Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Административный ресурс. Прибытие святых мощей апостола Андрея в Москву поставило перед благочестивым паломником вопрос: совместима ли христианская любовь с административным формализмом?


В московский Храм Христа Спасителя из Минска 9 июня доставлены мощи святого апостола Андрея Первозванного, постоянно пребывающие на Святой Горе Афон (Греция). Излишне говорить, насколько важным для православных России является это событие. Оно - и свидетельство духовной связи с древней цитаделью Православия, и напоминание об апостольских временах, и приобщение к преемству, которое Русь получила от первых христиан, когда, по преданию, Первозванный апостол путешествовал по пути "из варяг в греки". Поэтому неудивительно, что российские верующие, причем не только православные, во множестве стремятся припасть к стопе апостола Андрея и поклониться древней святыне.

Вызывает, однако, удивление то, что в таком святом деле высшее церковное начальство проявляет ранее не виданный формализм, возводя в ранг церковного правила принцип "обязаловки". Об этом красноречиво говорит циркуляр викария Московской епархии архиепископа Арсения (Епифанова), в котором приказывается всему духовенству Москвы и монашествующим в обязательном порядке принять участие во встрече святыни и в крестном ходе по случаю этого события.

Можно предположить, что церковная власть, в данном случае архиепископ Арсений, ревнует о том, чтобы показать "внешним", с помощью количества и массовости, насколько велика сила Православия в России. Но неужели, даже если согласиться с таким желанием, нельзя было воззвать уж, по крайней мере, к христианской совести вместо того, чтобы применять диктат?

Вызывает удивление и другой момент – обратная сторона медали этого диктата. Приходские храмы, которым выпадает чреда служить молебен и читать акафист у мощей апостола, не получили даже достаточного количества пропусков в "режимный" храм не только на всех прихожан, но даже на певцов и церковнослужителей, которые должны, по идее, участвовать в молебном стоянии у мощей. Обделенным пропусками предлагается, например, добраться к 5 утра к храму Христа Спасителя и уповать не только на милость Божию, но и на "любезность" матерых охранников храма Христа Спасителя, грубость которых стала широко известны православных москвичам во время различных общецерковных торжеств, центром которых становился этот храм Москвы.

Остается актуальным вопрос: что может воспрепятствовать высшему церковному начальству относиться к крестным ходам как-то иначе, чем к первомайскими демонстрациям? И когда церковные "верхи" откажутся от лучших традиций советской обязаловки", подвергая собственную паству жалкой участи выпрашивания милости у лужковского "секьюрити"? Такое "сплочение рядов" отнюдь не способствует православному возрождению, а напротив, уничтожает его скромные плоды…

Дмитрий Бобков, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования