Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

В поисках "традиционного" ислама. На встрече с членами Архиерейского Собора РПЦ МП Путин затронул одну из «извечных» тем российской религиозной политики


Встреча президента Путина с участниками Архиерейского Собора РПЦ МП уже подверглась всестороннему и кропотливому анализу. Совсем светские журналисты ограничились смакованием "пикантных" деталей типа обращения в православие китайцев в Забайкалье. Борцы с "патриархийной мафией" - на поток просьб о новых льготах и "вспомоществованиях", обрушившихся на голову президента. Мы же позволим себе остановится на проблеме религиозно-политической, которая раскрывает некоторые убеждения Путина в важной для нас сфере выстраивания "межконфессиональных отношений" в России.

Поводом для соответствующих высказываний президента стало очередное "прошение", озвученное епископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном. Всячески расшаркиваясь в адрес "братьев-мусульман", иерарх заметил, что им помогают единоверцы из Саудовской Аравии, и за счет этого "братья" строят мечети. Стало быть, православным на Кавказе должна помочь Москва, потому что в Саудовской Аравии, как известно, православных нет (несмотря на призывы "православной общественности" построить в Мекке русскую церковь!).

Ответ президента епископу был довольно резким, в нем совсем не прозвучало тех ноток любви к "братьям", которые звучали в вопросе: "Что касается того, как быстро возводятся мечети, то вы это знаете не хуже меня... К сожалению, представители традиционного ислама чувствуют себя ущемленными в связи с тем, что помощь, особенно из-за границы, идет на финансирование тех священнослужителей, которые отходят от традиционного ислама. Поэтому их не особо радует помощь из Саудовской Аравии, либо из Эмиратов, или других "заливных" государств...".

Когда Путин говорил эти слова, представители "заграничного, и нетрадиционного", ислама отрезали голову британскому инженеру Кеннету Бигли и продемонстрировали это на веб-сайте, в заголовке которого золотой арабской вязью значатся слова: "Тоухид ва джихад" ("Единство (единобожие) и борьба за веру"). И это несмотря на то, что как раз в это время самые авторитетные и тоже "зарубежные и нетрадиционные" мусульманские ученые-богословы выпустили фетву, в которой подобные действия определялись как запретные и греховные для мусульман.

Также можно вспомнить о создании новой российской мусульманской организации "Хак - Справедливость", целью которой провозглашена защита мусульман в нынешней непростой и часто опасной ситуации.

Словом, проблема "традиционности-нетрадиционности" ислама, с которым пытается выстраивать отношения российская власть, существует.

Острая, как нож того террориста, что режет головы и потом показывает это в интернете. И для ее решения требуется, помимо прочего, также и четкое определение тех понятий, которыми приходится оперировать.

Понятие "традиционности-нетрадиционности" в отношении религии крайне уязвимо, как в контексте историческом (в чем мы могли убедиться, создавая отечественное законодательство о свободе совести), так и географическом. Ряд религий, в том числе и ислам, потому-то и называются "мировыми", что на большей части планеты они представляют собой некое доктринальное и ритуальное целое.

Да, есть местная специфика, различия, но это моменты скорее культурологического, историко-этнографического, нежели религиозного характера. И как ислам в России можно противопоставлять исламу на Аравийском полуострове, оторвать от его колыбели - арабского мира, духовных и культурных связей с ним? В конце концов, что негативного в том факте, что донаторы из Саудовской Аравии или Эмиратов строят мечеть, или обучают исламу? Саудовская монархия, между прочим, - хранительница двух главных святынь ислама, и противопоставлять российских мусульман традиции ислама в этой стране - все равно, что противопоставлять, скажем, отечественных католиков юрисдикции Святого Престола. Правда, подобное в мире тоже практикуется. В тоталитарном коммунистическом Китае.

Посему, не лучше ли в этом деле - определении "традиционности-нетрадиционности" ислама - действовать по упомянутому в свое время нынешним российским президентом принципу отделения мух от котлет. Безусловно, помощь и сотрудничество с мусульманами из-за рубежа далеко не всегда и не во всем представляет угрозу национальной безопасности. Имеются, правда, попытки под личиной ислама распространять информацию и проводить деятельность подрывного и экстремистского характера. Но таковую надо определять посредством Уголовного кодекса, а не с помощью "глубокомысленного" различения "традиционного" и "нетрадиционного" ислама.

В родном, "традиционном", исламе, между прочим, существуют свои "мухи и котлеты". Мне представляются несколько идеализированными и часто натянутыми представления о некоем "православно-мусульманском симбиозе" в России и часто (хотя и далеко не всегда) эта взаимная терпимость носит вынужденный характер, это терпимость соседей по коммунальной квартире, не имеющих возможности обрести иную среду обитания. Националистические и даже русофобские тенденции существуют и в татаро-башкирском ареале распространения ислама, и на Северном Кавказе, причем они свои, доморощенные, а не импортированные из "заливного" зарубежья. Например, лидер чеченского национального движения генерал Джохар Дудаев в религиозном плане опирался отнюдь не на ортодоксию саудовского образца, а на национальную мусульманскую традицию, к тому же достаточно "мягкую". Однако это никак не смягчило остроты чечено-русского вопроса при Дудаеве.

Впрочем, есть критерий "традиционности" ислама, который в свое время озвучил один из отечественных мусульманских лидеров, часто подаваемый общественному мнению как персонифицированное воплощение "традиционного ислам". Оный лидер как-то заявил, что готов целовать туфлю Его Святейшества Патриарха.

Только вот тут уж религия точно не причем. Как "традиционная", так и не очень.

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования