Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Русский ислам» в период предвыборной мобилизации конфессий


Время неумолимо приближает нас к новым выборам. И вместе с кандидатами на место в Госдуме мыслию о конфессиональном аспекте работы с электоратом стали задаваться доверенные журналисты, профессиональные пиарщики и политтехнологи. То, что надо разыграть "православную карту", – это ясно и без раздумий. Православные будут вместе с властью, то есть вместе с политическим центром. Как привлечь религиозных маргиналов – вопрос более сложный. По всей вероятности, русские католики, русские протестанты и "сектанты" будут ориентироваться на демократические и либеральные блоки и партии, а православные "альтернативщики" и монархисты – на партии правого спектра с великодержавной ориентированностью. Старообрядцев пытается "расшевелить" партия "Евразия" А.Г. Дугина, выпустившая недавно спецвыпуск газеты "Евразийское обозрение", провозгласив на его первой странице: "Мы – партия … филипповцев, спасовцев, рябиновцев, дырников…". Последователи восточных религий так же как и другие "нетрадиционщики", скорее всего, пойдут выбирать самых либеральных и религиозно нейтральных кандидатов.

Самое непредсказуемое электоральное поле образует российский ислам. Известно, что тот же А.Г. Дугин позиционирует свою Евразийскую партию еще и как партию всех мусульман. Этому, видимо, отчасти способствует определенная близость Дугина к одному из самых известных идеологов российского ислама Г. Джемалю. В последнее время глава Концептуальной партии "Единение" генерал К. Петров ездит по регионам и цитирует Коран в своих выступлениях, надеясь привлечь голоса конфессионально ориентированных избирателей.

Действительно, у мусульман почти нет серьезного представительства во властных структурах, а при определенной пассивности федеральной власти ситуация может обернуться для российских последователей Мухаммеда не самым отрадным образом. Слишком абстрактно и безвольно декларируется в верхах принцип отделения Церкви от государства и "внеконфессиональности" российской политики, чтобы мусульманин не чувствовал своей иноприродности российской политии. Единственным спасением и своеобразной "экологической нишей" для него становится национальность: для татарина – татарская, для дагестанца – аварская, даргинская, кумыкская или иная, для чеченца –вайнахская… Таким образом, получается, что тот принцип разделения верующих по национальным и языковым признакам с целью создания национально-конфессиональных замкнутых сред, с которым давно борется христианство (осудив его даже под названием "ереси филетизма"), не чужд и современной российской мусульманской умме.

Интересно отметить, что и христианству, и исламу национализм исконно чужд: и та, и другая религии исконно универсалистичны. Лакмусовой бумажкой для диагностики "филетического перерождения" становится вопрос "прозелитизма". Если национальное объединение принимает "конвертов" (то есть новообращенных) из других народов – значит "перерождение" еще не произошло окончательно. Парадоксально, но факт – современные принципы "мирного сосуществования религий" в рамках латентно-конфессионального государства подразумевают именно филетическую логику – если ты татарин, то тебе можно быть мусульманином, а вот если вепс или, не дай Бог, русский – ни-ни! То есть в этом случае человек, выбравший "чужую веру" (с этнографической точки зрения чужую), практически выпадает из социального поля. Но возникает вопрос – а нельзя ли использовать в мирных (читай – выборных) целях отрицательную энергию этого "выпадения"? За кого проголосуют мусульмане (а в перспективе и другие маргиналы)?

На этой почве возникли различные версии о существовании политического проекта под условным названием "Русский ислам". Вполне естественно, что Иман Порохова и Али Полосин критикуют означенный полумифический проект за недостаточную универсалистичность и за "филетизм". Русские мусульмане -- авторы недавно опубликованного обращения против проекта "Русский ислам" (РИ) -- превентивно заявляют, что "у части православной общественности возникает (правда, необоснованное) подозрение" в прозелитизме. Но логика тут другая: и идеологи РИ, и авторы контр-заявления рассматривают прозелитизм (понимаемый как теоретическая возможность перехода людей в ислам из христианства) как естественное и нормальное явление, только в документах РИ логика национальная (ведь его составляли в основном люди, знакомые с "православно-филетистским" подходом), а в заявлении Полосина-Пороховой логика универсальная (то есть более аутентичная).

Али Полосин справедливо вспоминает, что Абдул-Вахед Ниязов также предпринимает попытку создать реальную партию, но, замечает Полосин, "это имеет у него успех благодаря только существенному выходу за конфессиональные рамки, когда у него в партии не только Бородин, но даже и Кобзон. Только после этого появилась солидность, стали принимать на высоком уровне".

Вот и цель заветная показалась – чтобы на "высоком уровне принимали". В конце концов, и "филелтическое", и универсалистское понимание исламской веры и идеологии в нынешней России обуславливаются такими целями и таким типом социального поведения, который характерен для "респектабельных" представителей всех религий и вер: стать "официальной" (до определенной степени) конфессией и войти во власть. Ведь для этого и нужно-то немного: поверить, что это возможно.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования