Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Стрельба мыльными пузырями. "Некоммерческая" коммерциализация истинного Православия


Новость, пришедшая из Греции, где Синод "хризостомовской" ветви Истинно-Православной Церкви Греции официально зарегистрирован властями, кажется скорее положительной. Понятно, вроде бы, что речь идет о регистрации альтернативно-православной общины в качестве нормальной полноправной организации. Однако на деле все гораздо сложнее.

В Греции, где де-юре существует государственная Церковь, перешедшая в 1924 г. на новый церковный стиль (в отличие от России, оставшейся при "старом" Юлианском церковном календаре), именно она инициировала государственные гонения против тех христиан (епископов, священников и мирян), которые не приняли введения в греческое православие начал экуменизма в виде "папского календаря". Греческая Православная Церковь, называется "тис Элладос", то есть Эллады, собственно Греции. Отделившись от Константинопольского Патриархата – своей Матери-Церкви, Церковь "во Елладе сущая" стала даже вести осторожную борьбу против Вселенского Престола, стремясь ограничить его юрисдикцию Фанаром да разными заокеанскими землями.

Но в вопросе о "схизматиках", как называются греческие старостильники на официальном уровне, Константинополь и Афины едины – nonlicetvosesse, "не должно вам быти", - говорят они. А государство раньше просто следовало нехитрой логике церковно-государственного союза, посылало полицию, арестовывало и ссылало иерархов и духовенство, пыталось разгромить афонский монастырь Эсфигмену…

Но времена меняются. Сильного греческого государства уже нет, Греция входит в Евросоюз и НАТО, религиозность нынче не в почете у политбомонда Эллады. Консерваторы даже шепотом с ностальгией поминают пресловутых "черных полковников" - с религией хоть порядок был. А нынче уж никто и в Бога толком не верит, ворчат они...

Тот факт, что "хризостомовский Синод" зарегистрирован как "Некоммерческая Ассоциация "Церковь ИПХ Греции", показывает один интересный процесс в греческом обществе. И правда (тут согласятся и сторонники и противники старостильников), кто выигрывает от этой регистрации? Только сами хризостомовцы. Именно они закрепляют за собой "брэнд" "истинно-православных христиан". Получается они обогнали на этой дорожке остальных старостильников, матфеевцев, киприанитов…

Но победа эта кажущаяся. Со временем само словосочетание "истинно-православный" перестанет иметь какое-то отношение к истине в противопоставление к "не-истине", лжи и превратится в затертую часть названия организации. Кто нынче вспоминает про то что Папа Александрийский "Судия вселенной"? Никто, так как этот титул ровным счетом ничего не значит. Так и хризостомовская иерархия получит определенную легитимацию из рук неолиберального греческого государства, станет исправной "легитимной" и уважаемой конфессией, иерархи ее станут чем-то вроде бизнесменов… Тут и не пахнет настоящей демократией – равенством перед абсолютным законом. Больше похожи отношения титульных и нетитульных конфессий в неолиберальных государствах на конкурентную модель в бизнесе. Там, как известно, равенства не бывает, один – побогаче, другой – победнее. У второго, соответственно, поменьше и возможностей. Но в некоторых пределах для всех остаются возможности для существования.

В конце концов, борьбы и конфронтаций хватает и без борцов в рясах. Все вопросы можно уладить полюбовно, а календарь пусть каждый оставит себе такой, какой ему больше нравится. Сей метод устранения исторически укорененных церковных споров через государственную легитимацию оказывается все более востребованным. Вот и Русская Зарубежная Церковь, некогда бывшая "раскольнической" и "неканоничной" принимает высокое покровительство государства и ударными темпами приходит к согласию, а там, глядишь, и к структурному единству с Церковью титульной – РПЦ МП. И Русская Старообрядческая Церковь белокриницкой иерархии также, получая заступничество и высокое покровительство государства и президента, следует по тому же пути.

Итак, вопрос существования различных "параллельных", "альтернативных" и прочих "не-титульных" Церквей в рамках нынешней неолиберальной парадигмы решается через посредство государства. Особенное значение приобретают разные способы манифестации государственного благоволения. Один из самых популярных таких способов выражения взаимного признания – обмен наградами. Этой цели, например, служит новое упорядочение церковных наград, проведенное Архиерейским Собором РПЦ МП. Теперь награды четко делятся на светские (знаки добрых отношений и признания между Церковью и разными властными и бизнес-лицами) и собственно церковные (нужные для отличения более заслуженных и богатых клириков от прочих).Такому примеру должны последовать и ИПХ, и РПЦЗ, и старообрядцы. Для более эффективной манифестации своих добрых и партнерских отношений с государством чиновных мужей и богатых спонсоров надо периодически награждать орденами и медалями.

В таких условиях вся грозная церковная риторика потихоньку приобретает характер ритуально-десемантизированный, своеобразную стрельбу мыльными пузырями. Стороны могут обмениваться внешними упреками, адресованными в прошлое. Но рамка умиротворения, унитаризации, подсказанная самой жизнью, делает эти упреки и претензии чем-то второстепенным, незначительным и ритуально необязательным. Как сказал поэт: "есть истинно духовные задачи, а мистика есть признак неудачи"…

Игнатий Алексеев
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования