Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Этот нетрадиционно религиозный Обама. Фактор традиционной протестантской религиозности не является больше определяющим для успеха того или иного политика в США


Присяга бывшего сенатора от Иллинойса Барака Хусейна Обамы на Библии, принадлежавшей Аврааму Линкольну, после которой он официально стал 44-м президентом США, заставила еще раз вспомнить о той роли, которую сыграл религиозный фактор в его восхождении на вершину американского политического Олимпа.

Эта роль двоякая: впервые в новейшей истории США в ходе конкурентной предвыборной борьбы против одного из кандидатов, а именно Барака Обамы использовался религиозный фактор. Барака Обаму обвиняли (звучит-то как!) в принадлежности к исламу, причем даже не явном, а тайном. Все это вытекает из одного устойчивого принципа, именуемого американской традицией, в соответствии с которым символизировать государство в качестве его главы должен белый, англосакс и протестант. При этом вовсе неважно, каков уровень его реальной практической религиозности.

Это не прописано ни в каких законодательных актах, но, тем не менее, де факто этот принцип соблюдался вплоть до последнего времени. Католическая религиозная принадлежность была хоть и не столь существенным, но все-таки препятствием в предвыборных кампаниях президентов Кеннеди и Рейгана. Вершинами карьеры американских политиков православного исповедания стали вице-президентство при Ричарде Никсоне этнического грека Спиро Агню и неудачная президентская гонка в 90-х политика и также грека по происхождению Майкла Дукакиса.

Американские политтехнологи знали, что делают, упирая на религиозный фактор в предвыборной борьбе республиканца Маккейна, своим внешним видом и биографией воплощавшего образец "настоящего" американца против демократа Обамы. И просчитались. В Овальном кабинете Белого дома ближайшие четыре года будет сидеть чернокожий, причем не свой родной американец, а сын иностранца, выходца из солнечной Кении.

Все это говорит о том, что фактор традиционной протестантской религиозности, кажется, не работает в той мере, как это было раньше, и не является больше определяющим даже для имиджевого успеха того или иного политика в США. Принято считать, что демократы более секулярны, чем неоконсерваторы-республиканцы, многие из которых без упоминания Божьего Имени и самого невинного действия не произведут. Но сегодня у власти президент, который по слухам вроде мусульманин (то есть представитель враждебной менталитету многих американцев религии), а в действительности­ неортодоксальный евангелический христианин, последователь одной из самых либеральных конгрегаций - неопятидесятнической Объединенной Церкви Христа. Из состава которой, кстати, нынешний президент США вышел после того, как пастор этой Церкви допустил расистские, по мнению Обамы, высказывания.

Все происходящее вокруг религиозного аспекта политической карьеры Обамы свидетельствует об одном ­- нынешняя ситуация как лакмусовая бумажка высвечивает ту реальную роль, которую играет религия в современном американском обществе. Очевидно, что на выбор американцами в качестве своего президента внука повара-кенийца в американской пресвитерианской миссии религиозный фактор повлиял в самой незначительной мире, если вообще повлиял. От Обамы, в отличие от других президентов, ждут, прежде всего, не исполнения роли верховного символа нации, а реальных действий по борьбе с системным кризисом, охватившим Америку, как в экономике, так и в политике, в том числе и внешней. Воплощением последнего обстоятельства стало то, что Буш за последние годы наглухо увяз в запутанных отношениях с мусульманским миром.

Обама объявил, что он изменит отношения с мусульманским миром и пересмотрит дела талибов - узников тюрьмы на базе Гуантанамо. Обама пригласил на церемонию своей инаугурации как консервативного проповедника Рика Уоррена, так и англиканского епископа Джина Робертсона – открытого гея. Это, как говорится, внушает. Но пока еще является лишь продолжением имиджевой кампании Обамы, использующего наиболее выигрышный, с точки зрения пиара, вариант: новый президент всеми силами демонстрирует стране и миру, что он не такой, как те, что были прежде, и, значит, все при нем пойдет по-новому.

Как все будет в действительности - покажет уже не столь отдаленное будущее.

Валерий Емельянов,

ИАЦ "Время и мир",
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования