Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
25 ноября 10:30Распечатать

Егор Татаринов. А ВСЁ У НАС ТАК! Из жизни Петрозаводской епархии РПЦ МП, стоящей на пороге громких юбилеев…


Наступающий год сулит для ряда епархий РПЦ МП череду юбилейных событий и памятных дат, но вряд ли кто сравнится с анонсированными мероприятиями Карелии, которая с 1 января вступает в череду сплошных празднеств. Сначала - 90-летие республики, потом - 20-летие восстановления епархии, 60-летие правящего архиерея, 20-летие его же архиерейской хиротонии, 10-летие со дня возрождения и освящения кафедрального собора. И кто только не посетит суровый северный край в грядущем году – уже сегодня согласовываются протоколы визитов президента, премьера, Патриарха и других высоких чиновников. А задумывался ли кто-нибудь, что такое сегодня "церковная Карелия"? Простите, спрошу иначе – а кто вообще что-то знает про "церковную Карелию"? Уж нет в России тише (читай – апатичней) и скромней (читай – безалаберней) епархии, тем та, что существует на берегах Онеги.

Для затравки разговора и просто для того, чтобы не прослыть голословными, приведем самую что ни на есть сухую статистику, и сравним Карельскую и, например, Костромскую епархии. Первая по территории явно крупнее второй, а вот по количеству жителей (они же, согласно теории "этнической религиозности", - паства) две епархии одинаковы: площадь Республики Карелия – 180,5 тыс. кв. км. (Костромской области всего – 60,2 тыс. кв. км), население Карельского края – 690,7 тыс. чел (Костромской земли – 692,3 тыс. чел). Кстати, до революции в обширной Олонецкой (Карельской) губернии приходов было немало – 570, при этом в губернии значились еще и 1 730 часовен и 14 монастырей. А ныне (кому-то будет смешно, а кто-то, вероятно, всплакнет): Петрозаводскую и Карельскую епархию составляют 51 приход и 5 монастырей (с реальным общим количеством насельников чуть больше 10 человек). Для сравнения сегодня в Костромской епархии 200 приходов и 11 полноштатных обителей. О том, что в Карелии по сей день нет духовного училища и не возрождена семинария, нет целостной и органичной системы воскресных школ, не проводятся популярные по всей стране массовые крестные ходы и говорить не стоит – всем и так ясно.

Ярким штрихом к общему портрету епархии послужит эпизод тихой карельской церковной жизни под названием "Как Спасо-Кижский приход от епархии ушел". Кижи – величественные и неповторимые – жемчужина не только Карелии, но и всей Северной Руси. И туристов там тысячи, и доход, должно быть, у прихода немалый. И казалось – счастье тому архиерею, в чьем распоряжении эти храмы. Договорись с музеем, назначь батюшку сердобольного и радуйся. Да вот приехал однажды в Кижи Патриарх Алексий II, а местный настоятель и прихожане нашептали ему что-то, и отнял Патриарх Московский Кижский погостик у епархии, забрав в свое прямое подчинение. Стал сельский туристический приход ставропигиальным. И никто ни карельского архиепископа Мануила (Павлова), ни вообще кого-либо в Карелии не спросил. Не станем предполагать, зачем Кижи главе РПЦ МП, но вот то, что владыка Мануил чем-то не угодил приходу (да и Патриарху), говорит о многом. То, что он не смог отстоять Кижи и по сей день, смотрит на них как гость, со стороны – факт.

И как это удается архиепископу Мануилу - столь "рачительно" управлять епархией? Однажды, путешествуя по Карелии, автор разговорился с одним священником и тот раскрыл тайну: "А у нас деятельного и адекватного секретаря епархии не было со времен о. Тихона (ныне архиепископ Архангельский), трое или четверо после него сменились и один другого не лучше. Боится владыка сильных людей и образованных боится. Оттого у нас практически совсем никого нет в духовенстве с академическим образованием (только о. Роман – один на всю епархию) и просить благословения на учебу у нас настоятельно не рекомендуют". Вот так!

И это епархия, куда исторически назначали самых деятельных и талантливых архипастырей – то надо было здесь со старообрядчеством бороться, то противостоять лютеранской экспансии Швеции-Финляндии, то организовывать работу семинарии. Ныне же "людей с образованием владыка не жалует, сторониться их, не уважает", посетовал мне в доверительной беседе другой петрозаводский батюшка.

Но, как оказалось, это еще только верхушка айсберга. Вспомним Рождество 2009 года. Путин посещает Сретенский храм в пригороде Петрозаводска, в Соломенном. Оставим в стороне вопрос о том, почему архиепископ Мануил не приехал на богослужение к премьеру (поговаривают, что именно из-за Кижей – туда был назначен близкий знакомый премьер-министра). С 1996 года началась новая история древнейшего храма Петрозаводска – Сретенского, когда-то одной из самых красивых каменных церквей города. Отец Павел Лехмус собирал деньги на возрождение здания церкви, сам не чурался строительных работ, создал крепкий приход. И вот строительство подходит к концу и… на приход назначают нового настоятеля. Отца же Павла переводят простым "чередным батюшкой" в городской собор. В Сретенский же храм приходит полновластным хозяином отец Леонид Леонтюк, председатель епархиального отдела по связям с вооруженными силами (бывший военный). Прихожане до сих пор хранят верность любимому батюшке Павлу, но уверены, что в Церкви негодования выказывать нельзя – хуже будет!

Как и в других епархиях, в Карелии священники и другие церковные активисты много говорят о грандиозной коррупции и продажности в епархии. Так же открыто обсуждается личность протоиерея Олега Склярова, бывшего секретаря епархии, а ныне… личного лечащего врача архиепископа. Несколько батюшек на полном серьезе поведали мне, что он обладает "экстрасенсорными способностями" и практикует "оккультно-психотерапевтические методы". Это позволяет заштатному протоиерею реально контролировать состояние дел в епархии, "управляя" владыкой.

Монастыри, хоть и весьма малочисленные, также "больной вопрос" для епархии. Единственный женский монастырь в Карелии закрыт и преобразован в мужской (говорят, устали все от женских драк и полного разброда). Многие мужские монастыри насчитывают по одному монаху-наместнику, и никаких богослужений в них нет. В одном монастыре (Палеостровском), правда, кипит фермерская жизнь – наемные работники разводят рыбу. Крупнейший Важеозерский монастырь только в конце 2009 года дважды фигурировал в сводках криминальных новостей центральных информационных агентств. Вспоминается история, как духовник Муромского монастыря снял с себя сан и женился, но об этом предпочитают не вспоминать – парень-то он молодой.

В остальном Петрозаводская и Карельская епархия в полную силу готовится к празднованиям и ждет высоких гостей! Хлеб-соль, гости дорогие!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования