Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
02 ноября 17:01Распечатать

Протоиерей Алексий Лебедев. ПО СУСЕКАМ. Общины и клирики ИПЦ русской традиции в разных регионах России. Часть вторая – Москва и Подмосковье


Часть первая здесь.

В 1930-е годы административным центром ИПЦ фактически был Петроград, где находился целый собор "иосифлянских" архиереев, а Церковь располагала множеством храмов, в том числе знаменитым собором Спаса-на-Крови. Тем не менее, именно Москва дала Церкви настоящего духовно-идейного лидера православных движений "иосифлян" и "непоминающих", профессора Московской духовной академии Михаила Александровича Новосёлова (в среде ИПЦ сохранилось твердое предание, что он закончил свой земной путь как епископ Марк), который сегодня почитается как святой новосвященномученик. Его "Письма к друзьям" сохраняют экклисиологическую актуальность до сих пор и активно используются истинно-православными как апологетическая книга.

В 1990-е годы Москва, в качестве одного из центров ИПЦ, была тесным образом связана с расположенным, можно сказать, по соседству Суздалем, где располагалась ближайшая архиерейская кафедра РПЦЗ. Однако, Первопрестольная имела и большое самостоятельное церковно-административное значение, претендуя на лидерство в русском истинно-православном мiре. Я имею в виду попытку открыть постоянно действующее подворье Архиерейского Синода РПЦЗ в помещениях Марфо-Мариинской обители милосердия на Ордынке. Если не учитывать скандальных фактов противостояния епископа Варнавы (Прокофьева), назначенного представителем Синода и расположившего в обители свою резиденцию, с российскими архиереями РПЦЗ, идея открытия Синодального подворья в Москве была очень и очень сильной политически.

Начиная с 1992 года Марфо-Мариинская обитель, часть помещений которой принадлежала районной поликлинике № 69 (ее главврач Римма Пумырзина, рассчитывая на зарубежную помощь, договорилась с протоиереем Алексием Аверьяновым, перешедшим в РПЦЗ, о размещении в поликлинике храма), стала штаб-квартирой Национально-патриотического фронта "Память", который возглавлял Дмитрий Васильев. "Память" привел в больницу о. Алексий Аверьянов, который называл себя ее "духовником", для "защиты" подворья. Однако фронт занимался не столько "защитой", сколько громкими гротескными акциями (типа автопробега по Садовому кольцу и налета на редакцию "Московского комсомольца"). Тем не менее, в домовой церкви подворья шли регулярные службы, в которых, кроме епископа Варнавы и о. Алексия, участвовал священник Олег Стеняев (перешедший позднее в РПЦ МП и сделавший "миссионерскую" карьеру), а также приезжие священники. Мезальянс РПЦЗ и "Памяти" длился недолго, стороны были друг другом недовольны, причем немаловажную роль сыграл отказ Митрополита Виталия (Устинова) не то что переехать, но даже приехать в РФ, с чем Д. Васильев связывал возможность собственной политической карьеры. С другой стороны, позицию и деятельность "Памяти" перед Синодом активно критиковал епископ Суздальский и Владимирский Валентин (Русанцов), который считал, что идентификация Церкви только с одним, притом самым крайним, цветом политического спектра не идет ей на пользу.

Мезальянс закончился после того, как епископ Варнава (точнее – протоиерей Алексий Аверьянов за подписью полностью подконтрольного ему епископа) обратился к местоблюстителю патриаршего престола УАПЦ митрополиту Володимиру (Романюку) на бланке Архиерейского Синода РПЦЗ за № 1 с призывом "вступить в немедленное общение". В итоге, епископ Варнава был отозван за границу, "Память" "вернулась" под омофор РПЦ МП, а РПЦЗ потеряла легальный храм в историческом центре Москвы и изрядно подмочила свою репутацию в демократических СМИ.

Послужить альтернативным центром мог бы подмосковный Подольск, где усилиями предпринимателя и атамана местной казачьей общины Виктора Мелихова было построено и передано в пользование Синоду подворье с храмом Царя-Мученика Николая. Впоследствии, когда настоятель храма прот. Алексий Аверьянов был лишен сана в РПЦЗ и покинул ее вместе с храмом, в 1997 году, Мелихов выстроил для РПЦЗ второй храм, который в результате присоединения митрополита Лавра (Шкурлы) к РПЦ МП фактически достался Московской патриархии. Одно время митрополит Лавр также строил для себя подворье в Истринском районе Московской области, но оно находилось в частной собственности, официально не регистрировалось и в настоящее время его статус достоверно не известен.

Наиболее последовательно свою церковную жизнь в столице развивала Суздальская епархия РПСЦ в составе РПЦЗ (затем - РПАЦ). По инициативе иподиакона Александра Михальченкова, председателя Братства преп. Иова Почаевского, на нескольких московских кладбищах РПЦЗ были переданы заброшенные ритуальные залы, которые в 1992 г. Архиерейский Синод РПЦЗ подчинил Суздальской епархии. Всего таких залов было получено пять, но лишь один из них до сих пор остался в распоряжении ИПЦ. Спустя 17 лет на месте бывшего ритуального зала Головинского кладбища появился большой приходской храм Царя Мученика Николая, имеющий все внешние признаки классического храма, который сегодня является единственным зарегистрированным храмовым зданием ИПЦ в столице.

Справочник приходов и духовенства "Русская Истинно-Православная Церковь юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ", который был выпущен епископом Агафангелом (Пашковским; ныне Митрополит) Симферопольским и Крымским в 1999 году, оценивает число приходов Московской епархии РПЦЗ в 10, с кафедральным собором в Подольске. Число клириков - 10, в том числе протоиереев - 1, иеромонахов - 2, иереев - 6, иеродиаконов – 1. Из них в Москве и области были расположены только 8 приходов. Справочник был выпущен через несколько лет после разрыва РПЦЗ с Суздальской РПСЦ (сегодня РПАЦ), что серьезно отразилось на количестве приходов и клириков, оставшихся в подчинении Синоду РПЦЗ. Для сравнения: в Санкт-Петербургской епархии этот справочник насчитывает 16 приходов и клириков и один монастырь.

С 1991 года Москва изменилась кардинально и неузнаваемо. То же самое можно сказать и о церковном строительства ИПХ в столице. Особенно активно осваивали Москву с конца 90-х греки-старостильники. Многие общины, неудовлетворенные церковной жизнью в российских Синодах, присоединялись к греческим. "Лавровский раскол" в РПЦЗ и последующие нестроения также заметно повлияли если не на численность прихожан, то на численность приходов, принадлежащих к традиции ИПЦ и расположенных в Москве и области. Хотя современная Москва и обгоняет Петербург по общему количеству приходов ИПЦ (что и не удивительно, учитывая трехкратное превосходство в населении), имперская столица держит первенство по числу епископов, которых в ней насчитывается целых 4, из них двое постоянно живущих и двое обладающих титулом "Санкт-Петербургский". В Москве, из числа ИПХ, постоянно живет только первоиерарх РосПЦ(Д) Ситрополит Дамаскин (Балабанов) Московский и Всероссийский. (Повторим, мы рассказываем не всех общинах, называющих себя "ИПЦ", но только имеющих преемство от РПЦЗ и греческих ИПЦ).

Насколько известно, из всех "столичных" общин ИПЦ только одна имеет государственную регистрацию и располагает настоящим церковным зданием, являясь при этом еще и наиболее старой по дате своего образования (постоянные богослужения на Головинском кладбище совершаются с 1990 г.). Большинство общин существуют на "квартирных" условиях, поэтому первыми в списке указаны четыре прихода, располагающие отдельно стоящими храмовыми зданиями, а остальные будут перечисляться в случайном порядке.

"Первенство чести" в нашем обзоре по праву принадлежит храму Царя Мученика Николая на Головинском кладбище, подчинения РПАЦ. В причте храма служат двое священников: настоятель митрофорный протоиерей Михаил Ардов, иеромонах Аркадий (Илюшин), а также диакон Алексий Соколов. Старостой храма почти 15 лет является Сергей Суворов. Итогом почти 10 лет масштабной реконструкции здания, проведенной под его руководством, стало превращение полуразрушенного советского ритуального зала, путем пристройки к нему алтарной апсиды, притвора и колокольни, в настоящий храм в стиле XIX века. Община числом около 100 человек содержит собственный сайт, на котором размещаются расписание служб и лента новостей. Отец Михаил известен как писатель-мемуарист и литературный критик, а также остается наиболее известной медийной фигурой в среде российских ИПХ.

Вторым стоит отметить храм св. блаженной Ксении Петербургской в деревне Новая Купавна Ногинского района, который построил на собственной земле его настоятель протоиерей Андрей Валевский, РПАЦ. Храмовое здание позволяет свободно разместить свыше 100 человек, имеется приходской дом с помещениями для трапезы и собраний. К сожалению, община не очень велика, а службы проводятся только по воскресениям и двунадесятым праздникам.

Третьим идет приход св. Царевича Мученика Алексия в Мытищах, который также располагает храмом, выстроенным на частной земле. Храм подчиняется РПАЦ, настоятель священник Олег Бороденков. К общине принадлежат несколько десятков человек.

На четвертом месте идет церковь в честь Иверской Монреальской иконы Божией Матери в поселке Щербинка, которая является кафедральным собором РосПЦ(Д). В храме, являющемся мансардой частного дома, настоятельствует Митрополит Дамаскин (Балабанов). Приход невелик, около 30 человек, но здание храма часто используется для проведения Соборов и собраний этой наиболее радикальной в политическом плане юрисдикции ИПЦ.

Второй из крупнейших российских Синодов ИПЦ – Русская Истинно-Православная Церковь (РИПЦ), практически не имеющая прихожан в Санкт-Петербурге, - в Москве чувствует себя увереннее. Наиболее крупной общиной является приход преп. Серафима Саровского в г. Воскресенск, с настоятелем иеромонахом Филаретом (Лещевым). Весной 2009 года публиковались сообщения, что приход, в который входит около 50 человек, перешел под омофор РПЦЗ(А), но оказалось, что информация не соответствует действительности. Этот приход фактически является официальным центром РИПЦ в столице и единственным указан в списке приходов Москвы на сайте Церкви.

Паства РИПЦ в Москве пополнилась и в результате перехода в подчинение этому Синоду протопресвитера Виктора Мелихова, который, создал и окормляет сестричество и храм в городе Дмитров. До перехода в РИПЦ община долгое время поминала в качестве правящего архиерея недавно скончавшегося архиепископа РПАЦ Антония Яранского и Вятского, одного из 14 иереев Катакомбной Церкви в СССР, принятых в общение святителем Филаретом (Вознесенским), третьим Первоиерархом РПЦЗ, в 1976 году. Интересно, что в Дмитрове часто служит Архиепископ Тихон Омский и Сибирский, председатель Синода РИПЦ, когда приезжает в Москву.

Имеет квартирный храм в Москве и вышедший из подчинения Синода РИПЦ епископ Новгородский и Тверской Дионисий (Алфёров). О нем трудно что-нибудь сказать, известно только, что он невелик.

Одним из старейших московских приходов, существующих еще со времен единой РПЦЗ, остается приход св. исповедника Тихона, Патриарха Московского и всея России, в Москве. Приход, в котором насчитывается около 50 человек,  подчиняется РПЦЗ(В), настоятель - иеромонах Тихон (Козушин). Община прихода достаточно заметна в жизни этой юрисдикции, ее члены так активно участвуют в обсуждении церковных и канонических проблем, что епископат вынужден считаться с ее позицией.
Еще один маленький приход этого Синода, в честь иконы Божией Матери Иверская Монреальская, располагающий квартирным храмом в Москве, в котором молятся около 10 человек, возглавляет священник Андрей Щербаков.

РосПЦ(Д) обладает в столичном регионе в общей сложности четырьмя общинами, кроме уже указанного прихода. Вот что о них известно. Приход в св. Равноапостольного Великого князя Владимира расположен в пос. Глебовском Истринского района, настоятель - игумен Андроник (Свинарев). Храм оборудован в деревянном частном доме, который принадлежит монахине Михаиле, являющейся старостой прихода. Здесь проходят регулярные уставные богослужения, община включает около 20 человек. Община храма образовалась самостоятельно, а не сплотилась вокруг "батюшки", как это часто бывает. Известно, что за последние несколько лет здесь сменилось три настоятеля.

В деревне Маришкино Воскресенского района, также в деревянном доме, находится храм Царя Мученика Николая. При нем подвизается его настоятель иеромонах Тимофей (Сапегин). Община храма не превышает 20 человек.

В поселке Пересвет Сергиево-Посадского района располагается домовой храм в честь Архистратига Божия Михаила, настоятелем которого является священник Александр Моисеев. В семье священника растут 10 детей, которые и составляют ядро общины, не превышающей несколько десятков человек. Отец Александр относит себя к единоверцам и частично совершает богослужения по дониконовскому чину.

Сайт РосПЦ(Д) сообщал о наличии в Сергиевом Посаде еще одной, "казачьей" общины, которую окормлял специально для этого рукоположенный бывший иеромонах РПЦ МП Пахомий, а ныне - иеромонах Ефрем (Коробков). Однако сегодня о существовании этой общины ничего неизвестно.

Несколько приходов бывшей единой РПЦЗ в 2000-е годы несколько раз поменяли священноначалие. Например, к таковым относятся приходы, настоятелем в которых служит священник Валерий Леоничев. Речь идет о приходах св. Иосифа Петроградского в пос. Дубки Одинцовского района и свв. Новомучеников и Исповедников Российских в деревне Саларьево Ленинского района. Оба прихода достаточно небольшие и имеют общую паству, службы совершаются попеременно. В настоящее время они принадлежат к РПЦЗ(Агафангела).

Небольшой приход этой же юрисдикции числится в городе Королёв. Настоятелем служит священник Евгений Корягин, который владеет здесь земельным участком и строит на нем храм. Однако, как считают некоторые из его единоверцев, делает это слишком медленно.

Из приходов, подчиняющихся греческим синодам ИПЦ в Москве заметны Миссия ИПЦ Кипра, находящаяся в общении с матфеевским (николаитским) Синодом, куда входят священники Михаил Макеев и Роман Павлов, перешедшие из РПАЦ. Миссия объединяет приход св. новомуч. Арсения Серпуховского в Серпухове и братство св. апостола Иакова Праведного. Кроме этих общин, иерархию ИПЦ Кипра поминают еще два катакомбных прихода в Подмосковье.

Постоянно проходят службы в приходе, находящемся в подчинении митрополита Пирейского Нифона (Анастасопопулос), который возглавляет священник Сергий Онуфриев.

Синод Архиепископа Хризостома (Киусиса) числит в своем подчинении московскую общину под окормлением священника Василия Редечкина. В своем чердачном храме у платформы 43 км Ярославского направления иногда совершает службы священник Стефан Красовицкий, называющий себя главой самостоятельной Миссии РПЦЗ.

Вполне естественно, что кроме упомянутых существуют нерегулярные молитвенные собрания и общины, которые активны во время визитов заезжих священников разных юрисдикций. Среди таковых заметны группы духовных чад митрофорного протоиерея Константина Федорова и священника Стефана Красовицкого (РПЦЗ(В), священника Стефана Усачева (Каллинникитский синод ИПЦ Греции)).

Говоря об общинах ИПЦ, стоит отметить, что если в Питере они сконцентрированы в городе, то в Москве речь идет главным образом об областных приходах, где, видимо, легче решать вопросы с недвижимостью. Численность сторонников ИПЦ в столице также невелика, но в процентном отношении соотносится с количеством жителей, где-то в три раза превышая количество ИПХ в Петербурге.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования