Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Еврейский религиозный вопрос в России решен. По версии III съезда ФЕОР. Но не "по жизни"


Закончившийся 26 октября III съезд Федерации еврейских общин России (ФЕОР) констатировал просто прекрасное положение с еврейским национально-религиозным вопросом в нашей стране. Ну что может быть лучше - главного раввина России принимает сам президент, который поддерживает религиозно-культурное возрождение еврейства в рамках России. Открываются новые общинные центры, сдаются в эксплуатацию синагоги.

Хотя есть и проблемы – раввинов не хватает, особенно в маленьких городах. Сейчас, например, на 180 общин всего три десятка раввинов. Но, все равно, убеждаешься сколь широко шагает еврейское религиозное возрождение по стране. Особенно, когда видишь два общинных белокаменных дворца, построенных в последние годы рядом с неприметной и деревянной синагогой в Марьиной Роще. О "дворце культуры" движения "Хаббад Люавич", вознесшегося на Большой Бронной прямо под окнами элитного артистического дома и поглотившего невзрачное здание синагоги Полякова, разговор отдельный...

В принципе, в том, что еврейская религиозно-культурная жизнь возрождается, нет ничего негативного, и в том, что в деле этого возрождения активно хотят помочь единоверцы из-за рубежа, нет ничего предосудительного. Все это прекрасно. Вопросы вызывают только две проблемы, озвученные на съезде и на мероприятиях вокруг него. Первая - заниженное официальной переписью число еврейского населения страны (230 000 или 0,16% населения страны), хотя по оценкам ФЕОР этот показатель составляет от 270 тысяч до 10 млн. человек. Это - все те люди, у которых есть еврейские корни (по материнской линии) и которые могут и должны войти в общинную жизнь, которая означает жизнь ортодоксально-религиозную.

Заметим, что и рав Лазар, и его сподвижники постоянно и настойчиво проводили одну мысль - еврейство, еврейская душа передается генетически с молоком и кровью матери, но вот возрождение свое она должна найти только на пути религиозно-синагогальной ортодоксии. В этой связи ФЕОР, кстати, наметил широкомасштабную программу по воссозданию еврейских генеалогий России. И для привлечения еврейской души на этот путь предполагается устраивать сугубо светские мероприятия типа дискотек, или социальных проектов. При этом многочисленным интересующимся иудейской монотеистической традицией (но не являющимися евреями генетически) предполагается отказывать в приобщении к религии иудаизма. И совсем уж неприемлемо миссионерство, типа движения "Евреи за Иисуса". Вот такие определены магистральные развития еврейской религиозной и культурной жизни в нашей стране.

Прежде чем сделать выводы из всего этого, хотелось бы дать волю воображению. Представим себе, что однажды к среднестатистическому средних лет инженеру Иванову, живущему в очень среднерусском городке, приходят двое в "штатском" (широкополая шляпа, плащ, черная борода) и объявляют, что Иванов вовсе не Иванов, а Рабинович (по прабабушке с материнской стороны, генеалогическая справка прилагается). И теперь как раз самое время возродить ему свое еврейство, но "на путях религиозной ортодоксии", очень часто сугубо внешней и кажущейся чуждой людям вокруг.

И для этого сегодня есть все возможности, в том числе и финансовые (ортодоксальная хасидская община США - структура денежная, на религиозное возрождение еврейства России средств хватит).

Иванов, конечно, не против вспомнить и свое еврейство, и приобщиться к языку, культуре и вере своих дальних предков, но так, сразу?. Он ведь в силу образования и воспитания мало что слышал о религии и Церкви вообще, да и жена православная. Но пришельцы в штатском непременно будут требовать от Иванова однозначного и скорого выбора в смысле веры. Ведь это принцип действия любого религиозного "фундаментализма", и иудейский тут не исключение.

... Современное еврейское самосознание - культурное, религиозное – отнюдь не представляет собой монолитное гомогенное явление, и это проявляется во всем мире. Есть евреи, для которых еврейство - это их происхождение, но не религия. Есть евреи, ощущающие себя таковыми и верующие в Бога, но при этом не спешащие связывать себя жесткими предписаниями раввината. Именно такие люди, на наш взгляд, определяли лицо новейшей истории мирового еврейства. Есть еще евреи по происхождению, нашедшие свой духовный выбор в других религиях, но при этом привнесшие в них специфику и богатство еврейского интеллекта и менталитета. Всем известны личности евреев, скажем, в истории христианства в нашей стране в самые последние годы. Заметим, что это далеко не самая худшая часть христиан. Да и время вспомнить, что и христианство в свое время зародилось в рамках еврейской культурной и духовной традиции. В самом иудаизме, в том числе и в России, можно отметить как минимум три течения в иудаизме - реформистский, ортодоксальный раввинский (часто еще именуемый консервативным) и ортодоксальный хасидский (это те, кто стоят за ФЕОР). А вот и хасидская экзотика - так называемые "любавичиские хасиды", cчитающие своего главного раввина чуть ли не мессией и воплощением Б-га.

Актуальным сейчас, наверное, будет вспомнить, что и в еврейском государстве за почти полвека его существования так и не определились с соотношением религиозного и нерелигиозного начал в еврейской жизни и политике. Так и нынешнее противостояние премьера Шарона и раввинов, по вопросу о еврейских поселениях, сохранение которых последние считают религиозным долгом евреев - это тоже воплощение той застарелой и глобальной полемики. Кстати, противостояние, в конце концов, закончилось не в пользу раввинов.

В общем, многообразие. Есть из чего выбирать, тем более постсоветскому еврею, у которого стремление к демократии и плюрализму, что называется, в крови и который очень по этим самым делам истосковался за советский период. Но когда несомненно хорошие, очень энергичные и активные люди активно навязывают мнение о том, что возрождение еврейства по-настоящему пойдет по линии ФЕОР (читай - хасидской традиции), только одной из нескольких линий, внутри и в мыслях у него почему-то вновь возникает тоска по демократии и плюрализму.

Кроме того, хасидизм - очень специфически "еврейское" явление, не только в вероучительном, но и в культурно-бытовом смысле. И есть большие опасения, что наш Иванов-Рабинович, вдруг резко облачившийся в хасидский сюртук и шляпу, столь же резко противопоставит себя окружающей социальной среде, что в нашем многонациональном, многоконфессиональном и живущем в третьем тысячелетии обществе, знаете ли, чревато... Образно говоря, новую черту оседлости евреи могут нарисовать для себя сами.

Предвижу возражение – ну, вот, вам не нравится религиозное возрождение по версии ФЕОР. А что в нем плохого - люди хотят чувствовать себя евреями в России, бороться вместе с другими и, главное, никуда не уезжать? Хотя последнее вряд ли для нас серьезная проблема - сионисты и "израильская военщина" уже давно нам не враги, а очень даже друзья, что подтверждается дипломатическими отношениями между двумя странами, а также тем обстоятельством, что туда и оттуда свободно перетекают еврейские умы, идеи. И деньги тоже.

А вот жизнь, дар Б-га, куда более интересна и многоцветна чем черно-белый костюм хасида. И в этой жизни очень ценно иметь выбор. Свободный....

Моисей Литвак,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования