Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"С чистой совестью - на свободу?" За потерю способности "к ответственным действиям" предстоятель Православной Церкви в Америке отправлен "на покой"


"Я не виновен ни в каких нарушениях, кроме доверия другим и отказа от немедленного и решительного вмешательства. Я считаю, что я могу принести больше пользы, поддерживая порядок и двигаясь вперед. Поэтому я не собираюсь в отставку", - таковы были слова, сказанные митрополитом всея Америки и Канады Православной Церкви в Америке (ПЦА) Германом (Свайко) около двух с половиной лет тому назад. Тогда, в январе 2006 года, после наступления окончательной ясности относительно процветающего в Церкви годами воровства, отвечая на вопрос о возможности сложить с себя бремя ответственности, позволив епархиям ПЦА присоединиться к другим юрисдикциям, митрополит даже возмутился: "Ни в коем случае! Мы - Автокефальная Православная Церковь в Америке. Мы получили наследие, включающее особое видение православного свидетельства в Америке, и мы должны совершать это свидетельство"

Сегодня нельзя не вспомнить об этих и еще многих словах, сказанных тогда митрополитом, без оттенка скуки, привычной уже нам по подобным же словесам в отечестве. Тут и в самом деле, нет-нет, да шевельнется внутри подозрение, что некий вирус, который за постперестроечные годы вырвался на волю из российской "православной корпорации", каким-то образом поражает теперь и другие православные Церкви. Во всяком случае, до того, пока явление, под названием "новые русские" не начало расползаться по свету, таких диких скандалов в Иерусалимском или Латвийском православии не происходило. Вероятно, по той же причине, по которой никому из европейских автозаправщиков не приходило ранее в голову разбавлять бензин всяческой посторонней дрянью. Однако на сей момент митрополит Герман решением Синода Православной Церкви в Америке в непосредственной связи с последними событиями отправлен в отставку. Мотивировано же это, как и в случае с его предшественником – митрополитом Феодосием (Лазаром), культивированием в Церкви финансовых злоупотреблений. Правда, российский сайт "Мир религий" сообщает о том несколько своеобразно, замечая, что отправление митрополита на покой произошло по его желанию, а потому Синод "выражает Его Блаженству митрополиту Герману свою братскую любовь и благодарит за его предстоятельское служение и архипастырские труды".

В действительности же, в результате длящегося уже несколько лет скандала о систематических финансовых нарушениях в ПЦА, 3 сентября Священному Синоду ПЦА был представлен полный отчет о работе независимой комиссии. Он показал, что митрополит Герман, взявший на себя в 2002 году труд исправить позорную ситуацию с церковным воровством, обнаруженным в период правления его предшественника, не только покрывал нечистых на руку православных, но и всячески препятствовал установлению истины. Митрополит с попущения Синода прибегал для того даже к прещениям в отношении клириков и мирян, что свидетельствует о "невероятной потере способности к ответственным действиям, проявившейся на многих уровнях". В общем, действовал по той же, знакомой нам в России, схеме, что и митрополит Псковский и Великолукский Евсевий (Савин), загнавший "за Можай" осмелившегося говорить о церковных злоупотреблениях протоиерея Павла Адельгейма. Разница лишь в том, что "американский Синод" митрополита Германа "с благодарностью изгнал", а "российский Синод", похоже, в скором времени введет своего верного служаку в свой состав.

Чтобы не сложилось впечатления, что конфуз с американскими православными иерархами грянул, как гром с ясного неба, стоит вспомнить о том, что предыдущая фаза скандала закончилась тем, что предшественнику Германа – митрополиту Феодосию - еще до отчета комиссии было запрещено появляться во всех, кроме одного, храмах ПЦА и служить. А его компаньон по аферам в должности управляющего делами ПЦА Кондратик, так и вообще был извергнут "за верную службу" из сана.

Началось же все с внешнего аудита финансовых отчетов Церкви за период 2004 – 2006 гг., когда Синод был вынужден признать, что финансистами ПЦА "были допущены ошибки", по причине чего "в контексте ответственности и покаяния" этот орган под председательством митрополита Германа заявил, что введет "процедуры, которые предотвратят дальнейшие ошибки". То есть, строгую отчетность, регулярные проверки с привлечением независимых аудиторов и тому подобное. Нашлись те, кто этому не поверил. Потому что "ошибки" наблюдались и раньше, когда еще в 1999 году на интернет-сайте Orthodox Christians for Accountability ("Православные христиане за отчетность") были опубликованы официальные отчеты аудиторских фирм о наличии тайных банковских счетов, которые выведены из церковной подотчетности. Как сообщалось тогда, на них находилось около двух миллионов долларов, о которых не знали даже ответственные чиновники церковной администрации. Расследования привели тогда к увольнениям руководства церковного аудита, назначенного ранее Собором. В результате развития того скандала в 2002 году и "пострадал" предшественник нынешнего "пострадавшего" - митрополит Феодосий. Но уже через четыре месяца после произнесения митрополитом Германом памятных слов о том, что он сможет "принести больше пользы, поддерживая порядок и двигаясь вперед", в апреле 2006 года, глава Западноамериканской епархии ПЦА, епископ Тихон, предложил митрополиту Герману на выбор уйти в отставку, на покой или быть низложенным.

В обоснование своего требования епископ, роль которого оказалась в США схожей с ролью протоиерея Павла Адельгейма в России, опубликовал на сайте "Православные христиане за отчетность" 15 упреков митрополиту Герману. В них было указано, что митрополит превышал свои полномочия, смещая священнослужителей, нанимая дорогостоящих аудиторов, не отвечал на обвинения в нецелевом использовании крупных пожертвований, поступивших от благотворительного фонда "Archer Daniels Midland", игнорировал обвинения отдельных клириков в сексуальных домогательствах по отношению к другим и т.д. Кроме прочего – и тут снова невольно вспоминаются "новые русские" – епископ Тихон поставил в упрек митрополиту Герману награждение им бывшего майора КГБ Дубова церковным орденом и игнорирование электронной слежки за Московским представительством Православной Церкви в Америке.

Но что же происходило в том 2006 году далее? Через полгода митрополит Герман, во исполнение обещаний "держать и не пущать" нечистых на руку собратьев по церковной администрации, открыл сайт, на котором верующие могли задать свои вопросы по поводу образования и расходования церковных финансов и получить на них ответы. "Ответственным за ответы" митрополит назначил протодиакона Петра Данильчика, который является одновременно профессиональным финансистом. А по поводу финансового расследования – то есть, собственно того, что и ожидалось от него Синодом и верующими, - митрополит не откровенничал, ссылаясь на то, что "еще не все раскрылось к этому времени". Хотя уже к "тому времени" на сайте "Православные христиане за отчетность" некто Марк Стокоу, работавший ранее в администрации ПЦА, заявил, что Церковью скрыто и непонятно куда использовано еще около миллиона долларов, которые в последние годы завещали ей простые православные американцы.

До того, чтобы наконец, "все раскрылось", потребовалось два года. И теперь, когда самого "раскрывателя" и очередного предстоятеля Православной Церкви в Америке ее же Синод отправил на покой, новым митрополитом всея Америки и Канады, вероятно, станет 85-летний архиепископ Далласский и Южных штатов Димитрий.

То есть, история Церкви, которая образовалась из крохотной миссии Православной Российской Церкви (ПРЦ), продолжается, несмотря на то, что усыпана далеко не лаврами. Сначала, после переворота 1917 года в России, Православная Церковь в Америке быстро расширялась за счет эмигрантов, бежавших от большевиков. В России же разгромленную ПРЦ заменила Московская патриархия советского периода, взявшая себе имя Русской Православной Церкви, которая в 1970 году дала автокефалию американской ветви российского православия. Это "сергианское дарование" стало возможным лишь потому, что канонический статус ПЦА не признавали, как не признают и до сих пор многие Церкви, в числе которых и Вселенский Патриархат. Впрочем, в плане численности ее религиозная организация никогда не относится к особо значимым. Даже в настоящее время число прихожан ПЦА не превышает 1 миллиона человек, продолжая неуклонно сокращаться. Ясно, что скандалы, которые созревали в ней с середины-конца 90-х годов и продолжают становиться все более откровенными, не способствуют росту популярности ПЦА в православном мире. Особенно на фоне процессов, происходящих в среде паствы Русской Православной Церкви заграницей после кончины митрополита Лавра, уважение к личности которого сдерживало недовольство от попадания ее в распоряжение Москвы.

Михаил Ситников
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования