Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Тени над Минском. Политическая доминанта искусственного юбилея 1020-летия Крещения Киевской Руси отчетливо прозвучит и в Беларуси


В октябре торжества по случаю не совсем круглой даты 1020-летия Крещения Киевской Руси продолжатся в Беларуси. Об этом стало известно сравнительно недавно, после возвращения Патриарха Алексия II из очередного длительного отпуска-лечения. То ли в силу искусственности самой даты, то ли по злосчастному совпадению с конъюнктурой дня, но празднование это идет в какой-то небывало плотной атмосфере политической интриги.

От недавнего украинского этапа 1020-летия осталось впечатление, что президент Виктор Ющенко только для того и устраивал чрезвычайно пышные торжества, чтобы звуками фанфар оглушить не привыкшего к подобного рода помпезностям и чествованиям Константинопольского Патриарха Варфаломея и, тем самым, склонить его к признание чаемой украинской автокефалии, да еще и в пику тут же присутствовавшему Патриарху Московскому Алексию. План, как известно, не увенчался триумфом. И праздник оказался, в конце концов, скорее на московской, чем на киевской улице.

Теперь на очереди белорусский этап. В Беларуси автокефальные настроения мизерны, а уж в официальных кругах, как политических, так и церковных,об этом нет и помину. Православие, оказавшееся в Украине яблоком раздора, в Беларуси, напротив, традиционно играет роль зримого знака единства двух народов – белорусского и российского. В этой политической канве до сих пор и проходили все российско-белорусские церковные мероприятия.

Но вот в последнее время отчетливо слышится совсем иной мотив. И связан он, очевидно, с переориентацией амбиций белорусского политического руководства. А это политическое руководство, как известно, практически полностью воплощено в одной личности. Посему личностный фактор здесь имеет определяющее значение.

Белорусский президент - самозабвенный мастер театра одного актера. Перед телекамерами и микрофонами он расцветает, с неподдельной скромностью и простотой смакуя собственное величие. В нем просыпается романтик, желающий благодетельствовать и нести миру свет. Вот только масштабы маловаты… В свое время белорусский диктатор даже открыто проговаривался, что для него, мол, Беларусь - "пройденный этап". На фоне дряхлеющего и теряющего популярность российского президента он чувствовал себя великим объединителем, в двух шагах от московского трона, во главе новой империи. Но, как мы знаем, сорвалось. Тема российско-белорусского объединения если и не закрыта, но явно ушла на задний план.

Чем же еще выделиться, чем облагодетельствовать человечество? До поры до времени можно было довольствоваться геростратовой славой последнего диктатора Европы и храброго обличителя Америки. Но вот и этот эксклюзив постепенно переселился в московские коридоры власти.

Вот тут как раз и пришлась к месту религиозная сфера, оказавшаяся удобной не только по актуальности любимой темы объединения, но и по другой, не менее важной причине. Как ни странно, но в своем отношении к господствующим в Европе либеральным ценностям как "традиционные религии", так и наследники безбожной прокоммунистической идеологии нашли общий язык. Но, в отличие от "призраков коммунизма", религия далеко не списана в утиль истории. Христианские конфессии сохраняют свое место в ряду доминирующих факторов, на которых держится Европа.

Так что грех было бы белорусскому лидеру не воспользоваться таким стихийным идеологическим союзом для того, чтобы закрепить ведущие позиции в этой сфере, а, значит, сыграть не последнюю скрипку в той же Европе, которая так бесцеремонно пока его и на порог не пускает.

По всем этим причинам президент Беларуси стал в последние годы все больше и больше уделять свое благоволение, ранее распространявшееся исключительно на официальное православие, также и на католичество. Наиболее заметными вехами на этом пути стали намерения заключить особое межгосударственное соглашение (конкордат) с Ватиканом и заявленное в ходе недавнего визита в Беларусь госсекретаря Святого Престола кардинала Торчизио Бертоне приглашение Папе Римскому Бенедикту XVI посетить Беларусь. Несмотря на то, что Беларусь – точно такая же "каноническая территория" Московского патриархата, как и сама Россия, никому и в голову не пришло согласовывать подобные приглашения с Патриархом Алексием II или упрекать президента в отсутствии таких согласований!

При этом, конечно, белорусский президент нисколько не собирается отворачиваться от православия. Посему естественным продолжением такой политики и явилась идея если не объединения, то хотя бы судьбоносного примирения между двумя крупными конфессиями на самом высшем уровне.

"Я бы очень хотел, чтобы в центре Европы, на стыке между православием и католицизмом, здесь, в Беларуси, наконец-то прошла эта встреча между Патриархом Московским и Папой", - эти слова президента Беларуси достаточно ёмко передают суть идеи. Ныне Беларусь во главе с сомнительным режимом прозябает на задворках Европы, но мы сделаем так, что она окажется в самом центре. И за это не придется платить дорогую плату в виде либерализации режима, ставящей под угрозу само существование последнего. В том числе не придется решать вопросы религиозной свободы. Кто же станет пенять великому примирителю религий за какие-то "недоработки" в области свободы совести?

Конечно, как уже говорилось выше, все эти идеи могут не пойти дальше слов и подмостков театра одного актера. Не стоит придавать им чрезмерно большого значения. Ведь надо, по крайней мере, спросить мнение главных лиц предполагаемого действа – Папы Римского и Патриарха Алексия II. Если с католической стороны всегда высказывалась готовность идти на сближение, то с о стороны РПЦ МП сохраняется принципиальная дистанция, для снятия которой выдвинуты вполне определенные, но малоисполнимые на практике требования (типа "возвращения западноукраинских епархий"). Может, конечно, и придется эти требования со временем забыть, но ведь не по мановению же волшебной палочки из Минска.

Однако, все же слова сделали свое дело – напряжение уже посеяно. Приходится церковным верхам подумывать, как и в случае с Ющенко, – а не выкинет ли чего-нибудь неожиданного президент в ходе предстоящих торжеств с участием предстоятеля РПЦ МП? Разумеется, белорусский вариант гораздо более камерный, не предвещающий особых потрясений, но все же непредсказуемая политическая конъюнктура уже витает и над Минском. Вот такая судьба у юбилея.

Алексей Малютин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования