Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
29 сентября 15:58Распечатать

Владимир Можегов. ОБРЯД ПРОСТИРАНИЯ UNLIMITED. Канонизация Путина, прославление Медведева как буддийской богини, поклонение патриаршему кирпичу и иконе св. Кирилла Московского… Россию захлестнула святость


Мне давно не дает покоя мысль о том, что время литературы как таковой кончилось, и единственный настоящий роман сегодня пишет само время. То есть сама российская действительность представляет собой такой захватывающий сюжет в стиле фантастического реализма, перед которым бледнеют любые потуги романистов. И единственное, что остается человеку с пером, - беспристрастно описывать происходящее.

Безусловно, таким сюрреалистическим актом стало недавнее отпевание Патриархом Кириллом "человека-эпохи", творца всей последовательности советских-постсоветских гимнов Сергея Михалкова в храме Христа Спасителя. Об этом много судачили в сети, но безусловным маленьким шедевром стал экспромт, сложенный блогером ivand и озаглавленный "на смерть Гимнософиста".

Искренне надеясь, что Господь будет более милостив к Своему созданию, чем глумливая ЖЖ-братия, не можем все же не отметить, что уважаемый ivand попал (как сказал бы Николай Гоголь) не в бровь, а в глаз.

По стране со скоростью свиного гриппа распространяется "эпидемия святости", охватывающая все новые слои и горизонты Святой Руси. О святости национального лидера Владимира Путина и необходимости его немедленной канонизации мы слышим уже давно (то от Александра Дугина, то от Егора Холмогорова, etc). Иногда поступают и встречные предложения: "Как знать, не близится ли час, когда распахнутся золотые врата в беломраморном кремлевском зале, лица чиновников и депутатов обратятся на восклицающий голос церемониймейстера, который страстно и громогласно возвестит: "Президент Российской Федерации Патриарх Московский и всея Руси Кирилл!" И все склонят головы перед человеком в сияющей ризе, с патриаршим жезлом" (Александр Проханов, газета "Завтра", 22 апреля 2009):

В конце августа все прогрессивное человечество взволновало сообщение "Независимой газеты" о том, что буддисты Бурятии во время посещения республики президентом Медведевым, готовятся объявить его воплощением Белой Тары - почитаемого буддийского божества, проведя перед ним обряд простирания (в ходе которого лама полностью распластывается на земле перед воплощением бога). Нетривиальное чествование, сообщало издание, задумали ламы Иволгинского дацана, который российский президент пообещал посетить аккурат в день объявления начала религиозного всеобуча в России. Интересная инициатива оказалась не ноу-хау местных лам, а давней традицией, идущей еще со времен Екатерины II. Русская императрица признала буддизм одной из государственных религий России, в благодарность за что ламы признали ее (и всех ее последователей на троне Российской империи) воплощением Белой Тары. Богиня обычно изображается восседающей в позе лотоса на лотосовом троне с распустившимся лотосом в руке. У нее семь глаз: пара обыкновенных, глаз мудрости во лбу, а также – по глазу на ладонях и ступнях. Настоятель дацана Дагба Очиров сообщал также журналистам, что трон Белой Тары, изготовленный лучшими мастерами Бурятии, уже готов и ждет главу государства.

Объектами религиозного поклонения становились тем временем не только сами представители действующей власти, но и артефакты, побывавшие в их руках. В то самое время, когда блогосфера с нетерпением ждала превращения президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в семиглазую богиню, объектом народного поклонения внезапно стал именной кирпич Патриарха Кирилла. Случилось это на строительстве кафедрального собора в Архангельске, который местная епархия решила возводить методом народной стройки. Кампания по сбору средств сопровождалась акциями под девизами "Купи свою сваю" и "Приобрети свой кирпич". В одной из них принял участие и Патриарх Кирилл. В репортаже с места событий, рассказывая об инициативе местной епархии, телеканал НТВ (эфир 23 августа в 19.00) показал кирпич, на котором расписался Патриарх, и женщину, благоговейно к кирпичу приложившуюся.

Впрочем, не все формы государственно-церковного строительства вызывали столь благочестивую реакцию. Некоторые несознательные граждане, то ли не до конца разобравшись в сути политического момента, то ли в тщетных поисках отдельных еще имеющихся у нас недостатков, не оставляли злобных попыток развязать хоть какую-нибудь кампанию очернительства. Доходя временами практически до галлюцинаций.

Так, в причудливом сознании Александра Проханова видение президента Кирилла в ризах даже оказалось вытесненном на мгновение видением Страшного суда: "Неужели наше православное сообщество снесёт награждение высшими церковными наградами семьи Абрамовича и "газовика" Миллера? Неужели на бриллиантовых часах патриарха не отмечен час "страшного суда", и он не читал "Великого инквизитора", не декламировал Тютчева: /Отягченный ношей крестной,/ всю тебя, земля родная,/ В рабском виде Царь Небесный/ Исходил, благословляя/?" – писал, не разобравшись до конца в церковно-государственных обрядах и необходимых бизнес-атрибутах, известный писатель, правдолюбец и гуманист (газета "Завтра", 2 сентября 2009).

Пока газеты с живым интересом обсуждали очередные меры партии и правительства по борьбе с религиозной безграмотностью, произошло событие, поразившее православную блогосферу (и не только ее) в самое сердце. 12 сентября официальный сайт РПЦ МП "Патриархия.Ру", сообщая о ходе визита Патриарха Кирилла в Нижегородскую епархию, разместил серию фотографий с великого освящения только что построенного храма Феодоровского монастыря в Городце. На одном из фото изумленным взглядам открылась фреска росписи алтаря с изображением Патриарха Кирилла с нимбом вокруг головы и бескомпромиссным надписанием: "Св. Кирилл, Патр. Моск.". Фотография была вскоре удалена, однако, к тому времени ее растиражировали десятки восторженных свидетелей Явления. Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев поспешил дать в своем блоге строго канонические объяснения удивительному феномену: "Нимб в иератической живописи – это не только знак личной святости, но и знак святости того служения, которое нес изображенный человек… Так и в Городце: изображение действующего патриарха с нимбом не есть предвосхищение Божия суда … но есть указание на святость патриаршего служения. Несколько двусмысленное надписание "св" может пониматься только как "святейший", то есть как часть официально-протокольного титулования Патриарха. Фото убрали правильно, поскольку его значение понятно лишь для людей церковно-образованных. Феодоровский монастырь по замыслу его наместника игумена Августина должен стать образовательно-миссионерским центром, так что для богословски образованной братии вся система алтарной росписи была бы понятна, а прихожане этой фрески не видели бы". Свои богословские разъяснения отец Андрей заканчивал на мягкой, лиричной ноте, по-матерински нежно переводя внимание потрясенных зрителей в эстетическую плоскость: "Росписи в храме замечательные. Фарфоровый иконостас салатового цвета. Иконы на традиционно золотом фоне. Говорю об этом по той причине, что все духовенство было в золотых облачениях. Но на патриархе оно было золотое с салатовыми узорами. Я спрашивал его иподиаконов - специально ли под храмовую роспись подбиралось это облачение; они сказали, что так совпало случайно. Но получилось здорово. Маленькое чудо", - трогательно заключал отец протодиакон.

Тем временем, менее церковно образованные блоггеры допускали и менее каноничные толкования "маленького чуда". "Обряд простирания", - лаконично заключали одни. "Прогиб года", - соглашались другие. "Именно прогиб и ни что иное, писал в блоге отца-протодиакона юзер nicolin. - Весь город завешали плакатами с изображением Святейшего, три телеканала вели прямую трансляцию". "Все просто, – ответствовал ему блогер andber. - Как мне рассказывали нижегородские попы, архиеп. Георгий, не подумавши, в период междупатриаршества не в меру ретиво агитировал за митр. Климента, епархия даже распространяла некие видеокассеты, теперь ему надо реабилитироваться. Тут не только во святые патр. Кирилла запишешь, сам себя в адских муках изобразишь".

А блогер gm_dar, дуалистически допуская инвариантность толкований, переводил внимание читателей на личность самого известного богослова: "Всякий раз, когда Кураев всея Руси начинает выкручиваться, оправдывая то Брегет, то икону Патриарха Кирилла, ловлю себя на мысли - кто он: а) дурак, который хуже врага и который лучше бы помолчал, чем так бездарно выворачивать все наоборот, выставляя самого Патриарха в более глупом виде, чем его могут изобразить даже недоброжелатели; б) шизофреник, озадаченный маниакальной идеей всегда и все комментировать, чтобы постоянно находиться в форме; или в) верно служащая собака, которой дают возможность лаять, чтобы другие молчали. Собаки лают - караван идет".

Что тут добавишь? Разве что споешь вместе со всеми: "Мой караван, вперед лети!" Да вместе со всеми подумаешь: постмодерн шагает по планете. Являя на бескрайних русских просторах (как и всегда, впрочем) самые дерзновенные, самые причудливые свои формы. И куда-то он нас еще приведет? Ясно одно: эпоха великих строек на Святой Руси миновала, наступает эпоха великой святости…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования