Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Межрелигиозные отношения. Безрадостные итоги 2008-го и нерадужные перспективы 2009-го


Когда-нибудь будущие историки межрелигиозных отношений (если интерес к этому вопросу сохранится) определят, что год 2008-й, как и полагается году високосному, внес очень мало позитивного в развитие этих отношений. Если говорить о стремлении к миру, толерантности и диалогу между религиями, то в этой сфере имели место определенные события - правда, больше протокольного плана. Здесь можно вспомнить и обмен посланиями почившего Патриарха Алексия II с мусульманскими богословами, и конференция в Риме с участием католиков и мусульман, выяснившая, что как в христианстве, так и исламе существуют схожие ключевые понятия – "любовь" и "милость". Еще можно вспомнить "Письмо имамов раввинам" и остающееся пока еще без полноценного ответа предложение российского муфтия Талгата Таджуддина о создании Совета религий при ООН.

К приятным воспоминаниям минувшего года автор этих строк может также добавить кинофестиваль "Ноев ковчег", прошедший 15-19 июня 2008 года в столице Чеченской Республики городе Грозном. Задуманный как кинофорум, призванный отобразить три ведущие мировые религиозные традиции – иудаизм, христианство и ислам, – первый грозненский фестиваль в основном продемонстрировал работы, лишенные явной религиозной составляющей, хотя и несущие идеалы мира и добра.

В то же время в сфере реальных взаимоотношений между религиями, в отличие от сферы протокольной, ничего позитивного и при этом заметного для масс-медиа так и не произошло. В марте бурную реакцию вызвало демонстративное крещение Папой Бенедиктом XVI итальянского журналиста египетского происхождения, мусульманина по вероисповеданию Магди Аллама. В общем-то, в самом факте этом ничего особенного нет. Европа, в отличие от мусульманского мира, – это зона религиозной свободы, и каждый волен выбирать, во что и как ему верить. Вот только Аллам не просто мусульманин – он известен своей публичной исламофобской и произраильской позицией. И представляется, что через такой факт, как публичное крещение, Ватикан и глава Римско-Католической Церкви дали красноречивый сигнал о своей позиции и дискурсе по отношению к исламу, сигнал, который по определенным причинам не мог быть подан через официальные декларации.

С точки зрения развития межрелигиозной ситуации в России, год 2008-й явился вялым продолжением 2007-го. РПЦ МП продолжала настаивать на своем намерении стать ведущим политико-идеологическим институтом современного российского общества, другие конфессии и религиозные группы тихо-мирно варились в собственном соку, в основном, в тех же рамках, что и в прошлые годы. В уходящем году как будто утих "спор евреев меж собой", сиречь трения между объединениями Федерации еврейских общин России (ФЕОР) и Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР). Вполне возможно, что затишье это установилось благодаря глобальному финансовому и экономическому кризису и рецессии. Ведь дела у двух израильских мультимиллиардеров, главных спонсоров ФЕОР и КЕРООР (соответственно, Льва Леваева и Аркадия Гайдамака), шли в минувшем году средне – между "плохо" и "очень плохо". И это не замедлило сказаться на финансировании еврейских проектов в России.

На православно-исламские отношения мало повлияла даже скандальная деятельность "исламоведа" от РПЦ МП Романа Силантьева, к которому оскорбляемые им российские мусульмане стали парадоксальным образом относиться с теплотой, соревнуясь друг с другом в праве задружиться с "ученым". Сам же Силантьев, подобно ильфо-петровскому Никифору Ляпису, автору саги о Гавриле, ходил по редакциям и продавал свою коллекцию жареных фактов и сплетен из жизни мусульман России. В нынешнем году она была продана в издательство "Алгоритм" под названием "Энциклопедия мусульманской жизни России", ну а в году 2009-м любопытные и нетерпеливые читатели ожидают выхода силантьевского "исламоведческого" опуса в стихотворной форме…

Знаковым событием стало другое, ранее в российской межрелигиозной практике не наблюдавшееся, – информационная война между мусульманами и иудеями, точнее - между ФЕОР и муфтием Нафигуллой Ашировым. Последний уже несколько раз в своих публичных выступлениях сравнивал сионизм с фашизмом. Но впервые на эти слова прореагировала иудейская религиозная организация, и с ее стороны было заявлено, что подобные сравнения оскорбляют в том числе и религиозные чувства евреев. "Антисионисткие" высказывания некоторых служителей мусульманского культа и "мусульманских интеллектуалов" давно не новость, но при этом авторы таких высказываний обычно подчеркивают, что не отождествляют сионизм с иудаизмом – "небесной религией", признаваемой и в Коране. Однако теперь политическая дискуссия по вопросам ближневосточной ситуации и сионизма обретает и религиозный дискурс. Раньше это наблюдалось только на Ближнем Востоке, но сейчас юдофобские моменты начинают проявляться и в жизни российской уммы. Такие явления для нас новы и, скажем прямо, опасны. Особенно в эти дни, когда идет антитеррористическая операция израильских вооруженных сил в секторе Газа...

Между прочим, аккурат накануне Нового года ушел из жизни великий политический философ Cэмюэль Хантингтон. В своих трудах он указывал на религиозно-культурные противоречия между различными цивилизациями как на главный источник конфликтов. При этом Хантингтон не давал все-таки окончательного прогноза о том, во что выльется противостояние культур и цивилизаций. Думается, вернись он сейчас к этому вопросу, склонился бы к идее, что все идет скорее к войне, чем к диалогу.

В начале Нового года принято делать прогнозы. Если делать их в отношении межрелигиозных проблем в стране и мире, то невольно начинаешь понимать, почему пессимист – это лишь хорошо информированный оптимист. При всем оптимистическом отношении лично автора этих строк к необходимости и перспективам диалога цивилизаций, представляется, что в будущем году дела в межрелигиозной сфере будут либо такими же как в нынешнем, либо хуже. Мировой кризис оказывает серьезный прессинг и на межрелигиозную сферу. Очевидно, что в условиях столь жестко вставших перед миром экономических проблем просто не до диалога.

Наконец, многие проекты такой деятельности окажутся свернутыми из-за кредитно-банковского коллапса. На фоне кризиса настойчиво делаются попытки продемонстрировать успешный опыт исламской экономической модели. Действительно, положение многих исламских монархий, с точки зрения экономических процессов, сейчас чуть лучше, чем у ведущих стран Запада. Однако на данный момент до конца не ясно, что этому способствует – действительно ли эффективность предлагаемых исламом экономических механизмов, либо грандиозные финансовые запасы, накопленные этими странами во времена высоких цен на нефть.

Межрелигиозная политика РПЦ МП, независимо от результатов выборов Патриарха, будет становиться все более консервативной. Новый Патриарх должен будет считаться с наличием внутри РПЦ МП сильного ультраконсервативного крыла, постоянно учитывать опасность раскола посерьезней диомидовского. Более или менее ровными останутся отношения с католиками, благодаря "своевременной" замене архиепископа Кондрусевича на Паоло Пецци. Их будут признавать в России как Церковь значительную и влиятельную, но никоим образом не связанную с русской традицией. По-видимому, продолжится и прессинг протестантов. Не претерпят существенных изменений отношения с мусульманами. Только необходимо оговориться, что в международной и российской умме появится некий новый центр притяжения, вокруг которого будет сосредоточена и работа по межрелигиозному диалогу.

Иудеи, скорее всего, останутся в своеобразном религиозно-общинном гетто, покидать которое они сами, как представляется, большого желания не имеют. Не наблюдается также большого стремления со стороны всех традиционных религий к широкомасштабному межрелигиозному диалогу. Если таковой и будет интересен, то, видимо, лишь последователям новых религиозных движений, стремящимся таким способом повысить авторитет своего конкретного учения.

Но что можно констатировать со стопроцентной достоверностью, так это то, что в ночь с 31 декабря на 1 января вновь наступил Новый год. С чем всех и поздравляем!

Валерий Емельянов,
Информационно-аналитический центр
"Время и мир",
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования