Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Церковная наука в светском платье. Несколько слов об итогах конференции "История и агиография неразделенной Церкви"


Открывшаяся в Российской академии наук 16 июня международная конференция "История и агиография неразделенной Церкви" прошла на диво тихо и почти незаметно, как и должно проходить научным мероприятиям. Как это обычно бывает, стало ясно, что научные исследования и широковещательный журнализм с церковно-политической подкладкой имеют мало что общего. Правда, ряд церковных СМИ всячески подчеркивал "церковно-научный" характер конференции, ссылаясь на официальное соглашение между РАН и РПЦ МП, обязывающее отечественных ученых-гуманитариев интеллектуально поддерживать Церковь, утратившую значительную часть собственных интеллектуальных ресурсов вследствие известных событий.

Броское "экуменичное" название, бравирующее догматически-сомнительным термином "неразделенная Церковь" (как будто Церковь когда-то стала "разделенной"), должно было, видимо, привлечь иностранных участников, чего, в общем, как раз и не произошло. "Международность" в результате выразилась в статистически незначительном количестве представителей светских научных и учебных заведений из европейских стран. Бремя организационных забот легло на Институт всеобщей истории РАН (обязанный к этому заключенным соглашением с РПЦ МП) и на ЦНЦ "Православная энциклопедия", а все финансовые расходы в духе времени взяло на себя министерство культуры РФ.

Церковная составляющая состояла в пиар-кампании патрона "Православной энциклопедии" архиепископа Истринского Арсения (Епифанова). Архиепископ Арсений в последнее время часто выражал свои неожиданно возросшие симпатии к церковной дипломатии, так что на пленарной сессии он смотрелся почти как представитель ОВЦС. На самой конференции церковность присутствовала в основном в виде диссонирующих с общим научным и интеллектуальным уровнем странных тем докладов, вроде "Апостольская традиция" (П. Греч), "Типы экклезиологии" (Прот. Валентин Асмус) или "Теории Церковной истории" (Г. Бесье). Этими абстрактыми и крайне неопределенными темами и исчерпала себя "церковная составляющая".

Научная же часть, собственно, показала, что в российских вузах, Институтах академии наук и в западных университетах, как и положено, изучают агиографические памятники и средневековые исторические источники. Единственное приятное исключение явили собой молодые сотрудники и редактора ЦНЦ "Православная энциклопедия", действительно показавшие хороший уровень подготовки.

Что же остается в итоге? Появилась ли в церковных учебных заведениях та "высокая православная наука", которая составила бы конкуренцию светским ученым? Пожалуй, что нет, а если и появилась, то скрылась в глубокой и спокойной воде внутриконфессиональных мероприятий. На контакт со своими светским собратьями эти отдельные ученые иноки и батюшки не очень хотят идти: кому-то боязно, а кому-то и противно… Получается, что церковные учебные заведения как и прежде не готовят "быстрых разумом Невтонов" церковной истории или агиологии, а довольствуются подготовкой клириков для открывающихся храмов и образованных матушек для моральной поддержки означенных клириков.

Известно, что для подъема церковной науки внутри церковных же стен нужно приложить много усилий и вложить немало средств. Но самое главное – цели не должны быть абстрактно-благостными: "возродить былой расцвет", "способствовать подъему уровня"… Это, во-первых, неимоверно скучно и неталантливо сформулировано, и для молодых людей совсем не привлекательно (а именно от них зависит судьба этого чаемого "возрождения церковной науки"), а во-вторых, в этом нет высокой идеи, нет борьбы, словом, нет того, что подвигает молодого человека заниматься такой унылой и однообразной вещью как научные исследования.

Кроме всего прочего, современная научная конъюнктура выдвигает такие требования к исследователям и их трудам, что всерьез можно говорить о "служении науке". На такое жертвенное служение и готовы предствители тех самых светских вузов и НИИ, которых принято считать в клерикальной среде "невоцерковленными". Что же касается перспектив развития агиографической и церковно-археографической тематики в светской ученой среде, то они весьма хороши и даже больше. Светские ученые организуют конференции, издают журналы, создают научные центры, разрабатывающие эту тематику. Все-таки науке проще водиться в тех водоемах, которые специально спроектировали для ее разведения.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования