Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
15 сентября 15:03Распечатать

Валерий Емельянов. БЕСПЛОДЕН ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ? Очень субъективные мысли о "смене религии" на фоне культурного тупика "русского ислама"


Итак, против воронежского студента-историка Антона Евстратова, принявшего ислам и получившего новое имя Камаль, возбуждено уголовное дело. При этом у молодого человека возникли проблемы и с местной мусульманской общиной, которая, мягко говоря, не берется его защищать или хотя бы морально поддерживать.

Но мы не будем анализировать проблемы этого конкретного дела, оценивать его юридические перспективы и проч. Какой смысл оценивать, если судить Камаля будет все тот же "басманный" суд – иного в России пока нет, как и президент Медведев намедни признал. Мы поговорим о другом. О специфических проблемах "русских мусульман" на современном этапе развития "русского ислама". Попытаемся набросать их портрет, немножко даже - автопортрет.

Вот, некий молодой интеллигент, отучившись на гуманитарном факультете несколько лет и чего-то где-то прочитав (хотя, может быть, и серьезной литературы), вдруг приходит к выводу, что его традиционная религия его мало удовлетворяет, что настоящий монотеизм надо искать в другой религии. Например - в исламе.
Начинается обращение и "смена веры". Безусловно, это природное право любого человека. Но, покинув "свою" традицию и придя в другую, новообращенный вдруг неожиданно сталкивается с тем, что его новая религия еще и означает принадлежность к определенной национальной культуре, часто не совпадающей с его собственным менталитетом. И что же в этом случае делает наш неофит? Разумеется, старается стать "святее Папы Римского", то есть большим ортодоксом, чем "традиционные", "этнические" мусульмане. Или - пытается соединить свой ислам с нарочитой, подчеркнутой "принадлежностью к русской культуре", толкающей его на грань радикального национализма. А разновидовой гибрид бесплоден по определению.

Ныне гонимый воронежский студент, между прочим, писал интересные статьи про славян-мусульман, занимался исследованиями этой темы. И за это ему большой респект. Только вот в чем проблема. Балканские мусульмане (например, боснийцы) стали социальным явлением после трех столетий жизни в исламском окружении, в исламском государстве. Принятие ими ислама стало результатом нормального человеческого стремления не выбиваться из существующего социального окружения, свойственной человеческой природе мимикрией. Ислам же русский - это всего лишь движение умов части русской интеллигенции, ищущей "новую идентичность", без какой-либо серьезной укорененности в обществе, совершенно не склонном к тому, чтобы его члены вдруг принимали другую культурную идентичность. Современное русское общество и природных-то носителей другой культурной идентичности никак понять и принять не может – что уж говорить о своих "отщепенцах"! Но то же самое можно сказать и о традиционно мусульманском обществе. Что творится с теми людьми, которые приняли христианство, будучи "традиционными мусульманами" и живя в мусульманском обществе?

"Русский ислам" принимает ныне две формы. Одна - интеллигентская страсть к "всеединству", духовному единению, находящая себя в форме вовлечения в различные формы суфизма. Другая… Я как-то заметил идущего по Москве молодого человека в типично мусульманской одежде и с крашеной хной бородой (даже не все "традиционные" мусульмане решаются на демонстрацию такого дресс-кода!). Спросив знакомых мусульман, я узнал, что изначальные имя и фамилия этого "типичного мусульманина" отнюдь не традиционно мусульманские.

Наконец, когда я услышал в Татарстане историю о несчастной женщине, чуть ли ни десять раз переходившей из православия в ислам и обратно, мне подумалось: "Стоп! А правильно ли мы, "русские мусульмане", делаем? Думая об альтернативе своему духовному пути, отдаем ли мы отчет себе в том, что с принятием другой религии мы принимаем также и образ жизни, ментальность иного народа, отличного от нашего собственного?"

Если да, тогда хорошо. Если нет, тогда… как бы раздвоения личности не вышло.
Конечно, мне могут задать известный вопрос Паниковского: "А ты сам кто такой? И не ты ли подписывал свои статьи именем Валерий-Исмаил". Отвечаю: "Да, я". Только однажды я понял для себя одну важную вещь - нельзя искусственно влезть в чужие культурные штаны. Если ты по-настоящему верующий, будь мусульманином, но в "своей" религии, тем более если эта религия исповедует веру в Того же Бога. Я могу еще понять переход в одну из монотеистических религий явного язычника, либо атеиста.

Но вот переход из одной монотеистической религии в другую сознательного монотеиста… У меня (в том числе, и по собственному опыту) сложилось ощущение, что это будет путешествие за красивыми обрядами, за "новым опытом", а не за верой в Бога.

А мусульмане меня многому научили, в первую очередь – "естественной" набожности, стремлению быть лучше. Но это очень субъективные заметки, они не призваны дать универсальный ответ на вопрос "о смене религии", возникающий в жизни каждого человека.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования