Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
23 сентября 15:32Распечатать

Роман Лункин. АНАФЕМА ВИКТОРУ ЕРОФЕЕВУ. Православная общественность требует уголовного преследования писателя за русофобию


Восприятие православия и патриотизма через призму статей Уголовного кодекса стало одним из ярких признаков современной России. Идея сильного православного государства, которое почти уже вернуло себе "былое величие", моментально превратилась в железобетонную непробиваемую идеологию, которой при случае бьют по голове.

Почти незамеченным на фоне общего "возрождения" прошло знаковое событие – осуждение представителями духовенства и православной интеллигенции сочинения писателя Виктора Ерофеева "Энциклопедия русской души". Эта книга была написана еще в 1999 году, но именно сейчас пришло время требовать тюремного заключения для автора.

11 сентября стало известно, что некоторые преподаватели МГУ имени М.В. Ломоносова, а также священнослужители РПЦ МП - Артемий Владимиров, настоятель храма Всех святых в Красном Селе, и Валентин Асмус, настоятель храма Покрова Богородицы в Красном Селе, профессор Свято-Тихоновского университета, - обратились с письмом к депутату Московской городской думы Н.Н. Губенко. В этом письме были приведены некоторые афоризмы из книги, сама она была названа кощунственной и экстремистской. В ответе на это письмо Губенко сравнил написанное Ерофеевым с высказываниями идеологов нацизма Гиммлера и Розенберга и также потребовал книгу из продажи изъять, а автора привлечь к ответственности, соответственно, за разжигание межнациональной розни (ст. 282 УК РФ) и распространение русофобии.

По существу "Энциклопедия русской души" - свидетельство постоянной для русской культуры и русского патриотизма системной ошибки, которая выскакивает именно в периоды очередного обострения чувства величия России и гордости за самих себя. Русские классики восторгались Францией, Англией, Италией, а Лев Толстой прямо пошел против казенного православия. Одна из самых читаемых книг с XIX столетия, оценки русских в которой можно сравнить с афоризмами Виктора Ерофеева и которую в обязательном порядке читает, по крайней мере, каждый гуманитарий в нашей стране, – это сочинение маркиза де Кюстина "Россия в 1839 году". При чтении Кюстина иногда кажется, что ничего не изменилось в стране – даже власть ведет себя так же. Однако изменения произошли.

В России изменилось общество – постепенно трансформируется сознание русской интеллигенции – от идеализма к самосохранению. И это эгоистичное чувство самосохранения формирует ощущение ответственности за судьбу общества и государства, заставляет отказываться от мифов и штампов, которые предлагает государственнический патриотизм. В "Энциклопедии русской души" резко и порой неэтично и некорректно обозначена пропасть между комплексами "величия" России и реальностью, тем, как поступает русский человек в жизни.

Главный герой книги, с которым автор ведет диалог и на котором тестирует разного рода ситуации – "Серый", - это архетип русского человека, поврежденного царским и советским прошлым, униженный и обкраденный в 1990-е годы. Он апатичен, жесток, беспечен, сентиментален, и он не знает, куда идет, у него даже уже нет желания узнавать, куда ему идти. При этом он готов на патологическую агрессию, когда затрагивают представления о его величии, при его нищете и бесцельности существования. Виктор Ерофеев отразил типаж надломленного россиянина – этому персонажу не выбраться из ловушки, устроенной "русским патриотизмом" с обязательным вбиванием какой-либо идеологии и "государством с сильной рукой".

Обвинители Виктора Ерофеева отвечают так же, как "Серый". Депутат Московской городской думы Н.Н. Губенко во всем обвиняет Голливуд, который портит русский язык вместе с Ерофеевым. Подписавшая письмо против Ерофеева православный активист, филолог Наталья Масленникова написала отдельную статью против его книги в духе "Серого". Статья начинается так: "Эта пошлая книжонка не только русофобская, ярко выражено русофобская, но и ярко выражено антиобщественная!!! Сплошная смердяковщина! Таковым было впечатление от прикосновения к этой помойке".

Безусловно, в книге Ерофеева можно найти множество отдельных цитат, которые вроде бы унижают достоинство русских, но за каждой фразой стоит обостренное ощущение неустроенности российской жизни, сохранение чувства опасности и ожидание любой дикости, на которую может пойти власть и ее идеология. К примеру, критики Ерофеева придираются к афоризму "Русские – дети пытки", но наше государство и общество до сих пор не готовы переоценить советское прошлое, у нас любят Сталина и Ленина, или, по меньшей мере, многое им прощают ради мнимых "величия" и "побед".

В связи с этим естественны выводы Виктора Ерофеева о том, что, не выйдя из этого порочного круга, мы погибнем: "Надежда на то, что в России не исчерпан человеческий потенциал, оказалась слишком прекраснодушной. Россия не принадлежит к культурам, способным к самоопределению. Это исторически нечестная страна. Она покоится на лжи. В России можно прожить только на лжи, включая гуманистическую ложь интеллигенции... Русский не меньше немца чтит порядок, но немецкий порядок возвышает немца над другими народами, а русский порядок доводит русского до уничтожения. Русский идет по порочному кругу истории, не сознавая, что это круг и что он порочен". По мнению Ерофеева, русские всегда настроены на элементарное выживание, а не на производство материальных ценностей, и если мы не обратимся к личности, к обустройству жизни частного человека, то мы погибнем. Спасение России в ее частной жизни.

В "Энциклопедии русской души" иногда действительно русофобским языком выражено все то, о чем в России говорили давно, о чем интеллигенция говорила на кухнях. За 20 лет, прошедших после распада СССР, появилось гражданское общество, которое хочет обо всем говорить открыто. И это общество состоит как из матерых государственников, ностальгирующих одновременно о советском величии и государственном православии, так и из сторонников свободы, видящих в настоящее время шанс наконец-то привить русскому человеку сознательную жизнь. Хватит жить, постоянно слушая приказы сверху: "Так надо в трудный момент!" и "Запад виноват", думая: "Все равно все решат без меня".

Свидетельство перелома в общественном сознании, поиска иного пути развития - статья Дмитрия Медведева "Россия, вперед!". В статье главы государства повторяются все те же слова о неустроенности и пороках, а оптимизм, если он и есть, окрашен скорее в трагические тона.

Парадоксально с "Энциклопедией русской души" перекликается статья публициста, философа и писателя Александра Ципко в "Независимой газете" "Русские устали жить на надрыве". Обвинителям Ерофеева придется привлекать у уголовной ответственности не одного писателя. Как и Ерофеев, Ципко пытается понять, что не так с нами, если мы так живем: "Видит Бог, не можем мы, русские, жить по правде, жить с открытыми глазами, в согласии со здравым смыслом". Как и Ерофеев, Ципко предупреждает о новой православно-советской мифологии, которая настроена против Запада, демократии. Она антиевропейская по духу: "Теперь никто тебя не будет считать полноценным русским, если ты не будешь верить, что именно Сталин воплощал в жизнь православный, а не марксистский проект, что именно при Сталине была воплощена в жизнь мечта русского человека о радостях коллективного труда".

Роль православной идеологии (именно как государственной идеологии, а не веры) в противодействии модернизации России и поиску ею новых путей развития отмечена не случайно. Ведь именно из православной среды черпает власть необходимые исторически и духовно обоснованные идеи, в отсутствие у государства внятной идеологии. Выводы Ерофеева и Ципко хорошо иллюстрирует антиевропейская и антидемократическая концепция "русской цивилизации" Патриарха Кирилла. При общей социальной неустроенности, развале и стагнации в стране, тотальной формальной "православности" мифы о величии нельзя не оценить как помутнение национального рассудка. Но даже призывы провозгласить в качестве своего идеала великую Святую Русь (о чем недавно заявил отец Всеволод Чаплин) уже не вдохновляют так, как раньше. Как отмечает Ципко, "русские устали жить и работать на надрыве, как призывают их идеологи особого русского пути, жить "на минимуме удовлетворения своих материальных потребностей". Опасность всех этих попыток поднять дух россиян, внушая им мысли об их якобы исходном природном духовном превосходстве над человеком Запада, состоит в возможной наркотизации нашего и без того мутного сознания непомерной гордыней".

Игнорирование собственных пороков, нежелание признать свое неумение "жить по-человечески" приводят к обострению комплекса неполноценности, и тогда фасад – Кремль или РПЦ МП - выдаются за глянцевую картинку всей страны со счастливыми, сытыми и "духовно просвещенными" лицами. Любое сомнение в истинности этой картинки вызывает страх, ужас и ненависть, попытку привлечь к уголовной ответственности, предать анафеме, посадить и расправиться. Великому государству всегда легче пожертвовать человеком, чем что-либо изменить.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования