Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
27 ноября 11:56Распечатать

Протоиерей Алексий Лебедев. ПО СУСЕКАМ. Общины и клирики ИПЦ русской традиции в разных регионах России. Часть третья – Воронеж, Волгоград, Дон


К началу Второй мировой войны управление и общины Истинно-Православной Церкви в Петрограде (Ленинграде) и окрестностях были практически полностью разгромлены НКВД. Поле войны центр ИПЦ, целиком перешедшей на катакомбное положение, переместился в Воронеж.

Воронежская земля, а шире - и весь Юг России, включая казачьи земли Дона и Кубани, в 1930-е гг. находились под архипастырским управлением епископа Алексия (Буй), который на совещании ИПЦ 1928 года в Петрограде был назначен управляющим приходами на Юге России и и.о. Экзарха Украины. С тех пор этот иерарх, ставший позже священномучеником, принимал в духовное общение клириков, приходящих из обновленчества, сергианства и других расколов, с Дона, Кубани, из Харьковской области и с Северного Кавказа, постригал монашествующих и благословлял катакомбные монастыри. Владыка был арестован 6 марта 1929 года, но до своего расстрела в 1937 году продолжал руководить своим церковным округом.

Надо отметить, что на юге не только духовное, но и партизанское сопротивление большевикам практически не прекращалось до немецкой оккупации 1942 года. В 1940-е годы органы МГБ уделяли особое внимание разгрому движения ИПХ в Центрально-Черноземном регионе РСФСР, но, несмотря на многочисленные аресты и депортации истинно-православных во второй половине 40-х годов, в 50-е, 60-е и даже 70-е годы, общины ИПЦ в Воронежской области и на Кубани дожили до начала 90-х годов, когда самые крупные из них перешли к легальному существованию как приходы РПЦЗ.

Помимо Воронежа, заметных размеров движение истинно-православных христиан достигло на Кубани и в горах Абхазии, где скрывалось множество монашествующих. В районе Кавказских Минеральных вод проживало большое количество последователей преподобного старца Феодосия Кавказского, а его могила на городском кладбище в городе Минеральные Воды была традиционным местом паломничества истинно-православных христиан. Популярность старца к 1990-м годам достигла таких размеров, что Ставропольская епархия РПЦ МП провела его местную канонизацию, несмотря на окрики из Москвы и слишком известное "раскольничество" о. Феодосия, проявившееся в его резком неприятии сергианства.

В 1950-е годы катакомбное движение ИПЦ в Воронеже возглавлял иеромонах Иларион (Андреевский), а после его смерти, в 1961 году, руководство перешло к иеросхимонаху Анувию (Капинусу), вплоть до его внезапной кончины, которая последовала в 1966 году. До 1972 года пастырем местной ИПЦ был старец иеромонах Игнатий (Скляров) со станции Углянец Воронежской обл., а до 1979 года здесь совершал служение иеросхимонах Серафим (в мантии – Виссарион) (Марков) из Тамбова.

В 1981 году, по благословению Архиерейского Синода РПЦЗ, епископом Варнавой тайно был рукоположен во епископа Тамбовского и Моршанского, управляющего приходами Катакомбной Истинно-Православной Церкви, архимандрит Лазарь (Журбенко), который стал человеком, оказавшим огромное влияние на современное состояние ИПЦ в России. В ноябре 1990 года иерархами РПЦЗ был рукоположен второй епископ ИПЦ, которым стал иеромонах Вениамин (Русаленко), сегодня архиепископ Черноморский и Кубанский (РИПЦ). С 1990 года начался процесс перехода бывших катакомбных общин Юга России на легальное положение, и они до сих пор остаются наиболее заметными приходами ИПЦ в этом регионе.

К сожалению, с начала 1990-х годов начинается и процесс административной неразберихи в российских приходах РПЦЗ, который напрямую затронул церковную жизнь Юга России. В окружении архиепископа (с 1991 г.) Лазаря ее связывали с рукоположением во епископы бывшего клирика РПЦ МП архимандрита Валентина (Русанцова), который получил право приема в Суздальскую епархию приходов по всей территории России и начал это право осуществлять более активно, чем катакомбные архиереи Лазарь и Вениамин. Справедливости ради, надо отметить, что архиепископ Лазарь тоже был какое-то время клириком РПЦ МП – свое рукоположение в диаконский и священнический сан он принял в начале 1970-х гг. в Иркутской епархии РПЦ МП, которой тогда управлял архиепископ Вениамин (Новицкий).

Принимая "Положение о Российской Православной Свободной Церкви", Архиерейский Собор РПЦЗ в мае 1990 г. ввел экстерриториальный принцип епархиального деления в России, то есть клирики и общины в любой части страны могли подчиняться любому из российских епископов РПЦЗ, или, как тогда называлась ее российская часть, Свободной Церкви. В соответствии с этим принципом, приходы Суздальской епархии стали появляться в Ростовской области или на Ставрополье и Кубани, которые архиепископ Лазарь считал по преимуществу своей "канонической территорией". Отчасти открытию приходов Суздальской епархии в этих регионах благоприятствовало то, что епископ Валентин (Русанцов) сам родился и вырос на Кубани и начинал свое служение как клирик РПЦ МП в ее Ставропольской епархии.

Однако к 1993 году соперничество между российскими архиереями сменилось солидарной позицией против противоречивой политики нью-йоркского Синода, который пытался руководить процессами в России из-за океана и, вместе с тем, начинал изучать возможности сближения с РПЦ МП. В 1994 году архиепископ Лазарь и епископ Валентин выступали согласованно, образовав Временное высшее церковное управление (ВВЦУ) Российской Церкви и объявив о переходе к административной автономии, сохраняя при этом полное общение с Синодом РПЦЗ и поминовение Митрополита Виталия как первоиерарха. В рамках ВВЦУ сохранялся экстерриториальный принцип управлении приходами. Примирение ВВЦУ с Синодом было достигнуто в декабре 1994 г. на Архиерейском Соборе в Леснинском монастыре (Франция), где ВВЦУ было распущено, а вместо него создано Архиерейское совещание российских Преосвященных, в которое вошел и новорукоположенный (в июне 1994 г.) епископ Ишимский и Сибирский Евтихий (Курочкин) (ныне епископ Домодедовский РПЦ МП). Прав по управлению Церковью у совещания не было, а епископ Евтихий полностью ориентировался в своей деятельности на архиепископа Берлинского Марка, главного идеолога подчинения РПЦЗ Московскому патриархату. В январе 1995 г. епископ Евтихий демонстративно покинул первое же заседание вновь созданного совещания, а вскоре архиепископы Лазарь и Валентин восстановили ВВЦУ. Однако архиепископ Лазарь и рукоположенный по его инициативе ВВЦУ епископ Агафангел (Пашковский) вернулись под омофор нью-йоркского Синода, а оставшиеся в ВВЦУ архиепископ Валентин и его викарии – епископы Феодор (Гинеевский) и Серафим (Зинченко) - положили начало автономного существования РПСЦ (официальное название изменено на РПАЦ в 1998 г.). Таким образом, на Юге появились родственные иерархии ("осколки" РПЦЗ), не имеющие друг с другом церковного общения.

Но это было не последним разделением среди собратий. Некоторые общины, не согласившись с установлением РПЦЗ общения с "киприанитами" (1994 г.) и "предательским курсом" Синода РПЦЗ на подчинение Московскому патриархату, начали искать окормления у греческих старостильников. Так, на рубеже веков покинул РПЦЗ приход святых Царственных мучеников в Волгограде, который до сей поры последовательно сменил несколько старостильных греческих Синодов, и часть катакомбной общины в кубанской станице Саратовская во главе с иеромонахом Арсением (Зинченко), родным братом архиепископа РПАЦ Серафима (Зинченко), которая перешла под омофор "матфеевского" Синода ИПЦ Греции. Приход в честь Рождества Божией Матери в Цхинвали (Южная Осетия) из Кубанской епархии РПЦЗ ушел под прямое подчинение Синода "противостоящих" ИПЦ Греции митрополита Киприана (Куцумбаса) ("киприаниты"). Его настоятель священник Александр Пухаев (Пухатэ) (ныне епископ Георгий), который получил от греков епископский сан и статус главы Осетинской Церкви, не скрывал, что руководствовался при смене юрисдикции отнюдь не догматическими соображениями. Сегодня он стремится войти в состав РПЦ МП, при условии, что его должность и сан будут оставлены без изменений.

Незадолго до октябрьского Собора РПЦЗ 2001 г., на котором Митрополит Виталий (Устинов) был смещен с поста первоиерарха и заменен архиепископом Лаврой (Шкурлой), в Воронеже прошло Всероссийское совещание архиереев, духовенства и мирян российских приходов РПЦЗ. На совещании присутствовали архиепископ Лазарь, епископы Вениамин и Агафангел. Совещание приняло обращение к Митрополиту Виталию, прося его оставаться на своем посту и отменить решения Собора РПЦЗ 2000 года о начале переговоров об объединении с РПЦ МП.

В 2001 году "старая" единая РПЦЗ прекратила свое существование, а ее российские и зарубежные общины вынуждены были самоопределяться во всем многообразии ее "осколков", число которых продолжает увеличиваться и по сей день.

Учитывая большие большое количество общин ИПЦ на Юге России, мы будем руководствоваться при их описании географическим принципом, не составляя "рейтинга" по признакам величины или значения прихода. Для обзора будет удобно разбить всю интересующую нас область на пять "диоцезов": Воронеж, Волгоград, Дон, Кубань, а также Ставрополье-Астрахань-Осетия. О трех первых мы расскажем сегодня, а Кубань и Кавказ отложим на следующий раз.

I. Воронеж

В Воронеже под омофором РИПЦ сохранились приходы, которые были основаны еще в 1930-е годы. Среди них наиболее важное место занимает приход и иноческая обитель в честь Иверской иконы Божией Матери, которыми до 2004 г. руководила старица-исповедница схиигумения Макария (Чеботарева), а после ее кончины - игумения Миропия (Нужная), бывшая келейница матушки Макарии. Сегодня монастырь не является общежительным, сестры собираются вместе только на молитву. У воронежской обители существуют тесные связи с Леснинским Богородицким монастырем во Франции (также РИПЦ). В 1970-80-е годы сестры поддерживали связь со священниками Михаилом Рождественским из Петербурга и Никитой Лехан из Харькова, которые сегодня прославлены РИПЦ в лике отцов-исповедников Катакомбной Церкви. Сегодня духовником обители и настоятелем прихода служит протоиерей Алексий Парло. С 1996 года община располагает собственным храмом, построенным на частной земле, и насчитывает более 100 человек.

Второй приход РИПЦ в городе посвящен иконе Божией Матери "Взыскание погибших", его окормляет священник Иоанн Крамаренко. Это также катакомбный приход, который легализовался в 1990-е годы. Община, в которой около 50 человек, с 1997 года располагает храмом, построенным на частной земле. В 2003 году о. Иоанн переходил в РПЦЗ(В), под омофор епископа Виктора (Пивоварова) (ныне - РосПЦ(А)), но в 2005 году вернулся обратно в подчинение архиепископа Вениамина.

РПЦЗ(А) также располагает в Воронеже двумя приходами.

Самым крупным из них является приход в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших, где настоятелем служит протоиерей Роман Кравец, а его отец, протоиерей Валерий Кравец, по принятии монашеского пострига с именем Кирилл, был хиротонисан 21 ноября с.г. во епископа Воронежского и Южно-Российского. Оба священника были приняты в РПЦЗ из РПЦ МП архиепископом Лазарем в 1997 году. С 2001 по 2007 гг. они поминали в качестве первоиерарха Митрополита Лавра (Шкурлу). В настоящее время богослужения совершаются в оборудованном под храм частном доме, пожертвованном одной из прихожанок общины, а с 2000 года приход ведет строительство настоящего храмового здания на выкупленной совместными усилиями земле. Приход имеет собственный сайт в Интернете, который сообщает о регулярных панихидах в пос. Боровое, на месте массовых расстрелов НКВД, проводившихся в 30-е годы.

Приход в честь Архистратига Божия Михаила перешел под омофор Митрополита Агафангела совсем недавно, в 2008 году. В 2001 г. часть прихожан Иверского храма, недовольная курсом РПЦЗ, во главе со священником Олегом Мироновым, перешла в "каллиникитский" Синод ИПЦ Греции. Однако, в знак несогласия с поставлением в епископы питерского архимандрита Нектария (Яшунского), община опять вернулась в один из Синодов РПЦЗ. При этом священник Олег Миронов переехал на постоянное жительство в Канаду, а для служения в Воронеже был поставлен во иереи прихожанин Алексий Мерзликин. Кроме настоятеля, в общине служат два диакона – отцы Антоний Гунин и Димитрий Ильинский. Общины объединяет около 40 человек.

Официальный список приходов РПЦЗ(А) включает еще одну общину в Воронежской области. Речь идет о Никольском приходе в селе Пыховка Новохоперского района, в котором служит настоятелем священник Сергий Телеванов, принятый из РПЦ МП архиепископом Лазарем в 2004 году. По имеющейся у нас информации, несколько недель назад о. Сергий подал прошение о принятии в состав "матфеевского" Синода ИПЦ Греции под омофором митрополита Кирика Месогейского.

Кроме легальных приходов, в Воронеже продолжают существовать катакомбные группы, которые окормляются либо в Суздале (РПАЦ), либо в РосПЦ(А), либо вовсе не признают ни одного из существующих Синодов ИПЦ, предпочитая совершать службы мирским чином.

II. Волгоград

Земли бывшей Области Войска Донского сегодня разделены между двумя субъектами РФ - Волгоградской и Ростовской областями - и Луганской областью Украины. И в каждой из этих областей есть приходы ИПЦ.

Волгоградский приход Царственных мучеников "исторической" РПЦЗ к 2001 году разделился на несколько групп прихожан, самая крупная их которых составила одноименную общину сначала в "каллиникитском", а затем в "матфеевском" ("николаитском") Синодах ИПЦ Греции. Постоянного священника здесь нет, службы совершаются на квартире. Приход занимает очень жесткую позицию по отношению к процессам глобализации, его прихожане выступают против новых паспортов, ИНН и т.д.

Приход Архистратига Божия Михаила юрисдикции РПАЦ появился в 2001 году. В него вошла часть старых прихожан РПЦЗ, а также сторонники перешедшего из РПЦ МП священника (ныне протоиерея) Виктора Ульянова. После отказа поминать священноначалие РПЦ МП о. Виктор был изгнан из своего храма. Сейчас службы совершаются в стоящем на частном участке железнодорожном вагоне, а община составляет около 60 человек. Приход имеет государственную регистрацию.

С декабря 2003 года действует приход святых Новомучеников и Исповедников Российских РПАЦ в Ворошиловском районе Волгограда. Настоятель - священник Вадим Букатин, также перешедший из РПЦ МП. Община молится в домовом храме и составляет 30 человек.

На хуторе Бугровском Урюпинского района Волгоградской области с начала 2000-х годов действует приход в честь Казанской иконы Божией Матери, во главе с иеромонахом Сергием (Чурбаковым). За несколько лет священник, принятый в РПЦЗ(В) из РПЦ МП в 2004 году, поменял несколько юрисдикций, но в 2008 году остановил свой выбор на Южно-Российской епархии архиепископа Виктора (Пивоварова) (РосПЦ(А)).

III. Дон

Если в Воронеже и Волгограде самые заметные приходы ИПЦ расположены в городах, то в Ростовской области интерес к истинному православию проявляли в основном в сельских районах. В 1990-е годы в составе РПЦЗ были заметны два донских прихода, о судьбе которых сейчас ничего не удалось узнать. Речь идет о приходе в честь священномученика Патриарха Гермогена Московского (по происхождению донского казака) в станице Романовской, Цимлянского района, в котором служил настоятелем священник Олег Орешкин из Москвы (ныне уехал в Австралию и служит в РПЦЗ МП). С 1994-го по 2001 год существовала и община в честь св. Патриарха Тихона в городе Шахты, во главе со священником Владимиром Горностаевым. В списках духовенства и приходов современных "осколков" эти общины не числятся.

РПАЦ располагает в Ростовской области одним приходом, имеющим статус Синодального подворья, в селе Советка Неклиновского района, расположенном в приазовских степях. Там на средства прихода и Синода РПАЦ построен храм святых апостолов Петра и Павла. Нужно отметить, что в селе ранее никогда не было церкви. Постройка храма завершена только в 2009 году, сейчас строится церковный дом. Настоятелем храма является Митрополит Валентин, а служит при нем игумен Артемий (Смитченко).

В селе Покровка Неклиновского района существует Покровский приход во главе со священником Димитрием Церковником. Он несколько раз изменял свое юрисдикционное подчинение, побывав в РПЦЗ(В) и РИПЦ. Мы не располагаем точными сведениями о его нынешней принадлежности.

Самый крупный приход РИПЦ в Ростовской области находится в городе Азов, в самом устье Дона. В исторической части города, внутри бывшей турецкой крепости, строится каменный трехпрестольный храм в честь Азовской иконы Божией Матери. В храме уже совершаются богослужения; общину возглавляет пожилой иеромонах Иоасаф. Приход объединяет более 100 человек. Периодически, в помощь старому священнику, службы проводит прикомандированное духовенство.

Недалеко от Азова, в пос. Еремеевка Азовского района, находится Свято-Успенский женский монастырь РИПЦ (игумения Венедикта (Гришина), служит иеромонах Дамаскин (Михайленко)). Монастырь располагает большим земельным участком и хозяйством. Монахини и трудники содержат в хозяйстве лошадей, коров, домашнюю птицу и пруд с рыбой. Известно, что внутри Церкви эту монашескую общину и служащего при ней священника критиковали за "младостарчество" и "сектантские настроения".

Есть в составе РИПЦ и еще один приход в Азовском районе, ядром которого является небольшая иноческая община в главе с иеромонахом Макарием, бывшим протоиереем РПЦ МП. Приход этот небольшой, около 30 человек. Служат в домовом храме, название которого неизвестно.

На территории бывшего Донецкого округа Войска Донского, а теперь Луганской области Украины, в нескольких километрах от границы с РФ, в городке Суходольск, находится архиерейская кафедра РПАЦ, во главе которой с 2008 года стоит епископ Суходольский Иаков (Антонов). Он был рукоположен в священный сан в 1993 г. архиепископом Лазарем и до 1996 г. служил в Одессе. Владыка Иаков очень часто служит в приходах РПАЦ на территории РФ, поэтому мы и говорим о нем здесь, а не в обзоре, посвященном Украине.

В Суходольске, на частной земле, выстроен целый церковный комплекс, в центре которого собор во имя св. блаженной Ксении Петербургской. Кроме храмового здания, на церковной территории выстроена часовня в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" с водосвятной чашей, баптистерий и жилой корпус для монашествующих. В клире собора, помимо епископа, состоят игумен Вонифатий, священник Александр Селихов и иеродиакон Киприан. Приход насчитывает несколько сотен человек. Кроме того, епархия располагает еще тремя часовнями на городских и сельских кладбищах вокруг Суходольска.

(продолжение следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования