Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Благоухающая незамутненность. Почему оскандалившийся епископ Питирим один из лучших в РПЦ МП?


Благодаря стараниям "патриаршего блогера" г-на Гаслова, на просторах Интернета разворачивается новый "церковный скандал". Эпицентром его является фигура епископа Сыктывкарского и Воркутинского РПЦ МП Питирима (Волочкова), прославившегося своей резко (до неправдоподобия) антиэкуменической позицией и песней "Православие – благоухание".

Обвинения, которые выдвигаются против сыктывкарского архиерея, честно признаться, большинство "воцерковленных" деятелей совсем не впечатлили. Не потому, что там нет некоего состава преступления, а потому, что для Московской патриархии то, что инкриминируют Питириму, более чем типично и чуть ли уже не считается предосудительным.

Что, епископ кому-то сказал в телефонном разговоре, что всех будет посылать на три советских буквы? Вот уж диво так уж диво! Автору этих строк хорошо известен преосвященный, который мог непосредственно из алтаря матерно послать хор, если тот по ошибке начинал петь что-то не то. Этот же Владыка мог запустить в пономаря кадилом, а одному диакону как-то во время службы долбанул по голове кулаком (точнее, долбанул по Евангелию – отец диакон держал оное на голове). По свидетельству очевидцев, пострадавший таким образом священнослужитель после сего наконец-то запомнил порядок службы.

Облачался описываемый архиерей всегда в алтаре – в храме это было бы затруднительно, ибо облачение всякий раз сопровождалось восклицаниями вроде "идиоты! крретины!" И что самое интересное, все, кто служил под его началом, считают его лучшим епископом, которого они знали. Потому, во-первых, что он действительно был не самым плохим архипастырем и многим людям действительно помог (кого-то, говорят, и "из петли вытащил"). Во-вторых, подобное в РПЦ МП, да и в российском обществе в целом, воспринимается практически как норма.

При желании, любой священно- церковнослужитель может вспомнить огромное количество историй про то, как в одной епархии госпитализировали иеродиакона, получившего кадилом от своего епископа, а в другой кому-то из священников досталось наотмашь архиерейским посохом. Вариаций тут может быть великое множество. Также рассказывают про всякие "случаи на рыбалке". Это рассматривается как нечто смешное, а не трагичное.

Может быть, это неправильно. Но именно так обстоят дела и, вероятно, будут обстоять и далее.

То же самое можно сказать про сверхмолодых монахов (иеродиаконов и иеромонахов), которых, по словам Гаслова, постригает конвейерными темпами епископ Питирим. Для РПЦ МП в конце 80-х – начале 90-х гг. подобное было более чем обычно, а в окраинных епархиях это остается нормой и сейчас. Постричь и рукоположить двадцатилетнего дуралея сравнительно легко – а вот выпускника МДА очень непросто уговорить даже на архиерейскую хиротонию. И в удаленную епархию он поедет либо в епископском сане, либо сильно проштрафившись – да еще и поедет не иначе, как с прицелом на дальнейший карьерный рост. Между тем, храмы строятся или восстанавливаются, а служить в них кому-то хоть надо. Так вот и возникают юноши бледные со взглядом ошалелым на настоятельских и наместнических местах.

И снова – ситуация нехорошая, но – нормативная для РПЦ МП.

Пункт третий: намеки, переходящие в открытые обвинения, что Питирим покрывает гомосексуалистов. Об этом не хотелось бы особо распространяться, но те, кто знает проблему изнутри, согласятся, что и в этом нет ничего такого, что бы в РПЦ МП не встречалось еще где-либо.

Из всего этого невозможно не сделать вывод: разного рода "проколы" епископа Питирима, будучи, сами по себе, вещами действительно дурными, по меркам Чистого переулка, находятся в пределах нормы.

А если так, то возникает вопрос: почему же над сыктывкарским епископом сгущаются тучи?

Ответ очевиден: раздражения вызвали его высказывания против "масонского экуменизма" и иные рассуждения такого же рода, грозившие превратить постепенно Питирима в "нового Диомида".

И в этом бы не было ничего интересного, если бы не последнее заявление епископа Питирима – о вышедших из подчинения Патриарху Кириллу ижевских священниках. Заявление это поражает своей… незамутненностью. Мол, они "раскалывают Церковь", а это плохо, ведь в приходах РПЦ МП ощущается благодать – куда же и зачем же еще идти? Уровень аргументации (а равно и самые речевые обороты) достойны не епископа, а в лучшем случае церковного сторожа.

Такие же мысли возникают всякий раз, когда видишь епископа Питирима вживую. (Тексты – отдельная тема; но для написания текстов, как известно, даже в самых удаленных епархиях есть специальные люди.) Чего стоит хотя бы ставшая хитом "ортосектора" ЖЖ пошлая песня "Православие – благоухание"! Что-то более бездарное, ходульное и карикатурное придумать трудно. А владыка Питирим явно умиляется этому вокально-музыкальному уродству. И, очевидно, почитает его за образец православной культуры, которую надо втюхивать беззащитным школьникам…

Добавим к этому еще один факт, как будто бы достоверно установленный Гасловым: епископ Питирим весьма уважает разного рода "отчитки", а также активен в сфере борьбы с колдовством.

Все это наводит на мысли о том, что преосвященный Питирим – человек, во-первых, искренний. Другой не стал бы влезать в борьбу с масонством и экуменизмом, зная, сколь внимательно относятся в РПЦ МП к вопросам лояльности и "политкорректности". А он – влез. Значит, для него все это очень всерьез, ибо после того, что стало с Диомидом, любому дураку ясно: с этим в патриархии не шутят. Во-вторых, судя по его речам и, в частности, богословским конструкциям, которые эти речи содержат, Его преосвященство – это человек, мягко скажем, не самого великого ума. Об этом же свидетельствуют и его вкусы (см. выше).

Соответственно, и вера епископа Питирима – вера искренняя, но обремененная разного рода странностями – той или иной формой "старцемании", разного рода апокрифическими пророчествами, ну и стандартным набором из "маслица", "сухариков" и прочих чугунных котлов на голове. Эту-то веру он и готов яростно защищать от настоящих и ненастоящих масонов.

Разбираться в не слишком замысловатом рисунке личности преосвященного Питирима не было бы никакой нужды, если бы он не был – как и все, что этот Владыка делает – весьма типичен для Московской патриархии. Ибо другим епископ консервативных взглядов в современной РПЦ МП, пожалуй, и быть не может.

Всякий не совсем уж густо глупый человек, воцерковлявшийся в РПЦ МП, в определенный момент замечал, что та административно-хозяйственная система, которую выстроил Чистый переулок, целый ряд канонов, исторических традиций и даже некоторые догматы систематически попирает. Дальнейшие пути, в сущности, просты. Либо принять господствующую в среде так называемой "богословской элиты" РПЦ МП модернистско-экуменическую идеологию, либо просто плюнуть на все и начать делать деньги и карьеру. Или тем или иным путем отойти в сторону. Мирянин может просто выйти из среды церковных "активистов", а священнослужитель, которому сие недоступно, имеет лишь один вариант исхода – в иную юрисдикцию.

Собственно, именно это происходит со всеми сколько-нибудь заметными интеллектуалами правого направления в Московской патриархии. Интеллектуал-консерватор быстро понимает, что здесь к чему, и далее уже не остается в этой среде.

Каким же должен быть человек – отвергающий экуменизм и модернизм, искренний и верующий, и при этом успешно продвигающийся по ступеням церковной иерархии в РПЦ МП? Тут возможен только один вариант: он должен удовлетворяться простыми ответами на сложные вопросы, то есть соединять голубиную чистоту с голубиными же мозгами. Почему РПЦ МП – это единственная истинная Церковь? А потому что так сказал старец такой-то. Интеллектуально развитого человека такой ответ не удовлетворит по определению. А вот "незамутненного" – вполне может. Интеллектуал-консерватор рано или поздно придет к выводу, что надо уходить – "незамутненный" же будет оставаться в РПЦ МП, ибо так велели "старцы" или еще какие-нибудь "матушки".

То есть, резюмируя, в современной Московской патриархии созданы все условия, чтобы на правоконсервативном фланге ее епископата скапливались личности, интеллектуально, так сказать, маломощные. Консерваторы поумнее такой марки не выдерживают и разбегаются в те или иные стороны задолго до приближения к епископской митре. Добраться до архиерейства и так и не прочухать, что же происходит вокруг, может только субъект поистине "незамутненный".

Здесь, однако, надо оговориться: наличие такого естественного отбора отнюдь не означает, что "маломощные" личности встречаются лишь среди архиереев консервативных убеждений. К сожалению, существует определенная прослойка лиц, мудрых, яко голуби, и чистых, яко змии. Но это, по правде сказать, уже совсем за рамками нашего комментирования.

Так кто же такой епископ Питирим? Несомненно, он – один из самых достойных архиереев РПЦ МП. Он не делает ничего такого, что бы выходило за рамки принятой в Московской патриархии нормы. Он искренне "ревнует о Православии" и старается быть консерватором. Правда, в силу его не слишком огромного интеллектуального потенциала эта ревность приобретает трагикомические формы – но тут уж ничего не поделаешь. Если бы этот потенциал был бы побольше, то Питирим либо давным-давно перешел в другую юрисдикцию, либо, движимый своей совестью, подобно ижевским священникам, выступил бы против сергианства и экуменизма. И был бы либо выброшен, либо сломлен. Для того, чтобы, оставаясь искренним консерватором, добраться до митры, ему нужно было быть также искренне преданным Чистому переулку. То есть вообще не очень ясно соображать, где он находится и что вокруг происходит. Что, судя по всему, и имело место.

Так РПЦ МП и получила епископа-консерватора Питирима Сыктывкарского и Воркутинского, которого теперь дана команда "мочить". Человека искреннего и прямо-таки благоухающего своей незамутненностью. (Святостью это состояние автор данной статьи назвать не рискует…)

Димитрий Саввин,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования