Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Индикатор ОПК. «Тяжба» вокруг учебника «Основы православной культуры» обостряет противостояние двух мировоззренческих систем - «почвеннической» и «западнической»


Полемика вокруг вопроса о преподавании "Основ православной культуры" в российских школах не прекращается. Напротив, дистанция между сторонниками и противниками ОПК пока лишь увеличивается.

Противники курса ОПК считают даже факультативное введение данного предмета неким "троянским конем", с помощью которого предпринимается попытка насадить (или вернуть) России идеологию, "пропитанную православным клерикализмом и ксенофобией". Более того, правозащитники открыто называют учебник Бородиной – основной "конкретный" объект полемики - черносотенным, считая даже, что в нем содержится "доктринальная основа шовинизма и расизма", что внедрение этого учебника перечеркнет все программы воспитания толерантности в России. Говорится также и о некоей "угрозе цепной реакции разнонаправленного религиозного национализма".

С другой стороны, сторонники введения ОПК видят в действиях правозащитников принципиальное нежелание признавать права русских на изучение своей традиционной культуры и права православных "на образование детей в соответствии с их убеждениями и мировоззрением". Так, в частности, считает Алла Бородина, автор учебника, вызвавшего не прекращающиеся и по сей день пререкания.

По мнению Бородиной и других сторонников ОПК, кампания против учебника носитдискриминационный характер "по религиозному (православный) и национальному (русский) признакам". Автор учебника даже задается вопросом: "Не есть ли это геноцид православных и русских?"

Противостояние налицо, более того, складывается впечатление, что оно вышло за рамки приличия и политкорректности! Одна сторона обвиняет другую в нетерпимости и тоталитаризме. Другая, говоря о "геноциде православных и русских", отвечает ей тем же. Вряд ли стоит сомневаться, что в данном случае мы имеем дело с противостоянием двух разных мировоззренческих позиций.

С одной стороны, - сегодняшние "почвенники" - те, кто стремится и считает возможным формирование русской национальной идеи на основе Православия. Онивполне последовательно отстаивают необходимость введения курса ОПК в российские школы. Эти люди, видящие в России роль удерживающего начала среди "мирового беззакония", полагают, что выход России из состояния кризиса невозможен без опоры на национально-историческое наследие, сложившееся на протяжении нескольких столетий. Сторонники ОПК исходят из принципиального мировоззренческого положения, что историческое прошлое России себя оправдало и что беды России – результат отказа от него.

Их оппоненты, напротив, полагают, что эти беды во многом и обусловлены этим самым прошлым. В аргументации правозащитников явно просматривается недоверие к прошлому. Более того, здесь есть и страх возврата России к свойственным ей "косности и негибкости", которые проявлялись по отношению к определенным слоям общества и социальным категориям и на которые указывали "западники" XIX-начала XX веков.

Нужно сказать, что мотивы как одной, так и другой стороны не лишены оснований. Понятно, что присущий русскому характеру максимализм заставляет относиться с опаской к любым попыткам фиксации национальной идеологии. Однако, внятный рецепт противостояния растущему религиозному невежеству чаще предлагают именно сторонники ОПК, нежели их противники. А религиозное невежество россиян тем временем обретает все более причудливые формы: многочисленные ньюэйджеры ищут корни шактистской культуры в древней Руси, отождествляют ведийского бога Рудру с древнеславянским Родом. Свою сумятицу вносят и ультранационалисты.

Ньюэйджевское переосмысление "истории религий" таит в себе куда большую опасность ксенофобии и расизма, чем история христианства, пусть даже конфессионально преподносимая. Так, в арийском превосходстве русских, о котором сегодня говорят как российские ньюэйджеры индуистского толка, так и неоязычники, не чувствуется особенного миролюбия и благорасположенности к представителям других национальностей. Также вряд ли можно ожидать, что, усвоив основы какой-нибудь "опричной культуры", сегодняшний россиянин станет более толерантным…

Своеобразная "альтернатива" ОПК предложена в "Обращении Комитета по культуре и туризму Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к деятелям культуры, науки, искусства, к руководителям ведущих конфессий, мировой духовной общественности, ко всем светлым силам планеты". В этом документе председатель Комитета Н.Н. Губенко, взывая к "Высоким Иерархам ведущих конфессий мира", по сути, приглашает общественную элиту принять участие в образовании новой ньюэйджевской ассоциации, фигурирующей под названием Всемирного Духовного Форума". Интересно то, что это "Обращение" вызвало возмущение не только у православных – с письмом протеста к Н.Н. Губенко обратился и председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской епископ Сергей Ряховский.

…Определенное недоумение у сторонних наблюдателей может вызвать отсутствие со стороны правозащитников попыток установить контакт с автором учебника и сторонниками его внедрения, чтобы попытаться выяснить спорные вопросы на досудебной стадии. Впрочем, формально говоря, предметом судебного разбирательства было не содержание учебника, а правомерность участия государственных чиновников в процессе его внедрения в светских школах. Но общество не вдается в формальные нюансы судебного производства по этому делу, которое представляется ему как разновидность противостояния правозащитников и православных. А при таком подходе результат судебного процесса оказывается в определенном смысле неблагоприятным как для правозащитников, так и для российского общества. Ведь кампания против учебника ОПК неимоверно усиливает дистанцию между правозащитниками и православной частью общества.

Приложение 

Борис Кнорре, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования