Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Гайдамак против ортодоксов. Религиозные факторы на предстоящих выборах мэра Иерусалима


Иерусалимские мусульмане и христиане в большинстве своем игнорируют любые израильские выборы. Поэтому результат осенних муниципальных выборов в будет зависеть от того, как проголосуют еврейские жители города трех религий.

В современном Израиле итоговый состав горсоветов далеко не всегда является объективным отражением ситуации, сложившейся в том или ином населенном пункте. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, среднестатистический израильтянин активно интересуется общенациональной политикой, однако проявляет мало интереса к местным проблемам. А во-вторых, день муниципальных выборов является в Израиле обычным рабочим днем. А после восьми-девяти часов, проведенных на рабочем месте, у многих попросту нет сил тащиться на избирательный участок.

В результате небольшая, но мотивированная и дисциплинированная группа может, приложив определенные усилия, добиться непропорционального представительства в органах местного самоуправления. В Иерусалиме такой группой, вне всякого сомнения, являются ультра-ортодоксы. Во-первых, значительная часть благочестивого электората - студенты иешив, кормящие женщины и т.д. - не работает. Соответственно, этим людям в прямом смысле ничего не стоит сходить и проголосовать, а в случае необходимости - даже приехать из другого города (в день выборов религиозные политики организуют бесплатные автобусы, чтобы каждый ультра-ортодокс, не живущий "по месту прописки", мог приехать и исполнить свой гражданский долг).

А во-вторых, голосование за своих рассматривается в ультра-ортодоксальном мире как своего рода заповедь (тем более, что указание, за кого отдать свой голос, обычно поступает от ведущих религиозных авторитетов). Поэтому праведные граждане идут на избирательные участки дружно, массово и с энтузиазмом.

Так что не приходится удивляться, что ультра-ортодоксальные партии давно уже держат иерусалимский муниципалитет под своим контролем. До определенного момента их интересы ограничивались горсоветом (по израильским законам, горожане отдельно, по партийным спискам, выбирают горсовет, и отдельно, в индивидуальном порядке - градоначальника), что же до кресла мэра, то борьбу за него ультра-ортодоксы милостиво оставляли представителям светских партий.Впрочем, благочестивый голос и здесь был решающим. Так, в 1993 году религиозные партии подержали кандидатуру Эхуда Ольмерта, ныне премьера, а тогда - бывшего министра от партии Ликуд. В результате Ольмерт пересел со скамьи парламентской оппозиции в кресло мэра. А его соперник-лейборист Тедди Колек, бессменно руководивший городом с 1967 года, превратился в простого израильского пенсионера.

Ситуация изменилась, когда в 2003 году Ольмерт решил вернуться в большую политику. Ультра-ортодосы решили, что теперь у них есть достаточно сил, чтобы побороться за место городского головы Иерусалима, и впервые в истории выдвинули собственного кандидата в мэры - Ури Луполянского , много лет бывшего заместителем Ольмерта, исполнявшим обязанности мэра в его отсутствие.Нельзя не отметить, что с этой кандидатурой ортодоксам невероятно повезло. За годы работы в мэрии Луполянский приобрел репутацию "крепкого хозяйственника", а самое главное - смог убедить значительную часть светского населения города, что умеет учитывать их интересы, и не собирается превращать столицу в ортодоксальное гетто. Поэтому на выборах он одержал уверенную победу, получив голоса не только многочисленных религиозных иерусалимцев, но и многих светских горожан.

За четыре года, проведенные в кресле мэра, Луполянский в целом подтвердил свою репутацию, заработанную в качестве и.о. Поэтому, стоило ему только захотеть баллотироваться на второй срок, и победа, скорее всего, вновь осталась бы за ним. Однако сегодня уже точно известно, что Луполянский уходит, во-первых, в силу коалиционных соглашений внутри религиозного лагеря, а во-вторых, по состоянию здоровья. Поэтому на этих выборах от ультра-ортодоксов идет другой кандидат - депутат Кнессета Меир Поруш. И этот факт может существенно повлиять на результаты голосования.

Несмотря на то, что Луполянский сумел доказать, что мэр-ортодокс может учитывать не только интересы своей общины, страх перед возможным "религиозным диктатом" в нерелигиозном обществе по-прежнему достаточно велик. И некоторые религиозные политики порой успешно подогревают эти страхи своими провокативными действиями. Последний подобный случай имел место совсем недавно - во время церемонии открытия нового моста участвовавшие в ней гимнастки, были, по требованию благочестивых муниципальных чиновников, обряжены в бесформенные коричневые балахоны.

Использовать эти страхи против хорошо знакомого иерусалимцам Луполянского было бы, пожалуй, сложновато. Однако любому другому религиозному политику сначала придется доказать, что у светских иерусалимцев нет причин для страха.

Насколько можно судить, Меир Поруш ничего в этом направлении пока не сделал. Поэтому главный оппозиционный претендент, независимый бизнесмен Нир Баркат, может активно играть на таких страхах, утверждая, что прежде всего хочет "провести четкую грань между собой и ортодоксальными кандидатами, которые отстаивают интересы только своего сектора" .

Bоюя с ультра-ортодоксами, Баркат одновременно пытается заручиться поддержкой национально-религиозного лагеря. И, кажется, не совсем безуспешно - один из духовных лидеров религиозного сионизма, раввин Мордехай Элиягу, официально заявил о своей поддержке оппозиционного предпринимателя .

На прошлых выборах Баркат уже пытался стать мэром столицы, однако проиграл Луполянскому, и в итоге довольствовался ролью лидера оппозиции в горсовете. Однако тогда Луполянский победил благодаря голосам части светских иерусалимцев. Eсли их голоса перейдут к Баркату, то он вполне может рассчитывать на победу.

Еще один претендент на роль израильского Лужкова - хорошо известный многим россиянам бизнесмен-олигарх Аркадий Гайдамак. Как именно он поведет борьбу за сердце и голоса иерусалимцев, пока не ясно. Скорее всего, его главным оружием станут щедрые пожертвования на различные общественные и благотворительные проекты, и еще более щедрые обещания, которые непременно будут выполнены в случае победы. При этом, разумеется, не были забыты и религиозные интересы. В прессе уже не раз появлялись сообщения о многочисленных контактах Гайдамака с лидерами различных конфессий, включая, разумеется, и иудейских ортодоксов. Подробности этих переговоров, естественно, не разглашались. Однако мало кто сомневался, что речь на них шла не о "темных местах" у блаженного Августина.

Муниципальные выборы назначены на 11 ноября. За это время картина может еще несколько раз перемениться. Особенно - с учетом слухов, что некоторые влиятельные политики как раз сейчас решают, не вступить ли им в предвыборную гонку (если эти слухи подтвердятся, это может смешать карты всем участникам игры). Однако при любом раскладе "религиозный фактор" будет на этих выборах одним из решающих.

Впрочем, для такого города, как Иерусалим, это, наверное, неизбежно.

Евгений Левин,
Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования