Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Украина: в будущее с Януковичем, Алексием и Филаретом. Несколько мыслей на ближайшее политическое будущее


На выборах в Украине готовится победить кандидат Янукович, с которым все связывают надежды на российско-украинскую интеграцию. Чего ожидать от такой интеграции в области государственно-церковных отношений?

Казалось бы, сам Янукович, будучи в Москве, сделал все необходимые авансы главе РПЦ МП Патриарху Алексию II. Он сказал, что собирается, в случае избрания президентом, "содействовать преодолению раскола" в Украинской Церкви. Впрочем, сказать можно, что угодно, особенно, когда у тебя на носу выборы, а в голове — вакуум церковно-политических знаний. Ясно, что, в случае победы Януковича, церковно-государственные отношения на Украине будут такими, какими их запланируют — если захотят этим заняться — в Администрации Президента, хотя и не украинского.

Поэтому в России нужно уже сейчас задуматься, какая государственно-церковная политика на Украине была бы ей наиболее благоприятна. Нужна ли там УПЦ МП, то есть Украинская Церковь Московского патриархата, подчиняющаяся Москве? — Безусловно, нужна, и это даже не обсуждается.

Обсуждается другое: Киевский патриархат, возглавляемый Патриархом Филаретом (Денисенко), — нынешний электоральный резерв кандидата Ющенко — нужен он для будущего альянса России и Украины?

Наш ответ заключается в том, что он тоже нужен. Более того: невнимание в Администрации президента РФ к украинским церковным делам сегодня привело к тому, что сторонники Киевского патриархата оказались в оппозиции к пророссийским силам.

Теперь уже не остается времени, чтобы изменить эту ситуацию к выборам, но есть совершенно реальные возможности использовать социальный потенциал Киевского патриархата для дальнейшего укрепления единства России и Украины.

По своему организационному устройству УПЦ МП и УПЦ КП (Киевского патриархата) почти не отличаются: это две организации с одним принципом устроения, они связаны своим происхождением с советской эпохой. Обе они зависят от тех механизмов управления, которые успешно работают в России. Однако, были свои глубокие причины, из-за которых при развале советской власти на Украине местная православная Церковь советского времени развалилась на две приблизительно равные части, а не осталась единой.

Дело, разумеется, в том, что для Украины всегда сохраняет значение наличие какого-то резервуара для украинского национализма. Но только на Западной Украине роль этого резервуара способна взять на себя Украинская Греко-Католическая Церковь (униаты, подчиняющиеся Римскому Папе). На Восточной же Украине ни католики-униаты, ни какая-либо церковная организация с центром в Москве на эту роль не годятся.

Именно поэтому сформировалась — вследствие вполне объективных социальных процессов — экологическая ниша для существования Киевского патриархата. Надо сказать, в России нет и не может быть ничего подобного (у нас не может быть разделения общества на "пророссийскую часть" и русских националистов), поэтому государственная Церковь в России является монолитной.

С украинским национализмом политикам, по всей очевидности, придется как-то договариваться. Точнее, договариваться-то с ним как раз и не надо, но его будет желательно взять под контроль. Потенциал Киевского патриархата в этом деле — огромен, хотя до сих пор он никем не был востребован, не исключая кандидата Ющенко. Прозападная украинская оппозиция тоже слишком плохо понимает, что такое церковный символический капитал.

Но зато это хорошо понимает Патриарх Филарет — такой же опытный и законопослушный иерарх еще советских времен, как и Патриарх Алексий, имеющий огромный политический опыт выживания в самых, казалось бы, бесперспективных ситуациях, чем он выгодно отличается от российской высшей номенклатуры РПЦ МП.

Патриарх Филарет — ответственный человек, способный всерьез понять и тщательно исполнить поручения власти. Проблема лишь в том, что ему давно уже никто не дает таких поручений, и вот, сейчас в информационном канале связи между Киевским патриархатом и государственной властью возникли "шумы", исходящие от партии Ющенко.

Итак, желательно уже сейчас начать тщательно продумывать церковную политику на Украине. Это не более сложно, чем продумывать планы действий с Государственной Думой прошлого созыва, хотя и нельзя не признать, что все-таки более сложно, чем иметь дело с нынешней Думой или с РПЦ МП. Но более сложная политика — в которой со стороны государственной Церкви присутствует не один исполнитель (всегда нерадивый, да еще и склонный к обману, если он сознает свою единственность и незаменимость), а несколько конкурирующих друг с другом, — УПЦ МП, УПЦ КП и УГКЦ, — позволит создать эффективную и, во многом, саморегулирующуюся систему стабилизации терзаемого национальными противоречиями общества.

Есть основания считать, что до выборов ничего не остается, кроме традиционных реверансов в сторону УПЦ МП. После выборов — надо начинать серьезную работу по приданию квази-государственного статуса одновременно УПЦ МП и УПЦ КП.

Чтобы это привело к реальной стабилизации общества, было бы желательно использовать имеющуюся сейчас тенденцию к созданию в мировом православии национальных Церквей, в которых верующие естественно распределяются по церковным юрисдикциям в зависимости от своей национальности. Поэтому государство должно бы поощрять позиционирование УПЦ КП как Церкви для тех, кто связывает свою национальную идентичность с украинским народом, а УПЦ МП — как Церкви для тех, для кого важнее связь с русской культурой (хотя бы и при украинской национальной самоидентификации). Можно думать, что украинские верующие (за вычетом униатов) распределятся при этом почти поровну.

Иеромонах Григорий,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования