Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
24 ноября 17:06Распечатать

Роман Лункин. ЦЕРКОВЬ, ВПЕРЕД! Способна ли образовательная политика Патриарха Кирилла радикально изменить облик православного духовенства?


В массовом сознании проповеди и выступления Патриарха Кирилла воспринимаются как некая духовно-психологическая терапия, основанная на консервативной морали, но изложенная современным ораторским языком и хорошо поставленным голосом. Таким же психологически успокаивающим эффектом на американское общество обладали проповеди известного евангелиста Билли Грэма. Однако за каждодневной риторикой предстоятеля РПЦ МП, по всей видимости, все же стоит конкретная программа действий, которая незаметно меняет облик Московской патриархии, ставит перед ней задачи, по своей стратегической амбициозности подобные тем, которые поставил президент Медведев в своей известной статье "Россия, вперед!".

Между тем, информационные службы патриархии по инерции делают акцент на помпезности и идеологии церковных мероприятий, ведут сухую "патриаршую хронику", а задуманный как светский неформальный орган РПЦ МП сайт "Интерфакс-религия" совмещает тот же официоз с наивно благочестивыми новостями, как будто написанными прямо у мощей блаженной Матроны.

Реальная политика Патриарха Кирилла выходит за рамки стандартных риторических приемов, которыми формируют образ главы РПЦ МП официальные СМИ. Многие информационные, культурные, образовательные идеи Кирилла так и остаются почти не услышанными, потому что просто некому донести их до широкого общества. Попробуем в общих чертах восполнить этот пробел.

Необходимо признать, что Патриарх Кирилл развернул лицом к обществу проект внедрения "Основ православной культуры" (ОПК) в общеобразовательных школах. Церковь перестала непоколебимо настаивать на одном фундаменталистском учебнике и названии православного предмета и фактически отказалась от возможности преподавания "Закона Божия" по старому образцу. Очевидно, что новое пособие под редакцией о. Андрея Кураева пишется нестандартным, современным языком. Судя по тому, что предполагается, по словам Кураева, внести в учебник (на форуме Кураева уже размещены его отдельные главы), он будет "миссионерским", радикально ломающим обрядоверческий образ православия, смещающим акцент с изучения православия как культурно-литургической традиции, изложенной особым субкультурным языком, на вхождение в саму культуру веры. Редакционная коллегия по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу "Основы православной культуры" для средней школы, созданная Патриархом Кириллом, уже 16 ноября рекомендовала к дальнейшей работе именно "учебник Кураева". Сроки издания – не позднее 1 марта 2010 года (для 4-го класса); июль 2010 года (для 5-го класса). Это учебное пособие, меняющее традиционный образ православия на более модернистский, будет распространено по всей России, что само по себе можно будет назвать "первой реформой Патриарха Кирилла". Внедрением кураевского учебника ОПК в рамках образовательного стандарта духовно-нравственной культуры (ДНК) Патриарх воспитает свое поколение современно думающих православных.

Более того, церковное руководство отказалось от самоизоляции в ходе внедрения ОПК - так, как это было раньше при попытке введения "Закона Божия" Аллы Бородиной. На заседании президиума Российской академии образования в Москве Патриарх Кирилл впервые заявил: "Я надеюсь, что это внедрение будет честным, без попыток откорректировать предложения президента в ту или иную сторону, что оно будет осуществляться абсолютно чисто и прозрачно и будет проходить под контролем общественности". Предстоятель РПЦ МП показал, что Церковь готова к тому, что "внедрение таких предметов будет сопровождаться различными "страшилками" о якобы возникающих угрозах межрелигиозному миру", появятся "возмущенные письма трудящихся" и тому подобные протесты". Судя по письмам протеста, которые, к примеру, уже приходят в Институт религии и права, можно сказать, что есть тенденция к росту их числа. "Страшилки", избиения неправославных учащихся, их принуждение к работам в православных монастырях и т.п. затрагивают меньшинство. Об этих случаях и должна говорить общественность. Ранее Московская патриархия не замечала или называла "врагами" тех, кто пытался сказать пусть о немногочисленных, но реальных проблемах, возникающих периодически вокруг внедрения ОПК.

Распространение и издание всей православной литературы, помимо учебников ОПК, будут также поставлены под жесткий контроль церковного руководства. И это тоже своеобразная реформа, пусть и не столь "модернизаторская". 17 ноября Синодальный информационный отдел РПЦ МП объявил, что составит открытый список православных периодических изданий, рекомендованных для распространения.

У Патриарха Кирилла есть воля и желание привести в порядок информационно-издательскую деятельность Церкви. Есть у него и понимание того, что пришло время не только выпускать качественные книги, но и отсечь лишнее. Непонятно только, есть ли у него кадровый ресурс для этого и, если есть, почему он до сих пор не проявился. В категорию "лишнего", между тем, попадает едва ли ни большая часть издаваемой ныне в России религиозной литературы. В церковных и околоцерковных лавках часто можно найти издания почище ваххабитских – это "патриотическая" литература о сионистских заговорах, антисемитские книги, брошюры и газеты, обличения РПЦ МП в отступничестве, а светской власти - в сионизме и предательстве. Как и в 1990-е годы, масса околоцерковной литературы обличает церковных руководителей в ереси экуменизма. Едва ли это может придтись по душе Кириллу. Исходя из этого, естественно, что 18 ноября на заседании Издательского совета Патриарх признал важной публикацию списка "псевдоправославной литературы".

Русские люди славятся своей нелюбовью к начальству и лишь внешним раболепием перед руководителями, но даже для плохо управляемой на местном уровне Московской патриархии градус недоверия к новому Патриарху, формирование его "экуменического" модернистского образа кажется чрезмерным и делает видимое "единство Церкви" весьма зыбким, готовым разрушиться при первой же возможности.

В этой связи перед Патриархом стоит один из самых трудных вопросов – воспитания духовенства, которое идет вслед за воспитанием народа, отставая от "модернистских" параметров "учебника Кураева". О том, как будет строиться система церковного образования и кого Патриарх хочет перевоспитать, глава Церкви сказал в мало замеченном, но чрезвычайно важном и программном докладе "Духовное образование Русской Православной Церкви на современном историческом этапе. Проблемы, задачи и перспективы". Доклад был прочитан 13 ноября 2009 года на совещании ректоров духовных учебных заведений РПЦ МП и дает комплексное понимание того, как развивались духовные школы и какие задачи стоят перед ними сейчас по повышению уровня образования, получению государственной аккредитации, приспособлению к Болонской системе, исправлению внутренних пороков семинарской системы обучения и т.д. Патриарх впервые ставит вопрос об определении четких целей и задач духовного образования, обращая внимание на реальные проблемы: "Сегодня мы часто готовим бизнесменов, менеджеров, которые после семинарии уходят и занимаются светской работой. <…> Внутреннее презрительное отношение к богословию как одному из обязательств правящего архиерея надо пересматривать". Кирилл прямо говорит о несоответствии образовательного уровня требованиям более образованного общества, у которого сформировался стереотип хозяйственного батюшки: "Для многих из нас повседневная наша забота о епархии, о приходах нередко оттесняет на второй план заботу о духовной школе. При таком подходе кандидату в священный сан не нужно ничего, кроме минимума литургических навыков. Вот мы и получаем в итоге требоисполнителя, позвольте прямо сказать, с широким карманом". Предстоятель РПЦ МП вопрошает: "Зачем требоисполнителю-наемнику социальная работа? Зачем миссия? Зачем образование? Зачем жертвенное служение людям? Да, в конце концов, даже жертвенное служение Богу? Я, конечно, привожу самый крайний пример. Но ведь все мы сталкиваемся с такими примерами".

Патриарх поставил вопросы о способе комплектации семинарий, о чем в церковной среде ходят анекдоты: "Если мы будем брать в семинарии троечников, посредственностей, двоечников, людей с отклонением от психической нормы, миссия Церкви будет провалена, эти люди будут неспособны обращать к Церкви сердца современных людей". Кирилл обратил внимание на проблемы, которые ранее церковное руководство не замечало – запретительно-ограничительное воспитание и чрезмерное рабское послушание в семинариях, схоластическое богословское образование при презрении к светской культуре: "Мы должны воспитывать не рабов и не бунтарей, но свободных и одновременно ответственных людей".

Образовательная политика Патриарха Кирилла направлена на изменение православных стереотипов тотального смирения, отсутствия "вкуса к жизни", презумпции всегреховности, эстетизации слабости, замыкания в своей субкультуре. Все эти стереотипы рельефно описаны в статье философа, преподавателя Высшей школы экономики Бориса Кнорре "Что сегодня мешает социальному служению Церкви? О некоторых стереотипах поведения православных верующих".

Конечно, большинство епископов РПЦ МП считают духовные школы в своих епархиях своей вотчиной по вымуштровыванию послушных помощников, иподиаконов и священников, но архиереи, не понимающие огромного значения образования и заботящиеся лишь о доходах с приходов, скорее отдадут (не без труда) Патриарху Кириллу свои семинарии. (Если только тот сможет принять столь обширное хозяйство). Неизбежный процесс модернизации РПЦ МП начался.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования