Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Рабы Божии не ходят строем. Даже религиозным. Но их электоральные пристрастия волне предсказуемы


Те, кто учился в духовных учебных заведениях в годы застоя, помнят неповторимый дух, царивший там благодаря преобладанию среди студентов "малороссийского элемента". Семинаристы-западенцы, в большинстве своем выходцы из Галиции, были родом, как правило, из униатских семей и отличались особым религиозно-бытовым настроем. Студенты-москвитяне обычно посмеивались над украинизмами в их речи и мысли, однако признавали, что вера их крепка благодаря христианским народным обычаям. В целом эта ситуация повторяет общестатистическую.

Западная Украина является традиционно христианским уделом, в котором атеистическая пропаганда имела мало успеха. Можно также вспомнить, что после никоновских реформ большая часть иночества осталась на старом обряде. Тогда правительство, особенно петровского и послепетровского времени, оперлось на надежных и предсказумых прозападных малороссов, которые успешно внедрили как нормы книжной справы на Печатном дворе, так и принципы произношения церковно-славянского языка, которые до сих пор в ходу.

Восточная же Украина была гораздо более похожа на Россию, но и здесь расцерковить крестьянство советской власти до конца не удалось. Состав верующих в Восточной Украине был более однородным, нежели в Западной, где в наличии были и греко-католики, и автокефалисты, и католики-латиняне, и старообрядцы-липоване. После распада СССР и неизбежной идеологизации церковных сил, разделения их, условно говоря, на промосковские и проукраинские, "религиозный фактор" по-прежнему играет на Украине бóльшую роль, чем в России, где число индифферентных к религии людей, а также приверженцев нехристианских религий и конфессий существенно выше. При том, что население Украины почти в три раза меньше, чем население России, суммарная численность православных храмов всех юрисдикций там больше, чем в России.

Излишне напоминать, что православие на Украине переживает не лучшие времена уже потому, что несколько юрисдикций, оспаривающих друг у друга право первородства и места у идеологического кормила государства, в борьбе напрасно растрачивают силы. Тот факт, что украинское православие весьма разделено, отражает разделение в самом украинском обществе, которое все еще находится в поиске национальной идентичности. С другой стороны, это разделение православия - результат некоторого ослабления контроля государства над Церковью, которое там имело место в начале 90-х гг. Причиной такого ослабления стал трагический переход Украины от устойчивого статуса одной из главных союзных республик сверхдержавы к неустойчивому положению малоразвитой аграрной восточноевропейской страны. С российской стороны была видна, в основном, критика национальной политики и третирование Украины с позиции "старшего брата". В России же такого ослабления государственной политики в отношении Церкви не было, в противном случае церковное разделение и здесь было бы значительным. Вспомним хотя бы открытие российских приходов РПЦЗ, которое удалось быстро и эффективно затормозить, лишив тем самым процесс образования альтернативных юрисдикций каких бы то ни было перспектив.

Тем не менее, самой многочисленной конфессией Украины остается Церковь Московского патриархата (УПЦ МП). Справедливости ради надо заметить, что определенная электоральная динамичность свойственна и этой конфессии. Кое-где (например, на западной Украине) УПЦ МП несколько стесняется своих связей с Москвой, и в ее лоне тоже есть сторонники "канонической автокефалии". Поэтому нет достаточных оснований автоматически отождествлять процент последователей УПЦ МП и процент сторонников Януковича. Последний, впрочем, подчеркнуто поддерживает УПЦ МП, считая такую поддержку неотъемлемой частью своего "промосковского" курса. Однако, как недавно заметил в телеэфире глава предвыборного штаба украинского премьера, народ, идя на выборы, будет смотреть, прежде всего, на то, что сделал Янукович, находясь в кресле премьер-министра.

Пожалуй, позиция православных ультраконсерваторов, возражающих против вступления Украины в безбожное НАТО и богопротивный ЕС, не найдет особого резонанса среди украинских верующих уже потому, что идеологический вызов этой группы исходит из промосковской среды. Подобные настроения отражают точку зрения московско-мессианскую с ее выраженным эсхатологизмом и антизападной ангажированностью, приправленной изрядной долей конспирологического перца.

Само собой, лидеры религиозных конфессий Украины высказывают свои предпочтения. Совершенно очевидна позиция митрополита Владимира Сабодана. За лидером УПЦ МП стоит и его московское начальство, и поддержка Кремля. Однако почти для всех остальных конфессий победа Виктора Ющенко выглядит предпочтительней уже потому, что он олицетворяет западный подход к вопросу о свободе вероисповедания. Те конфессии, которые хотели бы сохранения статус-кво и, может быть, даже упрочения своего положения, с опаской смотрят на возможность "российского пути", на который намекает Янукович, откровенно ориентирующийся на поддержку одной конфессии.

Пожалуй, особенную позицию занимают украинские мусульмане, исторически представленные двумя субкультурами – татарской и крымско-татарской. Если первая тяготеет к России с ее центрами ислама, то вторая занимает, скорее, антироссийскую позицию, припоминая России сталинское переселение крымских татар. Соответственно первая выступает за Януковича, тогда как вторая видит будущее Украины с Ющенко.

Итак, можно сделать вывод, что "религиозный фактор" на украинских выборах чуть заметнее, чем на российских. Это выражается хотя бы в том, что соперничество конфессий между собой выражается в поддержке разных кандидатов. Однако, как и в России, религиозный фактор на выборах не является решающим. Украина, по сути, такое же светское государство, как Россия. Для нее характерны политические процессы того же типа, что и для московской империи. Политические лидеры любят заигрывать с религиозным ресурсом, однако, получив власть, они, как правило, не стремятся отдавать долги за поддержку на выборах, а выдерживают по отношению к религиозным организациям уважительную дистанцию.

С другой стороны, модные политические поветрия и технологии (например, "административный ресурс") активно переносятся на Украину из России и приживаются там, что позволяет с достаточной степенью убедительности прогнозировать результаты выборов, равно как и расстановку приоритетов во внешней и внутренней политике Украины, какой бы президент ни встал у кормила власти.

Алексей Муравьев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования