Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Похищение Европы. Почему упоминание о христианстве никак не удается «вписать» в Конституцию Объединенной Европы?


Европейские христиане самых разных конфессий продолжают попытки добиться от архитекторов Объединенной Европы признания "христианских корней"… Вот только чего? Если попытаться заменить слово "Европа" в данном контексте адекватным синонимом, оказывается, что дело это нелегкое.

"Части Света"? Но вряд ли у географического понятия могут быть религиозные корни, на что и указывает, например, мусульманская Турция, добивающаяся принятия в Евросоюз на том основании, что в Европе находится кусочек её территории.

"Культурно-исторического единства"? Но и здесь все сложно. О "единой Европе" в прошлом можно говорить только как о католической Европе средневековья, как об универсуме, в котором важную роль играла политика папства. Пока было сильно папство, пока на пространстве от Гибралтара до Риги месса совершалась на латыни, – можно было говорить о единой Европе. Но православные "схизматики" очевидным образом оказывались "вне" этого религиозного и культурно-исторического единства; Православие тем самым было "вне Европы", что в корне противоречит идеологии нынешнего Евросоюза. С началом Реформации это пространство единой Западной Европы, в свою очередь, поделилось на два противостоящих друг друга "племени" - протестантское и католическое. И восход идеи "европеизма" начинается как раз с закатом религиозных противоречий в Европе, с развитием секуляризационных процессов – противопоставивших "культурных" европейцев, вне зависимости от религии, всему остальному миру.

Как могущественное культурно-историческое сообщество, однозначно отделенное от остального человечества, Европа основана именно на принципах секуляризма и идее культурного (а не религиозного превосходства) и потому о единых "христианских корнях" нынешней европейской идеи можно говорить примерно с тем же успехом, с каким можно говорить о её "индоевропейских" или римских языческих корнях, подверстывая к индоевропейцам венгров и финнов. Можно, конечно, видеть проблески европейской идеи, например, в "Священной Римской Империи" времен Карла Великого, Оттонов и Гогенштауфенов, но и это понимание окажется слишком узким для сегодняшнего европеизма.

Возможен, впрочем, и другой заход – не от общеевропейской идеи, а от национальной, от того факта, что исторически все нации, которые входят в сегодняшнюю Объединенную Европу и почти все стремящиеся в нее войти, имеют христианские корни, христианскую культуру, условно-христианское большинство населения. И сама Объединенная Европа – будучи по конструкции Европой объединившихся наций и государств, является своего рода "христианским клубом". При таком взгляде христианство становится одним из признаков причастности к европейской культуре. Но в этом случае уж очень трудно будет сохранить ориентацию единой Европы на светский эгалитарный идеал, в котором европейцу французского происхождения не отдается никакого предпочтения перед европейцем происхождения алжирского. "Единая Европа", взятая как сумма европейских отечеств, должна была бы иметь куда более жесткую конструкцию, чем нынешняя.

Поэтому если говорить о реально конструирующих Объединенную Европу "еврочиновниках", то им религиозные претензии христиан добавляют только головной боли. В деле европейской унии "религия" оказывается пятым колесом в телеге - вроде бы и выбросить жалко, но и к делу не приставишь. Поэтому, скорее всего, институционализировать христианство как религию единой Европы не удастся. Для того, чтобы добиться вожделенного результата, христианам Европы придется действовать не сверху, а снизу, "завоевывая массы", с тем, чтобы христианство из "религии Европы" вновь стало, в той или иной форме, "религией европейцев".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования