Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Вспыхнет ли на Кавказе межправославная война?


Россия и Грузия оказались на грани войны. Будь мировой порядок чуть более простым и чуть менее "однополярным" -  эта грань была бы перейдена. О каком мире могла бы идти речь, если одна из сторон конфликта дозволяет расположиться на своей территории вооруженным бандам, терпит их организацию, вооружение, пытается использовать в своих политических целях, а когда они нападают на соседа -  беспомощно разводит руками:  "Мол, ничего не можем поделать...".

Государство, которое может, но не хочет ничего поделать в подобной ситуации, называется агрессором и должно отвечать по всей строгости наравне с бандитами, государство, которое хочет, но не может ничего поделать, вообще не может называться государством, не существует как реальный носитель суверенитета, а потому с ним никто считаться не будет и не обязан. Если подобные призрачные государства, реальным суверенитетом не обладающие, и существуют, то виной тому современная система международных отношений, в которой для поддержания "региональных конфликтов малой интенсивности" важно существование некоторого количества фиктивных или полуфиктивных политических единиц. Поэтому совсем не факт, что для России, сколь бы серьезной не была решительность военно-политического руководства покончить с пребыванием банд Гелаева в Панкисском ущелье любыми средствами, действительно открыт силовой путь к решению проблемы. Не случайно уже появились утверждения, что Россия может оказаться в ситуации, аналогичной Крымской войне -  сперва разделавшись с "больным человеком", затем оказаться перед лицом коалиции людей здоровых, хорошо вооруженных и весьма решительных.

Но, в любом случае, существование шеварднадзевской Грузии в её нынешнем виде создает для кавказской политики России (и "северной" и "закавказской") столько трудноразрешимых проблем, что придется всерьез уступить либо России (вплоть до утраты Северного Кавказа), либо Грузии (вплоть до её вассализации). В любом случае, призрак большой войны, уже несколько лет бродящий по Кавказу, вновь приблизился. Как могло случиться, что оказались разделены два православных народа, причем до той степени, что в России, кажется, мало кто и помнит, что в Грузии живут православные. Почему во многом православная Грузия проводит столь глубоко враждебную политику по отношению к православной (пусть и в "условном наклонении") России? Неужели же религиозно-цивилизационное родство до такой степени ничего не значит для православных?

Острейшие конфликты между православными странами были нередкими и в пору куда более религиозную, чем нынешняя, причем как раз православные, оказывавшиеся геополитическими соседями, враждовали наиболее остро. Здесь достаточно вспомнить постоянную вражду Византии с той же Грузией, Сербией и особенно Болгарией, ведшей с греками перманентную войну на взаимное уничтожение. Чего стоят зверства императора Василия Болгаробойцы в конце Х века,  - ослепившего и лишившего правой руки 10 000 болгарских пленных , попавших к нему в руки. Все эти конфликты возникали на одной и той же почве - большая Империя препятствовала развитию малых, великое православное царство с крайней ревностью относилось к конкурентам, пытавшимся претендовать на её роль. Подобный сценарий разыгрался и в начале 1990-х - российская политика была направлена на подрыв целостности Грузии, на распад образовавшейся в советское время грузинской "малой империи".  Политика Грузии становилась все более националистической и все более агрессивно антироссийской, вплоть до мелкой мстительности.

Причем Православие здесь играло не примиряющую два народа роль, а скорее напротив - консолидирующую грузинский национализм.

Современное грузинское православие в его основном течении замешано на крайнем национализме. Еще в начале ХХ века, вполне обоснованно добиваясь от Русской Церкви восстановления древней грузинской автокефалии и власти католикоса, грузинские епископы обосновывали эти требования аргументацией, в которой оппоненты с полным основанием находили "состав преступления" ереси филетизма (то есть перенесения национального разделения на церковную жизнь). Постепенно этот филетизм восторжествовал, и сегодня "грузинское Православие" воспринимается не как важная часть священной традиции Вселенской Православной Церкви, а как этнокультурная особенность и основание национальной идентичности, как национальный культ. Крайняя агрессивность некоторых православных в Грузии по отношению к католикам и протестантам основана как раз на национально-культурных, а не церковных мотивах. Ориентация на "Православие-как-этническую-особенность", а не на Православие как истинную веру ничуть не препятствует "смотреть на Запад" и в политических, и в в церковно-экуменических делах (хотя сопротивление экуменизму в Грузии довольно сильно).

В России восприятие Православия как не более чем этнокультурной традиции тоже становится все более популярным, а это значит все большее отдаление от той же православной Грузии и других православных стран, все больший отход от древнего идеала "Византийского содружества народов", поддерживающих между собой тесные связи и чувствующих свое единство. Если что и удерживает наши народы от вражды друг с другом, постепенно сменяющей пылкую симпатию 1970-х, - так это остатки советской мифологемы "дружбы народов", так ярко проявившейся в возникшей на наших глазах медиа-легенде про "благородного чабана". Если дело дойдет однажды до действительного военного противостояния, то может кто с горестью и скажет, что брат убивает брата, но вот что православный убивает православного - никто и не вспомнит.

Егор Холмогоров, Портал-Credo.Ru 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования