Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Апокалипсис Просвещения


В Москве открылся Миссионерский съезд Русской Православной Церкви. Это высокое собрание призвано обсудить и даже решить проблемы современной православной миссии в изменившихся условиях. Задачи у православной миссии всегда примерно одни и те же — проповедать Благую Весть, обратить людей ко Христу, привить подлинно христианское мировоззрение и разъяснить пагубность уклонений и отступлений от него. А вот условия очень сильно меняются — и, соответственно, меняются формы и методы миссии. Поэтому именно на условиях, говоря о миссии, приходится сосредотачиваться в первую очередь.

Так и сделал глава миссионерского отдела РПЦ МП архиепископ Белгородский Иоанн в своем докладе — доклад весьма содержателен и полон весьма и весьма изысканных и утонченных политологических концептов более привычных из уст участников экспертных круглых столов в каком-нибудь Александр Хаусе, нежели из уст архиереев: "новая Римская империя" США, "неоархаика", "аграрная" и "информационная" эры и т.д. Истоки столь основательной подкованности вл. Иоанна в новейших политологических концепциях нетрудно установить, если перечитать размещенный порталом "Религия и СМИ" концептуальный текст Александра Морозова "Вера в мире коммуникаций". Очевидно, что именно мысли и концепции известного церковного политтехнолога и религиозного журналиста легли в основу той миссионерской позиции РПЦ МП, которую озвучил владыка Иоанн.

Суть этой позиции, если оставить в стороне многочисленные социально-философские, геополитические и культурологические построения состоит в призыве: "блюдитесь как опасно ходите". Миссионерское поле Православной Церкви в современном мире оценивается скорее негативно — как чуждое интереса к вере, искажающее веру, дающее весьма солидную фору всевозможным формам религиозного "мирового подполья", в которое одним махом включаются все — от ультралибералов, через сектантов и борцов с ИНН, и до "истинно-православных" антиэкуменистов. Именно всевозможные формы экстремизма, далекие от политкорректного и степенного "официального православия" имеют несомненную "фору" в распространении своих взглядов в пострелигиозном "информационном обществе". Именно экстремизм, который в любых его формах (это очень важное уточнение — в любых формах) является уклонением от истинного Христианства, в информационном обществе более успешен. Типовому православному миссионеру предлагается проходить по лезвию бритвы, с одной стороны примеряясь к новой реальности, а с другой осознавая ее агрессивную антиправославную природу, таящую в себе одни опасности.

Интересно, что эта концептуальная картина, несмотря на то, что она включает в себя острую критику алармизма и апокалиптизма, сама, по сути своей, является типично алармистской. Подобный взгляд на православную миссию да и вообще на Православие и его положение в современном мире — это апокалипсис отдельно взятого "стиля" в Православии, определенного подхода к вере, который мы можемдаже без особой условности назвать "просвещенеским". В свое время православный конформизм с "веком сиим" приложил титаническе усилия для того, чтобы упаковать веру в рационалистическую просвещенческую парадигму, — облечь броней наукобразности, спрятать "фанатизм" и "обскурантизм" под вольтерьянским хитроватым взглядом из под очков современного "православного миссионера", загородить уходящие в небо стены экуменическими "перегородками, которые до неба не доходят", короче говоря — "цивилизовать" Православие в том смысле, в каком слово цивилизация употреблялось в веке позапрошлом. То, что представители идеологии "True Orthodoxy" именуют "офциальным" или "мировым" Православием — это именно изделие века Просвещения, доведенное на его излете до откровенной антицерковности многих позиций, принципов и институтов.

И вдруг — это лощеное, надушенное и недостигающее неба вместе со своими прегородками Православие оказывается совершенно невостребованным наступившими временами, которые, кажется, готовы изменить не только восприятие физических и социальных законов, но и сами эти законы. Когда у тебя на глазах взрываются нью-йоркские небоскребы, а мюзикл в начале второго акта превращается в кроваво-бескровную бойню, то самоирония становится глубоко неуместна и ничего из того, что не достигает до неба, никому не нужно… Поэтому православная миссия "просвещенческого" типа и в самом деле оказывается практически невыполнимой, в диковатом и странноватом мире, где по каменным джунглям ходят зубастые кибермедведи с нотбуками, а бесы являются в образе террористов. Во времена "обскурантские" преподобные миссионеры таких медведей не боялись, а вот современный цивилизованный дипломированный миссионер что делать с ними не знает, а главное - не понимает того, что современное информационное общество предоставляет веры и ее проповеди не меньшие а в чем-то, может быть, и большие возможности, чем "век Просвещения". Главное, чтобы вера была всерьез.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования