Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Так гибнут империи… Какие уроки могут извлечь ревнители Империи из истории падения Константинополя, завершившейся 550 лет назад?


29 мая 1453 года. Дата в мировой истории весьма многозначительная…Некогда великая и славная "Империя ромеев", в официальных документах того времени именовавшаяся даже "Тысячелетним царством Христа", прекратила свое более чем тысячелетнее (324-1453) существование. В истории Империи были и славные победы (Африканская кампания Велисария), и позорные поражения ("предпоследнее" падение Константинополя в 1204 г. и последовавшее затем страшное разорение крестоносцами и венецианцами), претензии на "мировую" гегемонию при Юстиниане Великом и самое жалкое положение при Палеологах…

Но падение "царского града" изумило всех, кроме, пожалуй, турок, считавших Мехмеда Завоевателя и его наследников естественными и вполне законными преемниками византийских императоров. Падение Константинополя произвело необычайно сильное впечатление на всю христианскую экумену. От Вятки до Лиссабона, от Исландии и русского Поморья до Эфиопии и Нубии (тогда еще христианской) все сознательные, думающие христиане находились под чрезвычайным впечатлением от этого события. Это понятно: Константинополь и в самом деле был и оставался "Вторым Римом", "вечным городом", "Царь-градом".

Сам великий Константин назвал отвоеванный им у Лициния в 324 г. и сделанный "царским городом" в 330 г. Византий не Константинополем, а Новым (Неа Роми) или Вторым (Девтера) Римом. И он действительно очень скоро (а после вандальского погрома окончательно) становится вторым, но уже обновленным христианским Римом, не только имперской столицей (при Константине Великом таковой на Востоке все еще оставалась Никомидия, при Ласкарях – Никея), но своего рода символом христианской цивилизации…

В чем же причина падения нового "вечного города", как она видится с высоты 550-летнего исторического опыта "поствизантийского" христианства? Начнем с того, что для романизированных народов Запада и семитоязычных народов на Востоке Византии, для аланов Кавказа, коптов Египта, диких исавров, албанских горцев и утонченных греков Александрии и Антиохии, длиннобородых лангобардов и холеных "галло-римлян", даже для почти всегда враждебных персов император и его окружение воспринимались как "ромеи", наднациональные, сверхнациональные властители. Хотя императором мог быть и армянин, и романизированный славянин, и человек в принципе любого национального происхождения, но он был для всех не армянином или греком, а именно ромеем. Однако с конца VI века имперский "ромейский" язык постепенно, но достаточно быстро, заменяется в делопроизводстве и при императорском дворе на греческий. "Варвары" (франки, вестготы и др.), признававшие высший суверенитет "ромейских" императоров, перестают чеканить монеты с именами и профилями "греческих царей". Очевидно, по их понятиям, только "ромей", а не эллин или "варвар", мог быть царем Вселенского христианского царства. На Востоке имперское единство нещадно раздиралось глубокими догматическими спорами, причем лучшие императоры (Юстиниан I, Анастасий), пытались учитывать интересы "диссидентов".

При Ираклии случилось так, что Империя перестала быть ромейской и начала принимать все более эллинский характер, а император пошел не по пути Юстиниана, а по пути унии с монофизитскими окраинами Империи. Все это привело только к озлоблению "диссидентов" и окончательно дезориентировало "своих". Огромные восточные территории, целые страны и народы, навсегда были отчуждены от православной державы и сделались легкой добычей сарацинов.

Но потери не ограничились Востоком: в IX-XI вв. некоторое культурное и лишь отчасти церковное расхождение западного и восточного христианства выросло в настоящее противостояние, закончившееся анафемами, которые произнесли на Православную Церковь латинские легаты во главе с кардиналом Гумбертом. На протяжении XI-XV вв. противостояние углублялось и обострялось. Церковная распря прорывалась в огромном количестве полемической литературы с обеих сторон, культурное отчуждение росло, а Западная Церковь стала настаивать на своих догматических взглядах и особенностях, смущавших Восток. Чудовищным апофеозом этого процесса стал захват Царьграда рыцарями Четвертого Крестового похода, резня жителей и осквернение святынь.

Постепенно утрачивая вселенский характер, бывшая Империя ромеев становилась довольно маргинальным средиземноморским государственным образованием, не могущим претендовать более на реальный статус мировой державы. Турецкое завоевание, как это ни парадоксально, вернуло византийские земли и сам Константинополь-Стамбул в имперскую орбиту, пусть и в новом качестве. В начальный период Османской империи православная Церковь оказалась в некотором смысле даже в лучшем положении, чем при Палеологах. Угроза "латинизации" или унии отодвинулась на задний план. Неслучайно первый неуниатский Вселенский Патриарх при турках, Геннадий Схоларий, считал турецкое иго более предпочтительным, чем латинское.

Последний отсвет византийского величия – ее интеллектуальная элита - при падении Города оказалась рассеянной. Византийские гуманисты, бежав в Италию, способствовали расцвету на Западе культуры Возрождения, а интеллектуалы-ортодоксы, оказавшиеся на Руси, кто лично, а кто и на страницах рукописей, решительно повлияли на русскую культуру и церковность. Древняя Русь стала Новой Византией, ее культура была образом культуры византийской, а Московская Русь стала политической и церковной наследницей ромейской державы. Впрочем, судьба византийского наследства сложилась и на Руси достаточно трагически. Сложные и неоднозначные процессы, политические потрясения Смутного времени, а затем церковные, государственные, политические и культурные преобразования XVII- начала XVIII столетий поставили точку в конце византийской главы русской и мировой истории. На месте окончательно павшего византизма (термин К.Н. Леонтьева) воздвиглась новая абсолютистская монархия западного типа…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования