Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Нефундаментальная фундаментальность. Любой религиозный фундаментализм является угрозой для современной западной цивилизации, вне зависимости от того, выступает он под знаком полумесяца, креста или маген-довида


Как нетрудно было предвидеть, бурная и совершенно неадекватная реакция исламского мира на совершенно невинную речь Бенедикта XVI нанесла еще один удар по репутации ислама, чьи акции в последнее время и так котировались на Западе не слишком высоко. По словам православного публициста Сегея Худиева, "когда люди совершают акты насилия от имени своей религии, в знак возмущения тем, что их религии облыжно приписывается насильственный характер, или грозятся всех поубивать от обиды на то, что враги клеветнически обвиняют их в склонности злоупотреблять оружием - хочется заподозрить их в том, что они – переодетые исламофобы, агенты ЦРУ и Моссада с бородами из мочалы, это мусульмане, и именно они создают образ последователей Ислама как безрассудных, буйных, непредсказуемых и опасных людей".

О воинственности и нетерпимости ислама не рассуждает сегодня только ленивый. В подтверждение этого тезиса нередко вспоминают о том, что в большинстве мусульманских стран как не было, так и нет никакой свободы совести, так что, в частности, переход правоверного в иную религию карается смертью. В списке стран, законы которых карают за вероотступничество, находятся Саудовская Аравия, Иран, Судан, Йемен, Мавритания, Афганистан... Причем соответствующие параграфы закона не являются всего лишь данью традиции, как видно из недавнего дела Абдула Рахмана – афганца, перешедшего в христианство и приговоренного за это к смертной казни. Правда, в конечном итоге, казнь, под давлением Запада, не состоялась. Однако при этом сам закон, предписывающий казнить за вероотступничество, отменен не был – Рахмана попросту объявили сумасшедшим, и, следовательно, не несущим ответственности за свои поступки.

Итак, факты, подтверждающие нетерпимость ислама, найти нетрудно. Однако прежде чем окончательно заклеймить религию пророка, я предложил бы сделать паузу и задуматься – а давно ли стал толерантным и терпимым наш христианский (или, если угодно – иудеохристианский) мир?

Всего каких-то два с половиной века назад жена некого капитана-поручика Возницина подала в московскую канцелярию Синода донос на своего мужа. В доносе сообщалось, что Возницын "оставя святую православную веру, имеет веру жидовскую и субботствует, и никаких праздников не почитает... молитву имеет по жидовскому закону, оборотясь к стене... а дружбу он имел с жидом Борох Лейбовым...". Заявление было исследовано со всей тщательностью, и, в конечном итоге, признано соответствующим истине (в частности, выяснилось, что Возницин сделал себе обрезание). После чего и русский офицер, и "совративший его еврей" были приговорены к смертной казни через сожжение. Экзекуцию провели на Адмиралтейском острове в Петербурге, возле нового Гостиного двора, 15 июля 1738 года. В специальном объявлении было указано, чтобы "всякого чина люди для смотрения той экзекуции сходились к тому месту означенного числа, по утру с восьмого часа".

В 1749 году аналогичное аутодафе состоялось в Польском Вильно. На этот раз был сожжен Авраам (Валентин) Потоцкий - польский аристократ, перешедший в иудаизм. Приговор был приведен в исполнение у стены виленской крепости, во второй день еврейского праздника Шавуот (Пятидесятница).

Справедливости ради следует отметить, что Потоцкий, в отличии от Возницина, не был казнен за переход в иудаизм. Ибо, как убедительно продемонстрировал профессор Беднов, законодательство Речи Посполитой формально предусматривало смертную казнь за отпад из католичества в любую религию, включаю, в том числе, и православие.

В православной России законы были не столь суровы. Однако и там переход из православия в любое иное исповедание был запрещен аж до революции 1905 года. Причем покинуть лоно православия не мог даже человек, ставший православным не по своей воле. Иногда это приводило к серьезной трагедии (например, когда записанные никонианами старообрядцы не могли обвенчаться или похоронить своих умерших согласно собственному обряду), иногда же – к анекдотам вроде знаменитой лесковской истории: " Mисс Сп-нг, гостя у своих и у наших друзей в Орловской губернии, заболела и, как девушка религиозная, позвала к себе единственное духовное лицо в деревне — приходского священника. А добрый сельский батюшка не только помазал ее миром и причастил, но и примазал ей это в ее документе, то есть сейчас же "учинил о сем надпись на ее паспорте". Между тем умиравшая мисс Сп-нг после совершенного над нею тайнодействия не только выздоровела, но вскоре же была помолвлена за сына известного московского английского коммерсанта г. Л-ви. И тут, когда дело дошло до венчания, московский английский пастор набрел на самый неожиданный сюрприз: невеста значилась "православною". Обе английские семьи и весь московский английский приход, не сумев достойно оценить это обстоятельство, пришли в непонятное смятение и ужас. И вот пастор с моим дядею отправились к митрополиту Филарету Дроздову "отпрашивать" присоединенную по неведению англичанку, но митрополит им отказал. Тогда дело поправили иначе — гораздо легче и проще. Горю помог в этом случае один московский квартальный, указавший средство переписать оправославленную невесту снова в ее прежний еретический англиканизм".

Возницын и Потоцкий были, разумеется, далеко не единственными европейцами, казненными за отпадение в еврейскую веру. На счету одной лишь испанской инквизиции – гибель сотен и тысяч "иудействующих". Однако самим иудеям собственные страдания не прибавили терпимости. Правда, живя в христианской Европе, они ничего не могли сделать с евреями, принявшими христианство. Однако в той же Испании, где, помимо евреев, проживало немало мусульман, евреи добились у короля права казнить своих соплеменников, перешедших в ислам, и неуклонно пользовались этой привилегией.

Аналогичные примеры можно приводить долго. Но вывод, полагаю, и так ясен – всего каких-то два века назад христианская Европа была не более толерантной, чем нынешний мусульманский Восток. В свою очередь, слово "ислам" тоже далеко не всегда ассоциировалось с нетерпимостью. К примеру, в XII веке семья будущего философа Моше Маймонида, проживавшая тогда в Марокко, была вынуждена перейти в мусульманство. Впоследствии, перебравшись в Египет, Маймонид вернулся к вере предков. В какой-то момент поэт Абу аль Арав Миша, знавший семью Маймонида еще по Марокко, обвинил философа в вероотступничестве. Однако верховный судья, разбиравший это дело, постановил, что нельзя считать отступником человека, который отверг религию, навязанную ему силой.

Разумеется, современный иудеохристианский мир гораздо толерантнее мира современного ислама. Однако ни для христианства, ни для иудаизма толерантность, как мы видим, не является имманентным свойством. Напротив, многие процессы, следствием которых стала нынешняя веротерпимость Запада, часто протекали независимо, а то и вопреки религиозному истаблишменту... (Возможны ли аналогичные процессы в исламском обществе, или же они могли возникнуть исключительно на иудео-христианском культурном субстрате? Ответа на этот вопрос у меня нет.)

На сегодняшний день радикальный ислам является главной угрозой Западу, для которого успешное противостояние ей является вопросом жизни и смерти. Однако в борьбе с исламским фундаментализмом крайне важно не забывать, в первую очередь, это должна быть борьба с "фундаментализмом", и только затем – с "исламом". Ибо для современной западной цивилизации, построенной на идеях терпимости и прав человека, любой религиозный фундаментализм является угрозой. Вне зависимости от того, выступает он под знаком полумесяца, креста или маген-довида.

Современный мир устроят только "нефундаментальные" религии…

Евгений Левин,
для "Портала–Credo
.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования