Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Свидетельство от надписания. Кого терзает страх народного благочестия?


После того, как наш портал разместил заметку о передаче из С.-Петербурга в Беслан иконы Бесланских младенцев-мучеников, возник маленький информационный скандал. Дело в том, что параллельно на новостных сайтах РПЦ МП, а также и в других СМИ, почерпнувших свои сведения из патриархийных источников, икона была названа иконой не Бесланских мучеников, а Вифлеемских. Выходило, будто наш портал опубликовал ложные сведения о том, какие иконы сейчас пишутся в РПЦ МП. Действительно, еще недавно Архиерейский собор РПЦ МП указал на недопустимость писать неизвестные ранее иконы без одобрения священноначалия, и тут же выходит, что этот запрет игнорируется. Чем не скандал?

Но попробуем разобраться.

Опубликованный на Портале-Кредо материал представляет собой интервью священника РПЦ МП Геннадия Беловолова, под чьим духовным покровительством осуществлялась торжественная передача иконы в Беслан. Предоставим слово самому корреспонденту, которого мы спросили о том, что же все-таки произошло с предоставленной им информацией — и действительно ли священник Г. Беловолов утверждал, что на иконе изображены Бесланские мученики, а не Вифлеемские. Вот его ответ:

Бесланских, конечно. Сайты РПЦ МП позволяют себе исправлять материалы по своему вкусу и из осторожных охранительных соображений. Тем более, что на Арх. Соборе только что вовсю ругали авторов "самочинных икон". Как бы чего не вышло.
Мученики - бесланские, и это о. Геннадий Беловолов объяснил, сравнив их с вифлеемскими. Иначе какой смысл писать икону про тех, не называя своими
именами этих.
Мне уже не раз приходилсь видеть свои подправленные материалы помещеные на патриархийных сайтах. В том числе взятые с Портала.
Слава Богу, есть Сredo, где можно писать так, как оно есть.

Впрочем, для церковного человека должно быть еще более естественно заключать о содержании изображенного на иконе не из чьих-то слов, а непосредственно из того, что изображено на иконе.

Конечно, сами младенцы и плачущие матери одинаково уместны и на иконе Вифлеемских мучеников, и Бесланских. Но на нашей иконе есть и другие подробности. Так, младенцы изображены на фоне гор и, что еще важнее, на фоне людей в черном, которых не знает традиционная иконография избиения младенцев. Зато они чрезвычайно напоминают — тоже ставшими традиционными, только для "картинки" ТВ — образы террористов и шахидок…

Самое же главное — надпись. Согласно постановлениям VII Вселенского собора (787 год), надписание иконы является обязательной частью иконного изображения. Поэтому такая икона, которая изображала бы Вифлеемских младенцев, была бы неканонична, если бы не содержала вообще никакой соответствующей надписи. Любому иконописцу это известно, и качество изображения на нашей иконе совершенно исключает возможность того, что она написана каким-то неграмотным светским художником, не знающим элементарных для церковной иконографии правил.

Однако, никакой надписи о Вифлеемских младенцах на нашей иконе нет. После этого, как представляется, все разговоры о посвящении этой иконы младенцам Вифлеемским следует оставить для светских СМИ — которые готовы верить любой информации о делах церковных, так как по существу не интересуются никакой.

А мы продолжим рассматривать икону.

Сказав о том, какой надписи на ней нет, посмотрим теперь, какая надпись на ней есть: "В память убиенных мучениковъ Бесланскихъ..." Оказывается, слово "Беслан" на иконе имеется, а вот слово "Вифлеем" — нет.

Формулировка "В память…" хороша своей двусмысленностью — очевидно, сознательной: едва ли создатели иконы совсем уж не подозревали о той "неоднозначной реакции", которая может возникнуть по ее поводу у священноначалия.

Да, теоретически возможно было написать икону Вифлеемских мучеников "в память" о Бесланских жертвах (тогда, правда, было бы необходимо сделать на иконе соответствующую надпись — о том, что она изображает именно Вифлеемских младенцев, а не каких-то других). Но ведь все вообще иконы пишутся "в память" о святых, поскольку вообще весь христианский культ организован как "память", начиная с тех слов Христа, которыми была установлена самая главная часть христианского культа, Евхаристия: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лука 22, 19). Поэтому икона Бесланских мучеников — она тоже "в память".

Но вся эта двусмысленность надписи на иконе двусмысленна лишь в контексте светском. В контексте церковном всё однозначно: толкование в пользу младенцев Вифлеемских невозможно, так как никакой надписи о них нет, а поэтому для имеющейся надписи остается только второе истолкование: это икона мучеников Бесланских.

Разобравшись с этим намеренно запутанным случаем, остановимся на по-настоящему интересном вопросе: почему икона Бесланских мучеников стала так смущать всех тех, кто соотносит свою позицию с официозом РПЦ МП?

На наш взгляд, за этим стоит очень серьезная проблема — проблема неготовности церковного начальства работать с настоящими проявлениями народного благочестия. В православной Церкви до сих пор не существует канонической процедуры канонизации святых. Сам термин "канонизация" имеет католическое происхождение. Да, время от времени некоторые православные соборы устанавливали общецерковное почитание каких-то святых, но такая практика никогда не считалась обязательной, и в Церкви нет ни одного канонического установления, которое требовало бы обязательного согласия епископата для установления церковного почитания святых. Обычно Церковь идет другим путем: церковное почитание устанавливается в народе без всякой инициативы сверху, а епископат, имея дело с фактом народного почитания, старается придать этому почитанию оптимальные для Церкви внешние формы.

Вполне возможно, что сейчас в Беслане мы имеем факт возникновения нового народного культа мучеников. Разумеется, возможно и другое: например, желание некоторых политически ангажированных кругов сделать из бесланской истории не народный, а свой собственный культ, служащий их собственным групповым интересам, — нечто аналогичное культам Ивана Грозного и Григория Распутина. Кроме того, возможно и неизбежно, что, каково бы ни было происхождение нового бесланского культа, он на какое-то время привлечет религиозно экзальтированную публику — как, впрочем, мы это уже видим, благодаря появившемуся недавно акафисту Бесланским мученикам (в котором недостаток церковной грамотности составителя компенсируется избытком экзальтированности и истерии).

Однако, всякое новое движение в религиозной сфере, как и во всякой другой, неизбежно поднимает со дна какой-то поток мути. Само по себе, оно может при этом быть вполне доброкачественным, и потому не следует придавать мути слишком много значения.

До сих пор не появилось никаких оснований — с церковной точки зрения — для отвержения культа Бесланских мучеников.

Любой культ новых святых, чтобы быть церковно признанным, должен, в идеале, удовлетворять двум условиям:

1.святые должны быть настоящими святыми,

2.(не менее важное!) их культ должен иметь такую направленность и такие формы, чтобы соответствовать целям церковным, а не каким-либо земным.

Первое условие применительно к Бесланским младенцам есть все основания считать выполненным, причем, даже по отношению к тем из них, кто не разделял при жизни православного вероисповедания: они были убиты в войне, ведущейся под знаменем ваххабизма, то есть под видом религиозной войны против "неверных", причем, не против "неверных" вообще, а именно против христиан.

Все понимают, что если бы Осетия не была — в понимании ваххабитов — христианской страной, то подобный теракт в ней не был бы возможен. Мы далеки от того, чтобы считать Бесланский теракт результатом противостояния христианства и ислама в целом, но это, безусловно, конфликт с одним из течений внутри ислама, причем, это экстремистское течение враждует с христианством как целым, а не с народом Осетии.

Получается, что все Бесланские жертвы, оказались, хотя и невольно, жертвами за христианство и за Христа. Принципиальных и формализуемых различий с младенцами Вифлеемскими нет. Если же таковые все-таки есть в глазах Божиих, то Церковь имеет свои, церковные средства об этом узнать. Тут мы как раз и должны обратиться ко второму условию.

Когда культ какого-либо святого теоретически возможен и даже тогда, когда (предположим) точно известно о его святости в глазах Божиих, а не только человеческих, — культ может не получить распространения или угаснуть только потому, что исчезла подходящая для его развития среда. Так, например, произошло с памятями очень большого числа древних святых, которые почиталась в тех местах, откуда со временем христианство ушло или формально сохранилось, но утратило связь с православием или отказалось, как это сделали протестанты, от культа святых. Такую же судьбу, само собой, могут разделить культы, вызванные к жизни сиюминутными и земными обстоятельствами, но не оправданные в глазах Божиих.

С этой стороны судьба нового культа Бесланских мучеников абсолютно неизвестна и даже не может быть известна, коль скоро прошло так мало времени. Если случится так, что почитание Бесланских младенцев вызовет настоящее религиозное возрождение в Осетии (или где бы то ни было еще), то этому можно будет только радоваться. С церковной точки зрения, это будет убедительным свидетельством того, что жертва Бесланских младенцев — это та самая кровь мучеников, которая есть семя Церкви.

Если этого не произойдет, то мы так и останемся в неведении относительно правомерности их церковного почитания, но зато и сам вопрос будет не очень актуален.

Во всяком случае, сейчас не следует бояться новонаписанных икон. Писать иконы и даже строить храмы в честь святых до их общецерковного прославления — нормальная практика для Православной Церкви, хорошо известная по Византии.

А относительно младенцев Бесланских скажем словами мудрого Гамалиила из книги Деяний Апостольских (Деян. 5, 38—39): Если от людей это предприятие или дело, то оно разрушится, если же - от Бога, вы не сможете разрушить его, берегитесь, чтобы вам не оказаться и богоборцами.

Иеромонах Григорий,
для "Портала-Credo.ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования