей больше критиков, чем поклонников. В епархии у архиепископа Виктора состоят всего два священника, упоминавшийся уже о. Сергий и протоиерей Иоанн Савченко, который поочередно служит то в Славянские, то в домовом храме РосПЦ(А) в пригороде Анапы.

Синод РПЦЗ(В-В) располагает на Кубани всего одним приходом, настоятель которого покинул епархию архиепископа Виктора (Пивоварова) два года назад. Речь идет о домовом храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Новопокровка Крымского района, где служит иеромонах Феодосий (Боровский). Приход небольшой - примерно 20 человек.

Еще один приход поминает в качестве своего первоиерарха Митрополита Агафангела (Пашковского). Приход образовался усилиями священника Сергия Криулина и находится в городе Горячий Ключ. Община собирается в домовом храме в честь Воскресения Христова и насчитывает не более 20 человек. Сергий Криулин в 1999 году получил священнический сан в Суздальской епархии РПАЦ, причем был рукоположен Архиепископом Валентином как целибатный иерей. В 2000 году он покинул РПАЦ и переехал в Хабаровск, где женился и неудачно пытался стать священником в РПСЦ (Белокриницкая старообрядческая иерархия). В 2003 году переехал в Санкт-Петербург, где последовательно искал священства в РПЦ МП, РосПЦ(А) и других юрисдикциях. Наконец, в 2007 году был повторно рукоположен как женатый священник архиепископом Виктором (Пивоваровым), который не признает таинств РПАЦ. Из епархии РосПЦ(А) в 2008 году был принят священником в РПЦЗ(А).

Кроме упомянутых приходов, на Кубани действует еще несколько общин и священников, которые периодически меняют юрисдикции или совершают службы мирским чином, не поминая никого из действующих епископов ИПЦ. У нас нет сведений о ранее действовавших приходах РПЦЗ в Туапсе, во главе с иеромонахом Николаем (Пятышевым), и в поселке Сенном Темрюкского района, где служил протоиерей Григорий Краснюк.

II. Северный Кавказ, Астрахань.

До 2006 года центром РПАЦ на Кавказе был приход св. равноапостольной княгини Ольги в Железноводске, община которого перешла в Суздальскую епархию РПЦЗ из РПЦ МП в 1992 году. С того времени прихожане занимались постройкой храма, которая закончилась в 2002 году. Храм святой Ольги был точной копией суздальского Цареконстантиновского собора и стоял на склоне горы, архитектурно господствуя над городом. Храм был отобран в 2006 году в пользу РПЦ МП по результатам судебного процесса, возбужденного архиепископом Феофаном (Ашурковым). С того времени община молится в переоборудованном чердаке частного дома. Настоятель храма - протоиерей Роман Новаковский, в причт храма входят также митрофорный протоиерей Георгий Новаковский – благочинный Ставропольского округа - и протоиерей Анастасий Скальский. Кроме них в богослужениях периодически участвует заштатный пожилой иеромонах Димитрий. После потери храма община прихода несколько уменьшилась, но и сегодня насчитывает около 100 человек.

В селе Курсавка Андроповского района находится храм св. равноапостольного князя Владимира РПАЦ. Община располагает домовым храмом и составляет около 30 человек. Настоятель - протоиерей Андрей Федюнин.

Во Владикавказе заметен приход Пресвятой Троицы РИПЦ, который недавно получил статус мужского монастыря. Община строит храм на частной земле на окраине города. Настоятель - иеромонах Михаил (Хаматов), рукоположенный архиепископом Вениамином в 2000 году. В клире также состоит чтец Артемий Габуев, известный православный блогер. Приход объединяет около 100 человек. Во время российско-грузинской войны 2008 года почти все прихожане, способные держать оружие, по благословению настоятеля, отправились в Цхинвали. Сам иеромонах чудом избежал смерти под гусеницами грузинского танка, вывозя из города беженцев на личном автомобиле.

Кроме этого во Владикавказе существует приход Рождества Пресвятой Богородицы в подчинении "хризостомовского" Синода ИПЦ Греции. Община располагает храмом на частном участке. Настоятель - священник Вячеслав Гусаков. Приход вышел из РПЦЗ около 10 лет назад, насчитывает около 100 прихожан.

Община в г. Беслан перешла из РПЦЗ к грекам-старостильникам в 1999 г. В доме одной из семей прихожан выделили одну комнату под храм, там поставили престол, совершали литургии. Приход в Беслане был посвящен св. Николаю Двальскому, объединял до 30 человек. В настоящее время никаких сведений о нем у автора нет.

К РосПЦ(А) во Владикавказе принадлежит иеромонах Серафим (Скляров), который совершает богослужения дома, почти без прихожан.

Все храмы Южной Осетии с 2003 году входят в Аланское благочиние, преобразованное в 2005 году в одноименную епархию "Синода противостоящих" ИПЦ Греции. Мы не будем подробно о них рассказывать в данном обзоре, однако дадим краткую справку. Глава епархии, епископ Георгий (Пухатэ), покинул РПЦЗ и получил хиротонию от "киприанитов" на правах главы автономного церковного округа. Однако сегодня он готов покинуть "Синод противостоящих" и присоединиться к РПЦ МП при условии признания своего статуса. В 2008 году епископ Георгий принял участие в совершении епископских хиротоний для РПЦЗ(А).

К РИПЦ принадлежит некогда крупная община Державной иконы Божией Матери в Астрахани, которая располагает собственным храмом в живописном месте в устье Волги. Община появилась еще в 1992 году и неуклонно росла, когда ее окормлял игумен Кирилл (Осипов). После его кончины в 2005 году она сильно сократилась, но ее ядро продолжает молиться мирским чином. Службы здесь совершаются крайне редко командированными священниками.

***

Особенностью религиозной жизни на Кавказе является существование особого квазиправославного религиозного течения "феодосиевцев" - почитателей преп. Феодосия Кавказского. Среди сторонников этого течения распространены апокалиптические настроения и почитание ныне здравствующих старцев, "целителей" и экзорцистов, среди которых заметны заштатные и запрещенные священники РПЦ МП. Некоторые из "феодосиевцев" еще ходят молиться в официальные храмы, но не причащаются там; большая же часть собирается на свои собственные собрания. Многие носят на шее вместо крестов фотографии Феодосия Кавказского или мешочки с землей с его могилы. "Феодосиевцы" критикуют официальную Церковь, используя риторику и аргументы ИПЦ, но не принадлежат к последней.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования