Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Главправославпросвет. И без попов. ОПК без Церкви - в той общественной конструкции, которая сложилась сегодня в России, - феномен вполне возможный


Когда проект всеобщего воцерковления через общеобразовательную школу не поддерживается населением, но некое абстрактное православие продолжает сохранять свою привлекательность в глазах общества, на роль "главного православного" начинают претендовать государство и окологосударственные структуры.

Как и в прежние годы, архи-, прото- и просто иереи РПЦ МП накануне 1 сентября с высоких трибун и телеэкранов дружно произносили заклинания о важности "Основ православной культуры" (ОПК), при этом то и дело с надеждой поминая грядущую им на смену "Духовно-нравственную культуру" (ДНК). Однако о духовном "светлом будущем" (правда, уже, слава Богу, не "всего человечества", но лишь россиян), которое достижимо через всеобщее приобщении к православной (она же – духовно-нравственная) культуре, гораздо весомее и значимее высказались представители власти.

Как известно, наиболее резко против всеобщего ОПК высказывались мусульмане да академики (моментально признанные большинством православных "атеистами"). В первом случае противников ОПК пугала перспектива окончательного превращения в дискриминируемое религиозное меньшинство. Во втором - утрата Россией лидерских позиций в науке, безудержный рост примитивного мистицизма в российском обществе  и, по большому счету, раскол страны по этноконфессиональному признаку. Однако накануне нового учебного года против ОПК высказался и олицетворяющий "высшее чиновничество православной традиции" мэр российской столицы Юрий Лужков. Он прямо отрекомендовался участникам городского педсовета как "человек православия" и при этом признал, что ОПК недопустим, потому что это просто "Закон Божий". (РПЦ МП, напомним, вопреки очевидным фактам, стремится объявить предмет "культурологическим".)

На правах "своего для православия", а значит имеющего право критиковать некоторые мнения церковного руководства, Лужков заявил: "Есть горячие головы от православия, которые предлагают вводить обязательно такой урок ("Закон Божий" - "Портал-Credo.Ru"), - а я сам человек православия, поэтому говорю с полным осознанием всего. А что будут, например, делать в республиках, где в основном мусульманское население?Мы получим не единство межконфессионального общения, а получим разобщение страны по конфессиональным направлениям. Если мы не поймем этого, то сделаем ошибку" (выделено полужирным М.Ж.).

В представлении Лужкова идеальным был бы светский информативный курс о религиях – как раз тот вариант, который категорически не устраивает РПЦ МП.

Не осталось в стороне и российское министерство образования, в прежние годы следовавшее в этом вопросе, скорее, за событиями в регионах. Договаривается региональное начальство с епархией об ускоренной ОПКизации: ну и, как говорится, "флаг Вам в руки", мол, на условиях регионального и школьного компонентов и такое возможно... Совсем по-иному начинают выстраиваться школьные программы по единым для всей страны образовательным стандартам. Ключевыми в словах начальника отдела Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ Татьяны Петровой можно считать положения об учёте этнокультурных потребностей, факультативности и добровольности изучения ОПК, наряду с соблюдением права выбора предметов. Для этого министерство приступило к мониторингу ситуации с ОПК в регионах, чего раньше не было. Предлагаемый механизм подразумевает существенное ограничение работы административных "трамваев желаний" на местах. Федеральное министерство говорит: "Ладно, мы согласны – изучайте и православие, но при этом должна быть обеспечена свобода выбора, факультативность при наличии альтернативных курсов". Конечно, если очень захочется, можно превратить и светскую этику в сугубо конфессиональный предмет, а факультативу придать всеобъемлющее мировоззренческое значение, влияющее на оценки в аттестате, или найти ещё какие-нибудь как юридические, так и неправовые лазейки… Но какая-то ясность с переходом к новой схеме образовательных стандартов всё же наступила. По крайней мере, министерство сформировало свою позицию в вопросе изучения религии под видом светской "культурологической" дисциплины. И оно со всей очевидностью не совпадает с представлениями РПЦ МП. Как следствие, сама тональность Церкви начала корректироваться в сторону наращивания требований по части устойчивого госфинансирования существующих православных школ. Это одновременно и минимум требований, и "последний рубеж", за который Церковь отступать не намерена. Достаточно показательны высказывания зампреда ОВЦС МП отца Всеволода Чаплина, цитируемые "Интерфакс-религия". Количество школ для детей из православных семей, заявляет представитель РПЦ МП, ничтожно мало (надо полагать, таковых не хватает, чтобы удовлетворить потребности всех желающих). Преподавание светских предметов в них финансируется госструктурами по произвольному усмотрению последних; правовая ниша "негосударственных" школ, в рамках которой существуют православные общеобразовательные учебные заведения, ориентирована, прежде всего, на богатых, считает о. Всеволод: "Для 95 % жителей России единственным местом для обучения детей в соответствии с их мировоззрением остаются школы государственные. <…> Человеку по-настоящему верующему, даже ребенку, который свое мировоззрение уже обрел, будет больно и неприятно слышать, если учитель скажет, что все религии одинаково истинны или одинаково ложны". ОПК здесь явно не на первом плане.

Но, похоже, несмотря на вполне очевидный результат дня сегодняшнего, сдавать в архив истории многотомное "дело об ОПК" пока преждевременно. Есть движение "Наши" с его намерением эксплуатировать православие как часть патриотического бренда, появилось и молодёжное министерство, которое возглавил бывший лидер "Наших". Новая властная структура предпринимает попытки сконструировать позитивный имидж России в глазах подрастающего поколения. "Весьма своевременно" в Госдуме РФ появился и законопроект "О нравственном воспитании молодёжи", явно имеющий православно-идеологические проекции.

Действительно, население России, не будучи воцерковленным, да и вообще, в большинстве своем, далёкое от Церкви, устойчиво демонстрирует собственную декларативную православность. По всей видимости, в этом случае действует следующая закономерность: чем дальше основная масса отстоит от реальной Церкви, тем больше она идентифицирует себя с православием, но при этом не имеет никаких сугубо церковных способов коммуникации. Эксплуатировать эту потенциально объединяющую идею, создать на её основе социальные сети - в глазах профессиональных политтехнологов все это очень заманчиво. Если же вспомнить, что создание идеологии "стабилизации 2000-х" включает в себя то, что безоговорочно принимается населением, становится понятно, что всё, так или иначе с этой "стабилизацией" связаное, – это всерьёз и надолго, т.е. это основа идеологии. Любопытна история формулировки из наделавшего шуму школьного учебника по отечественной истории XX века Александра Филиппова о Сталине – "выдающемся менеджере". Как оказалась, автор книги, призванной расставить "правильные" точки над "i", только процитировал оценку из конкурсного сочинения школьницы.

Так что ОПК без Церкви именно в такой общественной конструкции, которая сложилась сегодня в России, – феномен вполне возможный.

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования