Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

А был ли учебник? Может ли быть удачной попытка превратить хотя бы «основы православия» в явление «исключительно культурное»?


Со времен "Учебника истории СССР", накликавшего "замечания товарищей Сталина, Кирова и Жданова", ни один учебник не вызывал в нашем отечестве столько страстей, как "Основы православной культуры" (ОПК), написанные госпожой Бородиной. Прошло уже больше года с момента его первого выхода в свет, а споры между сторонниками и противниками бородинской версии православной культуры не утихают. На днях появилось обращение в минобраз большой группы известных правозащитников, обличающих то ли "пресловутый", то ли "печально известный", то ли "многострадальный" учебник.

На сей раз, протестное обращение сопровождается большой подборкой высказываний "экспертов и общественности", бьющих в одну точку – в учебнике Бородиной содержатся высказывания антисемитского характера, обличающие еврейский народ. Но данная дискуссия интересна тем, что большинство ее участников – как с той, так и с другой стороны – самого учебника не читали, а борются или отстаивают они определенные идеологические архетипы, ассоциирующиеся с понятием "Основы православной (национально-русской) культуры в светской школе". А ведь при чтении учебника Бородина, который, конечно, грешит и неофитской безапелляционностью, и слишком поверхностным ("культурологическим"?) представлением о православии, и филетистской ориентацией на "национальные духовные ценности", бросается в глаза "невнимание" автора к национальной проблематике Нового Завета. Между тем, из обращения в обращение, из жалобы в жалобы кочует, например, обвинение в том, что учебник Бородиной учит, что "иудеи распяли Христа". Буквально такого утверждения в книге Бородиной нет. Вместо того, чтобы цитировать Евангелие, Бородина дает довольно простодушный и наивный его пересказ. В частности, сцена с требованием толпы - "Распни, распни Его" - воспроизводится в учебнике с купюрами. Достаточно сказать, что в тексте Бородиной опущена фраза "Кровь Его на нас и на детях наших", а попутно вводится "нетипичное" разделение "иудеев" и "евреев": "иудеи подговорили народ" (который из кого же состоял?), чтобы они кричали "Распни!". Очевидно, автор понимает под "иудеями" лишь "книжников и фарисеев" -- духовную элиту тогдашнего иудейского общества. В качестве объяснения поведения евреев, вместо духовных мотивов, Бородина выдает странную и беспомощную формулировку: "Народ думал о земном... и корысть и эгоизм любую идею превращают во зло".

Сравнив текст "Основ православной культуры" с подобными же основами в изложении св. Иоанна Златоуста или преп. Иоанна Дамаскина, обнаруживаешь, что они не совпадают. Именно святоотеческие творения в контексте современного "политкорректного" языка могут вызвать у светского читателя гораздо более сильный протест, чем несколько "неловкий" учебник Бородиной…

Проблема не столько в том, что учебник Бородиной преподает какие-то "неправильные" "Основы православной культуры", сколько в том, нужны ли вообще кому эти "Основы" в секулярном обществе, в светской школе. Даже в самом мягком и либеральном учебнике противниками конфессионального образования был бы усмотрен криминал. Тем более такой либеральный учебник мог бы вызвать протесты со стороны православных, которые еще в больше степени "не узнали" бы в нем своей веры, нежели в учебнике Бородиной. С другой стороны, в любом, самом старательном учебнике для светской школы, основы Православия все равно были бы подвергнуты невнятному переложению на "культурологический" лад, а святоотеческая вера была бы превращена в функцию от национальной культуры (причем понятой очень попсово национальной культуры). Нуждается ли "православная культура" сама по себе в таких выхолащивающих ее интерпретациях? Вроде бы "протаскивается" Православие в нерелигиозную школу, но при перелезании через забор теряет свои весьма важные фрагменты, которые никак уж не совместишь со "светскостью" -- все-таки православие это религия, а не "национально-культурная автономия".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования