Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Кто подставил русское «сектантство»? Почему деятельность российских протестантов вызывает раздражение архиереев РПЦ МП?


День ото дня Архиерейский Собор РПЦ МП все больше "гремит" в прессе, принимая "эпохальные" решения, имеющие некое принципиальное значение для будущего российского православия. Да и не только православия – недаром участники Собора в своем обращении к президенту РФ заявили о том, что их "деяния" будут иметь значение для "православных, инакомыслящих, неверующих".

В представлении широкой общественности одним из главных событий на Соборе стало полное одобрение окончательного объединения Русской Зарубежной Церкви с "Церковью на Родине", которую русские эмигранты еще недавно называли "советской". Обратило на себя внимание общественности и смягчение тональности в отношении "братьев-католиков". Немало добрых, теплых слов произнес Собор и о "братьях-мусульманах", а также о старообрядцах, отметив существенное изменение позиции крупнейшей древлеправославной Церкви после избрания ее нового Митрополита.

Лишь протестантские Церкви России подверглись однозначной обструкции. В своем выступлении Патриарх Алексий II назвал прозелитизм основной проблемой, препятствующей установлению "добрых отношений с протестантами". Дискутировать на тему прозелитизма, то есть обращения одними христианами других христиан в свою Церковь, довольно сложно по двум причинам. Во-первых, в российском обществе часто невозможно определить, кто, собственно, является православным, и в какой степени. Во-вторых, случаев проповеди протестантских миссионеров у православных храмов или внутри них не зафиксировано. В то же самое время православные активисты в разных городах России часто пытаются прервать богослужения евангельских христиан или же пятидесятников с тем, чтобы, наверное, совершить акт депрозелитизма (склонить верующих одной христианской веры к переходу в другую, но свою, родную, христианскую веру).

Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (Гундяев), рассказывая о внешней церковной деятельности, выделил, впрочем, наиболее дружественных православию протестантов и четко обозначил проблемы межрелигиозного диалога. Самыми успешными, по его словам, стали встречи и социальные проекты с немецкими, финскими и норвежскими лютеранами, хотя, как явствует из речи митрополита Кирилла, российские лютеране, среди которых много русских людей, в этом диалоге участия не принимали. Из российских протестантов в докладе митрополита Кирилла упомянуты только баптисты, вместе с которыми был проведен один, видимо, экспериментальный, семинар.

Про другие протестантские конфессии было заявлено, что они фактически находятся в состоянии "духовного кризиса".Они были обвинены в отходе от соблюдения библейских нравственных принципов. Особое недовольство у митрополита Кирилла вызвал "процесс отказа от признания гомосексуализма грехом" в западном протестантизме, что, как надеется иерарх, заставит многих увидеть в Православной Церкви "хранительницу истины". Эта надежда особенно подкрепляется тем обстоятельством, что в современной России "голубые скандалы", иногда еще кое-где в Православной Церкви возникающие, имеют все меньше шансов дойти до прессы и, соответственно, до широкой общественности.

Митрополит Кирилл жестко определяет, с кем православные могут сотрудничать в России: с теми, "которые присутствуют в России десятки, а иногда и сотни лет, с которыми мы имеем общий опыт страданий в период гонений на религию и Церковь в Советском Союзе и общий опыт сотрудничества в "доперестроечные" годы". Нетрудно догадаться, что общий вместе с патриархией опыт "сотрудничества", по большей части с советскими властями, имели только баптисты, - благословение на создание Союза баптистов в 1944 году через год после создания Московской патриархии дал все тот же И.В. Сталин. Все остальные протестанты, кроме баптистов, по мнению митрополита Кирилла, не только способны отрицать библейскую мораль, но и пропагандируют "ложный образ Православной Церкви", нарисованный как "лидерами протестантских общин, так и некоторыми журналистами".

На самом деле, протестанты привнесли в религиозную жизнь России совершенно новый тип духовности, новые представления о молитве и богослужении при активной поддержке со стороны своих единоверцев, в первую очередь, с Украины, а потом уже из Соединенных Штатов, Европы и Южной Кореи. Помимо этого, протестантизм объективно разрушает устои русской православно ориентированной культуры (как и какие – это уже другой вопрос).

Однако протестанты заняли значительное место в религиозной жизни России, если судить, хотя бы, по их численности. Православных приходов в стране около 13 тысяч, а официальных протестантских общин (лютеран, баптистов, евангельских христиан, пятидесятников, методистов, адвентистов и т.д.) – более 5 тысяч. Если учесть, что большинство прихожан православных храмов посещают их "по традиции", порой не имея четких религиозных представлений, но в протестантские храмы почти все попадают сознательно, в нашей стране – нередко после личного разочарования в православии.

Наиболее многочисленные протестантские Церкви – баптистов и пятидесятников – придерживаются строгой христианской морали и так же как митрополит Кирилл осуждают лютеран и англикан, с которыми патриархия все-таки поддерживает связи, за рукоположение открытых гомосексуалистов и венчание однополых пар.

Что касается "ложного образа православия", то его часто создают не журналисты и пресвитеры евангельских общин, а сами православные иерархи. Приведу конкретный пример. Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон долгое время открыто и в резкой форме призывал власти к репрессиям против "сектантов", в результате чего епископы баптистов и пятидесятников обратились в 1997 году к Патриарху, обвинив Симона в разжигании межрелигиозной розни. В 2003 году в изданном Мурманской епархией катехизисе католичество было названо "антихристианской неоязыческой сектой". При этом владыка Симон активно участвует в деятельности Совета по сотрудничеству христианских Церквей Баренц-региона, куда входят христианские Церкви Норвегии, Швеции и Финляндии, а также поддерживает связи с консервативными протестантскими объединениями США.

Дело отнюдь не в "еретичности" или "аморальности" той или иной протестантской конфессии. Дело в том, действует ли она на "канонической территории" РПЦ МП. С самыми еретическими, но территориально удаленными конфессиями общаться и сотрудничать можно. Но любое присутствие их на "канонической территории" будет восприниматься как вызов.

Роман Лункин, для "Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования