Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Газа смазала впечатление. Итоги религиозной жизни в Израиле в 2008 году: противостояние между религиозными сионистами и ультра-ортодоксами, противоречия внутри общин


В Израиле окончательные итоги подводить нельзя, поскольку жизнь здесь такая, что в любой момент ситуация может развернуться на 180 градусов. В частности, когда большинство аналитиков уже "отписалось" об этих самых итогах, израильская армия начала широкомасштабную операцию в секторе Газа, где власть вот уже несколько лет находится в руках исламских фундаменталистов из движения ХАМАС. Причем, сколько продлится эта операция, и чем она закончится (как для Израиля, так и для ХАМАСа), сегодня, пожалуй, не знает никто.

Еврейский религиозный мир Израиля никогда не отличался единством и взаимной любовью. Напротив, представители различных течений ортодоксального иудаизма находятся в состоянии перманентного идеологического противостояния друг с другом. Однако в этом году вялотекущая подковерная борьба дважды перерастала в открытое масштабное противостояние между ультра-ортодоксами и религиозными сионистами.

Первый конфликт начался еще осенью 2007-го, когда по иудейскому календарю наступил 5768 год от сотворения мира. Дело в том, что этот год был не обычный, но субботний – когда, в соответствии с библейскими законами, евреям запрещено обрабатывать землю, принадлежащую им в Палестине, а также торговать плодами выросшего на этой земле урожая. Буквальное исполнение этой заповеди означало бы смерть еврейского сельского хозяйства Израиля. Поэтому еще в конце XIX века несколько известных раввинов предложило решить эту проблему с помощью юридической фикции – фиктивной продажи (на иврите "этер мехира") земли нееврею на время субботнего года. По мнению раввинов, этот маневр позволял еврейским фермерам обрабатывать "нееврейскую" землю, формально не нарушая при этом Закон. Это предложение вызвало вал критики со стороны ультра-ортодоксов. Однако главные раввины Палестины, а затем и Израиля, с этим решением согласились. Поэтому накануне каждого субботнего года Главный раввинат фиктивно продавал неевреям все еврейские сельхозугодья.

Естественно, ультра-ортодоксы, считавшие эту практику нарушением Торы, мечтали о том, чтобы ее уничтожить. И в последний субботний год им, казалось бы, наконец представился шанс этого добиться. Поскольку в силу сложных политических игр на посту главного раввина Израиля оказался рав Йона Мецгер, считающийся креатурой духовного лидера ультра-ортодоксии раввина Эльяшева.

Правда, полностью отменить продажу земли Мецгер не решился, и накануне Новолетия все еврейские сельхозугодья были торжественно "проданы" друзу – офицеру израильской армии. Но, вместе с тем, главный раввин разрешил локальным раввинатам действовать по своему усмотрению в вопросе о том, признавать или не признавать кошерными плоды, выращенные в соответствии с "этер мехира".

Если бы это решение было реализовано, то оно нанесло бы сильнейший удар не только по еврейскому сельскому хозяйству страны, но и по идеологическим устоям религиозного сионизма – поскольку именно раввины этого лагеря на протяжении десятилетий выступали в поддержку "этер мехира". В результате возникла стихийная коалиция фермеров и раввинов-сионистов, которая предприняла целый ряд шагов против решения. Первые обратились в Верховный Суд справедливости с требованием отменить абсурдное решение Главного раввината. Вторые же согласились выдавать альтернативные свидетельства о кошерности сельхозпродукции в тех местах, где местные раввины отказались признать "этер мехира".

В результате начатая ультра-ортодоксами кампания обернулась для них сокрушительным поражением. Сначала во всех городах в изобилии появились овощи и фрукты, выращенные в соответствии с "этер мехира". А затем Верховный Суд окончательно отменил постановление Мецгера.

Другая акция ультра-ортодоксов оказалась более успешной. Весной 2008 года религиозный суд, состоящий из трех членов главного раввината, принял решение об отмене всех гиюров, проведенных Управлением по делам гиюров во главе с раввином Хаимом Друкманом. По словам раввинов – ультра-ортодоксов, эти гиюры во многих случаях проходили с сознательным нарушениями еврейских канонов, поскольку раву Друкману и другим судьям было заранее известно, что потенциальные прозелиты не имели намерения вести полностью религиозный образ жизни (по мнению ультра-ортодоксов, данное условие является conditionsinequanon(обязательным условием) обращения в иудаизм).

Помимо того, что это решение оказалось страшным ударом для тысяч людей, внезапно объявленных неевреями, этот шаг несомненно был направлен против религиозных сионистов, поскольку раввин Друкман является одним из ведущих религиозных авторитетов этого лагеря. До недавнего времени в ортодоксальном мире не признавались лишь гиюры реформистов и других "еретиков". Поэтому, отменив все гиюры рава Друкмана, ультра-ортодоксы фактически поставили религиозных сионистов на одну доску с реформистами.

В отличие от скандала вокруг субботнего года, эта история пока далека от завершения. С одной стороны, юридический советник правительства отменил скандальное постановление главного раввината. Однако многие местные раввинаты по-прежнему отказываются женить прозелитов, прошедших гиюр у рава Друкмана. И для того, чтобы их признали евреями, им приходится ехать в другой город, где раввинат находится в руках религиозных сионистов.

В Израиле религиозные сионисты традиционно занимают промежуточное положение между светским большинством и ультра-ортодоксами. До недавнего времени в национально-религиозном лагере полагали, что ультра-ортодоксы им ближе. Поэтому накануне едва ли не на каждых выборах возникала идея единого религиозного блока. Однако последние "наезды" ультра-ортодоксов заставили многих серьезно пересмотреть эту точку зрения. Зримым проявлением этой ревизии стали последние муниципальные выборы в Иерусалиме, когда на место мэра претендовали два основных кандидата: ультра-ортодокс Меир Поруш и секулярный бизнесмен Нир Баркат. На протяжении всей избирательной компании ультра-ортодоксы активно боролись за голоса религиозных сионистов. Дошло до того, что в день выборов появились фальшивые плакаты, с которых лидеры национально-религиозного лагеря призывали поддержать Поруша. Однако в конечном итоге большинство религиозных сионистов проголосовало за Барката.

Впрочем, ушедший год ознаменовался не только противостоянием между религиозными сионистами и ультра-ортодоксами, но и усилившимися противоречиями внутри каждой из этих общин. В результате накануне парламентских выборов, назначенных на февраль, в политических партиях, представляющих эти общины, произошел раскол. Единый ультра-ортодоксальный список "Еврейство Торы" распался на две самостоятельные партии - "Агудат Исраэль" и "Знамя Торы", представляющие, соответственно, хасидов и нехасидов. Что же касается религиозных сионистов, то здесь произошел разрыв между умеренными центристами и правыми. Первые создали новую партию "Еврейский дом", которая пойдет на выборы под лозунгом "Главное – образование". Вторые же вошли в блок "Надежда – Национальное единство" и собираются, в первую очередь, отстаивать интересы поселенцев и поселенчества.

Впрочем, все эти разногласия, равно как и политическая борьба между светскими партиями, безусловно отойдут на второй план в случае обострения ситуации в связи с начавшейся операцией в Газе. На сегодня все политические силы заявили о безусловной поддержке правительства, наконец-то адекватно отреагировавшего на бесконечные ракетные обстрелы южных израильских городов. Скорее всего, это "политическое перемирие" сохранится до окончания боевых действий.

Судя по поступающим сообщениям, сворачивать операцию в Газе правительство не собирается. А значит, Новый год Израиль встретит в состоянии национального единства и примирения.

Евгений Левин,
для "Портала-Credo.Ru",
Иерусалим


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования