Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Стабилизация крепчает. На семинаре в Госдуме признали, что религиозная ситуация в стране вполне благополучна. Но как сделать ее еще лучше?


Из 52 субъектов России съехались в середине прошлой недели в Госдуму чиновники, которые в былые времена назвались бы "уполномоченными Совета по делам религий". Хоть Совета такого сейчас и нет (на что, кстати, сетуют многие религиозные деятели и некоторые политики), но чиновники, взаимодействующие с религиозными организациями, по-прежнему нуждаются в руководящих указаниях из Москвы, стремятся постичь "генеральную линию" власти на "религиозном фронте". Удовлетворить эти стремления и потребности был призван семинар-совещание, который и провел на довольно высоком уровне думский Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций.

В целом, на мероприятии царила благостная атмосфера, определяемая ключевым для современной социально-политической ситуации в России понятием – "стабилизация". Суть большинства выступлений сводилась к тому, что всякие там мрачные прогнозы пессимистов о религиозных конфликтах народов России, о массовых нарушениях прав верующих после принятия нового закона о свободе совести и т.д. не оправдались. В общем-то, все всем довольны. РПЦ МП еще тверже заняла подобающее ей положение "господствующей конфессии", играющей таинственную "государствообразуюшую роль". Мусульмане, хоть и вызывают по местам недоверие, но в лице своих официальных лидеров демонстрируют максимальную степень лояльности и преданности державному двуглавому орлу. Остальные, которых и дифференцировать не стоит по причине их политической малозначительности, либо доказали свою "традиционность", либо смирились (или были усмирены) и мирно доживают свой век где-то на обочинах социальной жизни.

Странно, однако, что столь благостная атмосфера не действует усыпляюще на некоторых субъектов церковно-государственных отношений. Причем касается это не тех "маргиналов", кто после 1997 года "смирился до зела" и старается лишний раз не напоминать о себе, чтобы не раздражать власть церковную и светскую. Со все новыми инициативами, направленными на "углубление церковно-государственного партнерства" и "укрепление стабилизации", выступает та самая РПЦ МП (и ее светские лоббисты), которая испытывает меньше всего проблем при нынешнем правовом режиме. А ведь давно известно: "Лучшее – враг хорошего"…

Казалось бы, с правовыми гарантиями "особого положения" РПЦ МП в современной России существует даже некоторый "перебор", в результате которого страна время от времени не в самом лучшем соседстве фигурирует в докладах разных международных правозащитных организаций и даже Госдепартамента США. Действующий закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" как только ни намекает на то, что он написан "под РПЦ МП". Тут вам и 15-летний стаж, и общероссийский статус при наличии структурных подразделений в более чем половине субъектов федерации, и право на использование бренда "Россия/русский" и производных от него, и "особое уважение" к православию, которое законодатели нарочито отделили в тексте закона от христианства. Сколько лишних слов пришлось употребить законодателям, сколько спорных юридических формулировок придумать, чтобы только не написать прямым текстом: "Государство признает особое положение РПЦ МП, наделяет ее особыми правами и предоставляет ей особые льготы". Видать, пока такая именно статья не будет вписана золотыми буквами в российскую Конституцию, будет продолжаться борьба за "укрепление стабилизации".

На упомянутом семинаре-совещании с основными предложениями по "укреплению стабилизации" (положения РПЦ МП) выступили главный юрист патриархии Виктор Калинин и его тезка – коммунист Виктор Зоркальцев, курирующий религиозное законотворчество в Госдуме (конечно, коммунисту это делать проще и сподручнее, чем его политическим оппонентам). Основное предложение последнего, на первый взгляд, поражает своей бюрократической нелепостью – надо создать целый Кодекс законов РФ о религии (в составе 150 законов!), мало одного закона о свободе совести. Единственное сколько-нибудь разумное объяснение, какое можно найти этой инициативе, - надо загрузить какой-то работой аппарат Комитета. Но за эту инициативу можно не беспокоиться – она обречена на забвение. Беспокойство вызывают другие идеи коммунистического специалиста по религии. Эти идеи направлены на то, чтобы вывести религиозные организации – точнее, те из них, что торгуют Библией и Кораном, - из сферы экономического и финансового контроля, то есть превратить их в весьма привлекательные для коммерсантов "черные дыры", в которых есть деньги, но якобы нет коммерции, нет извлечения прибыли. Виктор Зоркальцев призвал государство лицемерно признать, что с продажи Библии и Корана, как бы дорого они ни стоили, невозможно извлечь прибыль, потому что эти книги бесценны. А как можно вычислить налог за то, что бесценно? Буквально сия казуистика звучит так: "Согласитесь, что у Корана, Библии или Торы не может быть добавленной стоимости. Эти книги ценны другим. Не может быть и налога на прибыль при реализации этих книг - распространение такой литературы не преследует цель обогащения – значит, и прибыли нет". Еще Виктор Зоркальцев предложил не следить за пожертвованиями религиозным организациям – дескать, пусть лучше коммерсанты отдают все свои деньги Церкви, ведь в этом случае они будут оставаться в стране, а не утекать в оффшоры. Если Виктор Зоркальцев не страдает запущенной формой политэкономической наивности, то он, очевидно, ведет дело к превращению религиозных организаций (напомним еще раз – тех из них, что торгуют бесценными Библией и Кораном) в крупнейших финансовых операторов, "на законных основаниях" осуществляющих теневую экономическую деятельность. А кому может быть выгодно такое превращение?

Предложения главного юриста Московской патриархии, также взятые на карандаш "уполномоченными" из 52 регионов России, носили, в основном, "апофатический" характер. То есть Виктор Калинин больше говорил не о том, что нужно дать Церкви для "укрепления стабилизации", а что нужно забрать у не-Церкви, чтобы не путалась под ногами и не отвлекала народ от единственно спасительного и верного пути. Калинин призвал вспомнить наконец и как следует встряхнуть самые бесправные религиозные меньшинства, названные в действующем законе "религиозными группами". Это те бедолаги, которые, не имея 15-летнего стажа существования в России и не входя в крупные централизованные организации (которые, кстати, без такого стажа не создашь), вынуждены исповедовать свою веру без создания юридического лица, без права приобретения имущества, профессионального обучения своих последователей и т.д. и т.п. В общем, это те верующие, которые могут лишь частным образом собираться по домам и молиться. Их опасность, считает юрист, в полной бесконтрольности со стороны органов власти и господствующей конфессии. Фактически РПЦ МП, устами своего юриста, призывает запретить в России всякую религиозную активность, не дозволенную государством. Кесарь становится высшим источником права каждого конкретного гражданина жить по своей вере. Вот уж воистину, не имамы царя, токмо кесаря.

Самое уязвимое место всех этих конструкций в том, что они эффективно защищают интересы РПЦ МП лишь в условиях нынешней политической системы, более того – лишь при условии определенных религиозных симпатий президента и его окружения. Чрезмерное срастание церковного руководства с властью, с кесарем, опасно тем, что чем лучше будет житься при "хорошем" кесаре, тем горше придется при "плохом". А история всегда циклична. Так не лучше ли все-таки "равноудаленность"? Ведь опыт ХХ века еще так свеж…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования